Агрессия и агрессивное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2

Работа содержит 2 файла

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

      Позднее у мальчиков младшего подросткового  возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и кроме того, они часто прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается еще одна примечательная тенденция: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

      Впоследствии  при переходе от младшего подросткового возраста к юношескому у возрасту соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная, косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминирует физическая агрессия и негативизм, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия. В возрастном аспекте следует отметить обще нарастание агрессивных и негативистских тенденций как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем примечательно временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16 годами, а также косвенной агрессии и негативизма к 14 и 16 годам, а также косвенной агрессии и негативизма к 14 и 16 годам. У девочек – ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14 летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к нарастанию [18, c. 26-28].

      Внутри  подросткового возраста, как у  мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким  и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено Л.М. Семенюк [15], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

      Для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

      Говоря  об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот  факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

      Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют  многие факторы. Агрессивное поведение  определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

      Агрессивное поведение подростков провоцируется условиями, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность [6]. 

      ВЫВОДЫ 

          Охарактеризованы  понятия агрессии, агрессивности и агрессивного поведения. Проанализированы виды и типы, а так же формы агрессии у подростков (в юношеском возрасте). Был выявлен уровень и особенности проявления физической и вербальной агрессии в подростковом возрасте.

    Становление агрессивного поведения у подростков – сложный процесс, в котором участвует социальные факторы (влияние семьи, СМИ). Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Агрессивное поведение подростков провоцируется условиями, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.

    У мальчиков агрессия больше в физическом проявлении, а у девочек в вербальном проявлении агрессии.

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ВЕРБАЛЬНОЙ 
И ФИЗИЧЕСКОЙ  АГРЕССИИ  В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Методы исследования

 

     Цель  эмпирического исследования: выявление проявлений физической и вербальной  агрессии в подростковом возрасте.

     Методы  исследования:

  1. Метод тестирования (методика – Опросник Басса-Дарки).

     2. Количественно-качественный анализ  результатов исследования.

     Описание  методики

     Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что агрессивное поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдение. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

     Наиболее  часто употребляемая мера агрессии и враждебности – тест враждебности по Бассу и Дарки.

     Басса–Дарки – опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Каждое утверждение относится к одному из восьми т.н. индексов форм агрессивных или враждебных реакций:

     Индексы различных форм агрессивных и  враждебных реакций определяются суммированием  полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение  и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности;

     Враждебность  – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим;

     Агрессия  – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

     Опросник  выделяет следующие формы агрессивных  и враждебных реакций:

     1. Физическая агрессия (нападение)  – использование физической силы  против другого лица.

     2. Косвенная агрессия – агрессия  окольными путями направлена  на другое лицо (сплетни, злобные  шутки), а также агрессия, которая   ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)

     3. Раздражение – готовность к  проявлению при малейшем возбуждении  вспыльчивости, резкости, грубости.

     4. Негативизм – оппозиционные реакции,  направленные против авторитета  и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся  законов и правил).

     5. Обида – зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством  горечи, гнева на весь мир за  действительные или мнимые страдания. 

     6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

     7. Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств через форму  (ссоры, крик, визг), так и через  содержание словесных ответов  (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

     8. Угрызения совести, чувство вины  – выражают сдерживающее влияние  чувства вины и проявления  форм поведения, которые обычно  запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека  в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

     Для целей нашего исследования был взят тест Басса-Дарки, так как он позволяет  измерить как общий уровень агрессивности  в юношеском возрасте, так и  отдельные виды агрессии и сравнить их результаты между собой.

     В опроснике Басса – Дарки выделили следующие виды реакций:

         1. Физическая агрессия (ФА),

         2. Косвенная агрессия (КА),

         3. Раздражение (Р),

         4. Негативизм (Н),

         5. Обида (О)),

         6. Подозрительность (П),

         7. Вербальная агрессия (ВА),

         8. Чувство вины (ЧВ).

     Анализируя  эти реакции можно высчитать

     - индекс агрессивности: (ИА = ФА + КА + ВА, где норма 21 ± 4)

     -  индекс враждебности: (ИВ = О + П,  где норма 6,5 – 7 ± 3).

     Нормой  агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

     Исходя  из цели нашего исследования, был осуществлен  анализ показателей индекса агрессивности, и также сравнивались показатели физической и вербальной агрессии.

 

2.2 Анализ результатов   исследования

 

     На  основании проведенного исследования были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.1  (Приложение 2).

     Таблица 2.1

Показатели  относительных частот проявления уровня агрессивности (опросник Басса – Дарки)

                       показатели

   уровни

Кол-во

%
Адекватный  уровень  9 30
Низкий  уровень 19 63
Высокий уровень 2 7
ИТОГО: 30 100
 

     Рис.2.1. наглядно отражает проявление уровней  агрессивности в подростковом возрасте.  

     

     Рис. 2.1  Проявление уровней  агрессивности в  подростковом возрасте

     Гистограмма (рис. 2.1) показывает, что 7% подростков имеют высокий уровень агрессивности, 63% – с низким уровнем агрессивности, 30% подростков имеют адекватный уровень агрессивности.

     Отдельно  был осуществлен анализ проявлений  физической и вербальной агрессии подростков.

     С помощью описательной статистики (электронная  программа Статистика 6.0) были вычислены средние, минимальные и  максимальные  значения показателей физической и вербальной агрессии, которые  представлены в таблице 2.2.

     Таблица 2.2

Средние значения физической и вербальной  агрессии подростков

  Mean Minimum Maximum Std.Dev.
Физическая  агрессия 73,30000 33,00000 110,0000 21,88552
Вербальная  агрессия 46,70000 0,00000 78,0000 20,78320

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков