Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста»
1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению……………………………………………………..6
1.2 Психологическая готовность к школе. Виды готовности………….9
1.3 Мотивационная готовность. Понятие, показатели…………………11
1.4 Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников…………………………………………………..14
Выводы по главе 1.

Глава 2. «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению» .
2.1 Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению………………………………………....19
2.2 Результаты исследования…………………………………….22
2.3. Анализ и интерпретация результатов……………………….25
Выводы по главе 2.

Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.doc

— 420.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Российская Федерация

Тольяттинский Государственный Университет

 

 

Институт (факультет): Гуманитарный

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Специальность: 030301 «Психология»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

         Активные методы формирования мотивационной готовности  

детей дошкольного возраста к школьному обучению.

 

 

 

 

СТУДЕНТ(КА): группы ПСХ-402 Муравьёва В.А.

                                                     (инициалы, фамилия)                           

РУКОВОДИТЕЛЬ: старший преподаватель С.Ю. Николаева

                                            (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)   

 

 

 

 

 

 

              Тольятти – 2011 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста»

1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности  школьному обучению……………………………………………………..6

      1.2 Психологическая готовность к школе. Виды готовности………….9

1.3 Мотивационная готовность. Понятие, показатели…………………11

1.4 Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников…………………………………………………..14

Выводы по главе 1.

 

Глава 2.   «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению» .

                 2.1  Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению………………………………………....19

                 2.2  Результаты исследования…………………………………….22

                 2.3. Анализ и интерпретация результатов……………………….25

Выводы по главе 2.

 

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы.

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.  Осуществляя подготовку к школе, родители и воспитатели должны внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения, так как психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, сама по себе, а образуется постепенно и, главное, требует верного педагогического руководства.

               Психологическая готовность – итог всей школьной жизни. По словам И.В. Дубровиной, для ее формирования необходимо, чтобы малыш много играл сам, со сверстниками и взрослыми[18].

               Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

 

Проблема

На сегодняшний день большое внимание уделяется интеллектуальной и социально-психологической готовности ребёнка к школе. Педагоги детских садов и родители учат детей считать и писать, расширяют кругозор ребёнка. Но для полной готовности ребёнка к школьному обучению недостаточно. Важно также сформировать личностную готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

Цель – изучение активных методов обучения в формировании мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников.

Объект - мотивационная готовность к школьному обучению.

Предмет - активные методы -  как средство повышения мотивационной готовности.

Гипотеза: мы предполагаем, что мотивационная готовность детей дошкольного возраста может быть изменена при помощи специально подобранных методов активного обучения, в частности с помощью применения сказки.

Задачи:

- Провести теоретический анализ литературы по вопросам мотивационной готовности к школьному обучению;

- Провести теоретический анализ литературы по методам воздействия на мотивационную готовность дошкольников к школьному обучению;

- Определить уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста;

- Организовать и провести занятия, с детьми дошкольного возраста используя активные методы обучения, в частности используя сказку;

- Оценить эффективность применения методов активного обучения при помощи диагностики мотивационной готовности;

- Сформулировать выводы о проделанной работе.

 

В данной работе использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературы

- диагностические методы: методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и младших школьников (М.Р. Гинзбург)

-качественный и количественный анализ результатов: методы математической статистики (U критерий  – Манна-Уитни , t критерий  Стьюдента).

 

Практическая значимость.

Результаты проведённого исследования могут использоваться педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений с целью развития, коррекции и развития мотивационной готовности к школьному обучению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста».

 

1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности  школьному обучению

 

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Кравцова Е. Е. выделяет четыре основных подхода к проблеме школьной готовности, сформированные в русле психологии и педагогики[9] :

Исследования, которые могут быть отнесены к первому подходу, направлены на формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

Т. В. Тарунтаевой, Л. Е. Журовой и др. было установлено, что дети 5 – 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось ранее, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу дошкольного учреждения и делает возможным обучение в школе с более раннего возраста – с шести лет[13].

Однако этот подход не учитывает других не менее важных, чем формирование определенных, пусть даже значимых для школы знаний и навыков, компонентов готовности к школьному обучению.

Второй подход заключается в определении требований, предъявляемых к ребенку, с одной стороны, исследовании новообразований и изменений в психике ребенка, которые наблюдаются в психике ребенка к концу дошкольного возраста. Л. И. Божович отмечает: «... беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности...»[2].

По мнению исследователей данного подхода, комплекс психологических свойств и качеств, определяющих психологическую готовность к школьному обучению, должны составлять определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, опосредованная школьная мотивация (желание учится), внутренние этические инстанции, самооценка. При всех своих положительных сторонах, данное направление при рассмотрении готовности к школе не учитывает наличия предпосылок и источников наличия учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Суть третьего подхода состоит в исследовании генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявления путей их формирования на специально организованных учебных занятиях. Так, Т. С. Комаровой, А. Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой и др. было выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, конструирование , аппликация), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкции, умение оценивать свою работу и работы других детей[9].

Однако представители данного направления не учитывали, что источником учебной деятельности является только единое психологическое образование, порождающее все ее компоненты в их специфике и взаимосвязи.

В основе четвертого подхода лежит выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина и его сотрудников таким новообразованием является способность ребенка к подчинению правилам и требованиям взрослого[7]. В исследованиях А. Л. Венгера и Л. И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого; данное умение связывалось со способом овладения общим способом действования в ситуации задачи[6].

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом, при этом некоторыми исследователями отождествляются  понятия «школьная готовность» и «школьная зрелость».Большой интерес представляют исследования А. Керна и Я. Ийрасека, согласно которым поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. Под умственной зрелостью авторы понимают способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению; под эмоциональной зрелостью – эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка; социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а также со способностью взять на себя роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Для отечественной психологии исходной единицей анализа психологической готовности к школьному обучению выступает специфика дошкольного детства, взятая в общем контексте онтогенеза личности, обуславливающая основные линии психического развития в этом возрасте и, тем самым, создающая возможность перехода к новой, более высокой форме жизнедеятельности.

 

 

1.2       Психологическая готовность к школе. Виды готовности.

 

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности[21]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника[2]. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции[6]. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный , эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

                   Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение

импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Информация о работе Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению