Агрессия и агрессивное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 04:06, курсовая работа

Описание работы

Агрессивность – свойство личности, определяется как склонность к агрессивному поведению и актам агрессии. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны; не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивность как свойство личности, а она не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Большое влияние на развитие агрессивности оказывает социальная среда. Каждая личность должна обладать определённой степенью агрессии. Отсутствие её приводит к пассивности, ведомости.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика работы 5
1 Проблема агрессии и агрессивного поведения в подростковом возрасте в психологии их исследования 7
1.1 Понятие агрессии, агрессивности, агрессивного поведения 7
1.2 Виды, типы и формы агрессии 11
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения подростков 14
Выводы 17
2 Эмпирическое исследование вербальной и физической агрессии в подростковом возрасте 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
Выводы 30
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 1 39
Приложение 2

Работа содержит 2 файла

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

КУРСОВАЯ.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

     Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется  с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как  стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения. В качестве объекта агрессии могут выступать и неодушевленные предметы. Агрессия служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций.

     В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию н сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

     Необходимо  разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это  поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

     Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность - склонность к причинению другим лицам физического и морального ущерба ,свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

     А.А. Реан выделяет две полярные точки зрения на проблему агрессивности [12]:

     - этико-гуманистический подход – агрессия, причинение вреда другому человеку расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей – гуманистическая психология и философия,  традиции христианского учения;

     - эволюционно-генетический подход – агрессия трактуется как инстинкт, который в совокупности с другими инстинктами служит сохранению жизни.

     Соотнесем между собой понятия агрессивное действие и собственно агрессивное поведение или агрессия, так как часто эти понятия отождествляют между собой. Агрессивное действие – это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае говорят об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

     В определении агрессивного поведения, по мнению Т.Р. Румянцовой [18] сегодня на первый план выдвигается нормативный подход, который в определении поведения как агрессивного решающее место отводит понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда агрессивным называется поведение ребенка, которое включает два обязательных условия: 1) наличие губительных для жертвы последствий; 2) нарушение норм поведения.

     Таким образом, податливость к агрессивным  действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации

     Э.П. Котова выделяет различные "модальности" агрессивности и 4 ее подтипа, различающиеся  по таким параметрам, как направленность и интенсивность:

  • недифференцированная агрессивность, характеризующаяся средней интенсивностью и не целенаправленностью. Сюда относятся такие проявления как ссоры по любому поводу с любыми субъектами;
  • локальная агрессивность - средней интенсивности, целенаправленная,  характеризующаяся доминированием предметом конфликта. Агрессивность этого типа носит более выраженный характер, обладающие ею субъекты допускают для себя возможность физической агрессии;
  • враждебная агрессивность отличается высокой интенсивностью, но отсутствием целенаправленности. Это форма является преимущественно отражением мировоззренческой установки, проявляясь в оппозиционности, демонстративной индивидуальности, отрицании авторитетов, а также в негативных эмоциях - злобе, ненависти. Реальная физическая агрессия при этом виде агрессивности может не носить выраженного характера;
  • жестокая агрессивность, как крайнее проявление этого качества, характеризуется высокой интенсивностью и целенаправленностью. Подобный тип, отражающий присущие субъекту социальные установки, проявляется, в частности, в крайней жестокости деяния, не соответствующей вызвавшему его поводу.

     Агрессивность – устойчивая черта личности –  готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между  особями одного вида существует у  большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в  процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из них – нормы соц. ответственности и нормы воздействия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия, и пр.

     И.А. Фурманов, исследуя агрессивность у подростков и юношей, пришел к выводу, что агрессивность следует рассматривать как предрасположенность к реализации такой модели поведения, которая обеспечивает адаптацию человека и является одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [21]. Важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация, удовлетворения потребностей происходят социально приемлемым способов, и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающего миру, другим людям или себе.

     Агрессивность в сочетании с некоторыми индивидуально-психологическими характеристиками личности является достоверным  диагностическим и прогностическим  критерием нарушений поведения. Предрасположенность к агрессивности  вне зависимости от ее модальности и способа выражения имеют дети подросткового и юношеского возраста с расстройствами регуляторных функций в различных сферах личности [21].

     Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб [17].

     В социально-психологическом и уголовно-правовом плане жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, и в форме бездействия, а не жестокое агрессивное поведение – только в форме действия.

     Выделяют  следующие виды агрессивных реакций (Басс и Дарки):

  1. физическая агрессия – нападение;
  2. косвенная агрессия – злобные сплетни, шутки, взрывы ярости;
  3. склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении;
  4. негативизм - оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы;
  5. обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);
  6. в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
  7. вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму – ссора, крик, визг, - так и через содержание – угроза, проклятие, ругань.

     Агрессивное поведение – враждебные действия, цель которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное повеление может быть:

     1) непосредственным, прямым, т.е. направленным против объекта, который является источником фрустрации;

     2) смешенным, когда индивид, испытывающий  фрустрацию, не может направить  свое агрессивное поведение непосредственно  против источника фрустрации  и ищет «козла отпущения».

     Поскольку устремление вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества санкциям социальным, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства.

     У человека вследствие социализации агрессивного поведения приобретаются многообразные  формы. Различают агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих нормам социальным, и асоциальное агрессивное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов.

     Таким образом, агрессивные акты выступают в качестве:

  1. способа психологической защиты;
  2. способа удовлетворения определенной потребности;
  3. способа самореализации, самоутверждаемости, саморезультируемости;
  4. средства для достижения какой-либо ценностной, значимой цели;
  5. способа, помогающего оказать психологическое воздействие на другого индивида; подавить его волевые стимулы и деструктировать.

1.2 Виды, типы и формы  агрессии

 

     Выделяют  следующие виды агрессии.

     Агрессия  вербальная – форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

     Агрессия инструментальная – Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели.

     Агрессия  косвенная – Поведение агрессивное, направленность коего против лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.

     Агрессия  прямая – Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.

     Агрессия  реактивная – Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

     Здесь выделяются:

     1) агрессия аффективная;

     2) агрессия импульсивная;

     3) агрессия экспрессивная.

     Агрессия  физическая – поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.

     Агрессия враждебная – ее цель  непосредственное причинение вреда объекту самой агрессии, эскалации;

     Аутоагрессия – выражается в аутообвинении, аутоунижении, самопринижении своих достоинств, качеств личности; может детерминировать даже акции самоубийства, причинении себе самому телесных травм, повреждений. [42].

     Ю.Б. Можгинский [9] выделяет два вида патологической агрессии психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент трансформируется в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия.

     По  данным Ю.Б. Можгинского, среди подростков, совершивших убийства, максимально  жестокие агрессивные действия, 82% здоровы, 12% невменяемы, т.е. характеризуются патологической агрессивностью. Из последних 6% действовали под влиянием бреда и галлюцинаций (психотическая агрессия) и 6% проявили трансформированую агрессию. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности [9].

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение у подростков