Агрессия и агрессивное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2

Работа содержит 2 файла

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)
 

     Далее, исходя  из средних значений, подростки были распределены  на группы по уровню физической и  вербальной агрессии: низкий, ниже среднего, выше среднего и высокий. Данные результаты   представлены в таблице 2.2 и 2.3

     Таблица 2.3

Уровень физической агрессии подростков

Уровень Кол-во %
Низкий 4 13
Ниже  среднего 12 40
Выше  среднего 8 27
Высокий 6 20
Итого 30 100
 

     Как видно из представленных данных, низкий уровень физической агрессии характеризует 13%. Для них проявление физической агрессии носит минимальный и ситуативный характер. 40% подростков характеризуется также ниже  среднего уровнем агрессии. Выше среднего уровень физической агрессии проявился среди 27% подростков. Высокий уровень физической агрессии характерен для 20% испытуемых. Иными словами,  20% подростков признают, что могут нередко использовать физическую силу против другого лица.

     Таблица  2.4 представляет результаты изучения проявлений  вербальной агрессии среди подростков.

     Таблица 2.4

Уровень вербальной  агрессии подростков

Уровень Кол-во %
Низкий 3 10
Ниже  среднего 11 37
Выше  среднего 13 43
Высокий 3 10
Итого 30 100
 

     Как видно из данных таблицы, всего 47% подростков имеют уровень вербальной агрессии ниже среднего. Выше среднего уровень вербальной агрессии характеризует 43% подростков и 10% характеризуется высоким  уровнем проявления вербальной агрессии. Иными словами  для 10% испытуемых подросткового возраста характерно выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг),  через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

     Рис. 2.2 наглядно представляет сравнительный  анализ результатов изучения физической и вербальной агрессии среди подростков.

     

     Рис. 2.2. Сравнительный анализ физической и вербальной агрессии среди подростков.

     Результаты  сравнительного анализа уровня физической  и  вербальной  агрессии среди  подростков демонстрируют, что более  высокий уровень характерен для  физической агрессии. В меньшей степени у подростков проявляется вербальная  агрессия.

     Данный  результат можно объяснить психологическими особенностями подросткового возраста, связанного с эмоциональной нестабильность, повышенной возбудимостью. Более высокие  показатели физической агрессии также можно объяснить стремлением подростков преувеличить свои   негативные черты, в том числе представить себя более агрессивным, чем есть на самом деле.  

     Данные  исследования выявили у подростка  высокий уровень агрессивности. Со слов классного руководителя по уровню агрессии быд охарактеризован ученик: учится удовлетворительно, но может учиться лучше. Энергичен. Упорен. Не уступает если даже не прав. Общается со всеми мальчиками в классе, но дружит с двумя одноклассниками, с которыми у него общие интересы. Иногда является инициатором конфликтов в классе. Родители интересуются учебной деятельностью подростка, ходят на родительские собрания. Андрей в семье второй ребенок. 

     ВЫВОДЫ 

     Провели эмпирическое исследования, как проявляется  физическая и вербальная агрессия в подростковом возрасте. Были приведены методики, например как, опросник Басса-Дарки.

     По  опроснику выделяется следующие  формы агрессивных и враждебных реакций как: физическая агрессия, косвенная  агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и угрызения совести, чувство вины.

     Провели анализ результатов исследования агрессивности  у подростков (в юношеском возрасте) и на основании проведенного исследования были представлены результаты в таблицах (2.1, 2.2, 2.3, 2.4, а так же на рисунках 2.1, 2.2).

     Результаты  сравнительного анализа уровня физической и вербальной агрессии среди подростков демонстрирует, что более высокий  уровень агрессии характерен для  физической агрессии, а меньшей степени  у подростков проявляется вербальная агрессия.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Были  выполнены следующие задачи:

  1. Охарактеризовали понятия агрессии, агрессивности, агрессивного поведения;
  2. Проанализировали виды, типы и формы агрессии;
  3. Выявили уровень и особенности проявления физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте.
  4. Проведено эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте;
  5. Изучены методики исследования;
  6. Проанализировали результаты исследования.

     Агрессия – это поведение, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

      Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют  социальные факторы (влияние семьи, СМИ). Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Агрессивное поведение подростков провоцируется условиями, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.

      Результаты  эмпирического изучения физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте:

     1. Низкий и ниже среднего уровень  физической агрессии характеризует 53% подростков. Выше среднего уровень физической агрессии проявился среди 27% подростков. Высокий уровень физической агрессии характерен для 20% испытуемых. Иными словами,  20% подростков признают, что  могут нередко  использовать физическую силу против другого лица.

     2. 53% подростков характеризуется   выше среднего и высоким  уровнем вербальной агрессии. Иными словами для них характерно выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

     Результаты  сравнительного анализа уровня физической  и  вербальной  агрессии среди  подростков демонстрируют, что более  высокий уровень характерен для  физической агрессии. В меньшей степени  у подростков проявляется вербальная  агрессия. Данный результат можно объяснить психологическими особенностями подросткового возраста, связанного с эмоциональной нестабильность, повышенной возбудимостью. Более высокие показатели физической агрессии также можно объяснить стремлением подростков преувеличить свои   негативные черты, в том  числе проявление физической агрессии.

     Таким образом, можно считать гипотезу, выдвинутую в ходе исследования доказанной: для подросткового возраста в  большей степени характерно  проявление физической агрессии по сравнению с вербальной.   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. 
– Москва: Бахрах-М, 2000. – 221 с.

     2. Белинская, Е.П. Человек в информационном мире / Е.П. Белинска 
// Социальная психология в современном мире: учеб. пособие для вузов. Под ред. Г.М. Андреевой, А. И Донцова. – Москва: Аспект Пресс, 2002. 
– С. 203-219.

     3. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / 
Л. Берковец. – Санкт-Петербург.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

     4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 352 с.

     5. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.

     6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 512 с.

     7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 1024 с.

     8. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, 
Н.В. Казаринова, В.М. Погольша // Учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 345 с.

     9. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – С. 38 – 39.

     10. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – Москва: Эксмо, 1997. 278 с.

     11. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 688 с.: ил.

     12. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. Москва: Юрлит, 1996. №5. С.318.

     13. Реан, А.А. Агрессия и аутоагрессия: Характерологические корреляты / А.А. Реан // Актуальные педагогические проблемы  социальной психологии развития: матер. междунар. науч.-практ. конф. 
Минск: Изд-во «Право и экономика», 1998. – С. 23–32.

     14. Румянцева, Т.Г Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопр. Психологии. Москва: Эксмо, 2009. – № 1. – С. 8187.

     15. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. 
– Москва: Эксмо, 1996. – 34 с.

     16. Солпитер, Дж. Дети и компьютер / Дж. Солпитер. – Москва: Эксмо, 1991. – 256 с.

     17. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник МГУ. – Москва: МГУ, 1991. – №3. – С. 45–56.

     18. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: аффективно – динамический подход / И.А. Фурманов // Психология. – Москва: Юрайт, 1996. – № 5. – С. 64–76.

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков