Аддиктивное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Аддиктивное поведение является одной из форм нарушения поведения личности. Термин аддикция (addiction - англ. склонность, пагубная привычка, зависимость) первоначально использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как никотин, алкоголь, наркотики.

Содержание

Введение________________________________________________3
Изучение аддиктивного поведения в психологии___________5
Классификация аддикций______________________________8
Химические аддикции____________________________8
Нехимические аддикции__________________________9
Заключение______________________________________________28
Список литературы_______________________________________30

Работа содержит 1 файл

аддиктивное поведение.реферат к ГОСУ.docx

— 55.93 Кб (Скачать)

5. Характерно постепенное увеличение  частоты участия в игре, стремление  ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния  напряжения, сопровождающиеся игровым  «драйвом», все преодолевающим  стремлением найти возможность  участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение  способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что,  решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.

Следует отметить, что лица, участвующие  в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы  аддиктивного поведения. Для «игроков»  типичны трудности межличностных  отношений, частые разводы, нарушение  трудовой дисциплины, частая смена  работы.

Существуют факторы, предрасполагающие к гемблингу: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000). Американский исследователь А. Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет принадлежность к национальному меньшинству, отсутствие семейного статуса, депрессию, а также различные варианты химической аддикции.

 Любовные аддикции  и аддикции избегания

Существуют три вида аддикций отношений  — любовные, сексуальные и избегания, которые соприкасаются друг с  другом. У них общие предпосылки  возникновения: проблемы с самооценкой, неспособность любить себя, трудности  в установлении функциональных границ между собой и другими. Поскольку  такие лица не могут установить границы  своего Я, то у них отсутствует  способность к реальной оценке окружающих. Для этих людей существуют проблемы контроля — они позволяют контролировать себя или пытаются контролировать других. Характерны навязчивость в поведении, в эмоциях, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность действий и поступков, проблемы с духовностью, трудность в выражении интимных чувств (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., 2000).

Любовная аддикция — это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке. Такие отношения, как правило, возникают между двумя аддиктами; они получили название соаддиктивных, или созависимых. Наиболее характерные соаддиктивные отношения развиваются у любовного аддикта с аддиктом избегания. При таких отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность, как в положительном, так и в отрицательном отношении. В принципе, созависимые отношения могут возникнуть между родителем и ребенком, мужем и женой, друзьями, профессионалом и клиентом и т. д.

Признаки любовных аддикций, описанные  Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой (2000), заключаются в следующем:

  1. Непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.
  2. Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.
  3. Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это распространяется и на отношение к родным и близким. У аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых стоит страх, который он старается подавить. Страх часто находится на уровне подсознания. Страх, который присутствует на уровне сознания, — это страх быть покинутым. Своим поведением аддикт стремится избежать покинутости. Но на подсознательном уровне представлен страх интимности. Из-за этого аддикт не в состоянии перенести «здоровую» близость. Он боится оказаться в ситуации, где придется быть самим собой. Это приводит к тому, что подсознание ведет аддикта в ловушку, в которой он подсознательно выбирает себе партнера, который не может быть интимным. По-видимому, это связано с тем, что в детстве аддикт потерпел неудачу, пережил психическую травму при проявлении интимности к родителям.

Признаки аддикции избегания:

  1. Уход от интенсивности в отношениях со значимым для себя человеком (любовным аддиктом). Аддикт избегания проводит время в другой компании, на работе, в общении с другими людьми. Он стремится придать отношениям с любовным аддиктом «тлеющий» характер. Налицо амбивалентность отношений с любовным аддиктом — они важны, но он их избегает, не раскрывает себя в этих отношениях.
  2. Стремление к избеганию интимного контакта с использованием техник психологического дистанцирования. На уровне сознания у аддикта избегания находится страх интимности. Аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу, окажется под контролем. На подсознательном уровне — это страх покинутости. Он приводит к желанию восстановить отношения, но держать их на дистатнтном уровне.

 Сексуальные аддикции

Сексуальные аддикции относятся к  скрытым, замаскированным аддикциям. Это связано с социальными  табу на обсуждение данной тематики. Чем  более закрыта, табуирована эта тематика, тем меньше выявляется аддикций. Таким образом, сексуальные аддикции всегда должны рассматриваться в транскультуральном плане. П. Карнес (Carnes, 1991) сообщает, что сексуальной аддикции подвержены от 3 до 6% населения США. В более позднем исследовании приводится цифра в 20 миллионов человек (Coleman-Kennedy, Pendley, 2002).

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева (2000) подразделяют сексуальные аддикции на ранние, которые начинают формироваться очень в юном возрасте на фоне общего аддиктивного процесса, и поздние, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения.

Признаками сексуальной аддикции являются (Goodman, 1997):

  1. повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;
  2. продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.

Теоретическая модель сексуальной  аддикции, предложенная А. Гудманом (Goodman, 1997), включает в себя три компонента:

  • нарушение регуляции аффекта;
  • нарушение тормозного контроля за сексуальным поведением;
  • нарушение функционирования мотивационной системы награды.

В генезе сексуальных аддикций большое  значение имеет ранняя сексуальная  травматизация в детстве: от прямого  инцеста до закладки у ребенка  убеждений, что он представляет интерес  только как сексуальный объект. В  такой ситуации формируется комплекс неполноценности, изоляция, недоверие  к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное  отношение к сексу (Schwartz, 1992).

Большое значение имеет формирование системы верований и убеждений. Согласно этой системе любой аддикт относится к себе изначально плохо. Он не верит, что окружающие могут  хорошо к нему относиться. У него появляется убежденность, что секс — это единственная сфера, в которой  он может проявить свою самостоятельность. Секс — единственное средство, которое  может сделать изоляцию аддикта  переносимой.

Как показали исследования, у сексуальных  аддиктов выше уровень тревоги, депрессии, обсессивно-компульсиных проявлений, а также интерперсональной сенситивности, по сравнению с контрольной группой (Raviv, 1993). У сексуальных аддиктов встречается достаточно высокая  коморбидность с другими психическими расстройствами, такими как злоупотребление  ПАВ, тревожные и аффективные  расстройства (Black et al., 1997). Л. К. Шайдукова (1993) описала частое сочетание сексуальной  аддикции с ранним алкоголизмом у  женщин, где мотивом и алкоголизации, и промискуитета был поиск  новых ощущений. Мотив поиска «острых  ощущений» как ведущий при  сочетании сексуальной и алкогольной  аддикции приводится и в работе индийских  исследователей (Chandra et al., 2003).

 Работоголизм

Термин «работоголизм» был предложен  в начале 70-х годов ХХ века Оутсом — священником и профессором  психологии религии. Еще первые работы, посвященные работоголизму, выявили  его сходство с другими видами химической зависимости (Mentzel, 1979). Как  и всякая аддикция, работоголизм является бегством от реальности посредством  изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается  фиксацией на работе. Причем работа не представляет собой того, что  она выполняет в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не является и одной из составных частей его жизни — она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности (Короленко Ц. П., 1993).

Одной из важных особенностей работоголизма  является компульсивное стремление к постоянному успеху и одобрению  со стороны окружающих. Аддикт испытывает страх потерпеть неудачу, «потерять  лицо», быть обвиненным в некомпетентности, лени, оказаться хуже других в глазах начальства. С этим связано доминирование  в психологическом состоянии  чувства тревоги, которое не покидает работоголика ни во время работы, ни в минуты непродолжительного отдыха, который не бывает полноценным из-за постоянной фиксации мыслей на работе. Работоголик настолько фиксирован на работе, что постоянно отчуждается  от семьи, друзей, все более замыкаясь  в системе собственных переживаний.

Г. Портер (Porter, 1996) выделяет такие свойства работоголика, характерные для любого аддикта, как ригидное мышление, уход от действительности, прогрессирующая  вовлеченность и отсутствие критики.

Работоголизм, как и любая аддикция, сопровождается характерными личностными  изменениями, которые затрагивают, прежде всего, эмоционально-волевую  сферу. Развитие процесса сочетается с  прогредиентным нарастанием эмоциональной  опустошенности, нарушается способность  к эмпатии. Межличностные отношения  затрудняются, воспринимаются как тягостные, требующие большой энергетической затраты. Работоголик уже на подсознательном  уровне стремится избегать ситуаций, в которых требуется активное участие, уклоняется от обсуждения важных семейных проблем, не участвует в  воспитании детей, которые не получают от него обратного эмоционального тепла. Он предпочитает общаться с неодушевленными предметами (реже с животными), чем с людьми, так как это не требует решения насущных межличностных проблем.

Между тем следует учитывать, что  работоголизм может явиться «спасительной» аддикцией для бывших наркоманов и алкоголиков на этапе реабилитации (Егоров А. Ю., 2004; Hatcher, 1989).

Интернет-зависимости

В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского  общества стала актуальной проблема патологического использования  Интернет, за рубежом возникшая еще  в конце 1980-х. Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета). Для обозначения новых  форм нехимических (поведенческих) аддикций, связанных с высокими технологиями, М. Гриффитс (Griffiths, 1995) предложил термин «технологические зависимости», которые  разделил на пассивные (например, зависимость  от телевизора) и активные (интернет-игры).

М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие  психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

  • Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
  • Невозможность остановиться.
  • Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
  • Пренебрежение семьей и друзьями.
  • Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
  • Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
  • Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
  • Сухость в глазах.
  • Головные боли по типу мигрени.
  • Боли в спине.
  • Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
  • Пренебрежение личной гигиеной.
  • Расстройства сна, изменение режима сна.

Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:

  • Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
  • Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
  • Увеличение времени, проводимого он-лайн.
  • Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.

Информация о работе Аддиктивное поведение