Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 15:19, реферат
Как уже было сказано выше, проектирование и моделирование современного костюма относится к области художественного творчества. А в любом виде художественной деятельности важнейшее значение имеет композиция.
Костюм, как и любой другой предмет, имеет множество различных линий, совокупность которых дает нам исчерпывающую информацию о форме и частях, составляющих ее цельность.
.
По своему назначению
линии костюмной формы
• силуэтные линии — описывающие контур предмета, его абрис; они дают обобщенное представление о форме, не конкретизируя частности внутри самой формы;
• конструктивные линии — располагающиеся внутри силуэта и показывающие конструкцию этой формы, т. е. каким образом отдельные элементы и части формы составлены в целое; в костюме такими линиями являются все швы, линии соединения рукава с лифом, лифа с юбкой, а также вытачки, складки и др.;
• декоративные линии — это линии рисунка
декоративных отделок, а также орнаментации
ткани; если они совпадают с конструктивными
линиями, то их называют конструктивно-
По направлению
линии бывают горизонтальные, вертикальные
и наклонные, или диагональные. Все
они также сообщают композиции костюма
различное образно-
Горизонтальные
линии ассоциируются с
Вертикальные линии, наоборот, сообщают форме стройность и создают ощущение вытянутости вверх. Их применение в костюме способно улучшить внешность полных людей, сделать их фигуру более привлекательной. Однако нельзя злоупотреблять такими линиями при проектировании одежды для высоких и худых людей.
Самыми активными
и напряженными являются наклонные,
или диагональные линии. Они создают
ощущение движения и делают композицию
более выразительной. Декоративные
и конструктивные наклонные линии
привлекают внимание зрителя к самой
одежде, и восприятие фигуры становится
второстепенным. Этим обстоятельством
можно воспользоваться, чтобы скрыть
некоторые недостатки телосложения
человека. Интересный эффект можно
получить сочетанием в одном изделии
линий различных направлений. Это
приводит к тому, что в пределах
одной силуэтной формы можно
создать бесконечное число
Важнейшим композиционным
средством, помогающим достижению гармоничной
организации проектируемой
Слово «пропорция»
ввел в употребление древнеримский
оратор Цицерон еще в I в. до н. э.,
переведя таким образом на латынь платоновский
термин «аналогия», который буквально
означал «соотношение».
В работе над композицией пропорционирование
является главным регулирующим средством,
определяющим то гармоничное соотношение,
которое должно существовать между целым
и его частями, а также между частями по
отношению друг к другу. Иными словами,
пропорция — это связь, соединяющая внутри
целого его составные части и обеспечивающая
движение от одного размера к другому.
Пропорции бывают арифметические, или как их еще называют, рациональные, и геометрические, или иррациональные. Арифметические пропорции представляют собой соотношения целых чисел. Рациональные отношения содержат в себе модуль, который укладывается целое число раз в каждой величине, составляющей форму.
Арифметические рациональные пропорции применяются в композиции, когда нужно ясно выразить подчиненность частей целому.
К геометрическим, или иррациональным, пропорциям относятся такие соотношения, которые основаны на геометрической закономерности их построения. Примерами таких пропорций являются соотношения стороны квадрата к его диагонали или отношение половины основания равнобедренного треугольника к его высоте, и т. д.
Издавна в пропорции
усматривалась объективная
На ранних этапах
развития искусства использовались
различные методы построения пропорций.
Так, например, в искусстве Древнего
Египта применялась сетка квадратов,
на основе которой создавались
В период античности
сформировались новые системы. Квадрат
остался основой
«Золотое сечение» является иррациональным
соотношением. Суть этой пропорции состоит
в том, что сумма двух величин относится
к большей величине так же, как модификация
формы костюма ведет к дальнейшему ее
развитию, переходу к другой форме с другими
акцентами. Таким образом, пропорционирование
превращается в активно действующее средство
формообразования. А этот процесс и составляет
суть такого явления, как мода.
Непосредственно с
поиском пропорций
Древнегреческий философ Протагор назвал человека мерой всех вещей. Человеку свойственно размеры какого-либо объекта определять относительно своего роста. В первую очередь это относится к предметному миру, произведенному самим человеком.
Материальная среда, создаваемая людьми в процессе их жизнедеятельности, будь то здание, предметы быта или одежда, должна быть масштабна, т. е. соразмерна человеку, а значит, удобна в практическом использовании.
Так, например, при проектировании мебели, определении размеров ее общей формы и деталей должны учитываться не только эстетические параметры, но и эргономические (высота и глубина сиденья, форма спинки, уровень расположения ручек для открывания дверок шкафов и т. д.), обеспечивающие удобство их эксплуатации.
Масштабность в одежде проявляется не так, как в архитектуре или технике. Человек находится внутри одежды и передвигается вместе с ней. Если идет речь о бытовой одежде, а не о театральной или сценической, то все средства композиции должны быть направлены на то, чтобы и общая масса ее, и членения, и детали соответствовали фигуре человека, обеспечивали удобство пользования ею и в утилитарном, и в эстетическом смысле.
Соблюдение масштабности
в композиции костюма обязательно
еще и потому, что отсутствие ее
приводит к гротеску, комичности внешнего
облика человека. Этот прием, т. е. нарушение
масштабности, с успехом используется
в цирковом и театральном искусстве,
а также в карикатуре. Но если
его применять в бытовом
Правильно найденное в процессе художественного проектирования соответствие массы костюма размерам человеческой фигуры может не только подчеркнуть достоинства этой фигуры, но и скрыть, нивелировать некоторые недостатки.
Очевидно, что достижение
масштабности изделия самым прямым
образом связано с
При проектировании изделия нужно помнить, что детали его должны выражать структуру костюма, выявлять его форму, поэтому они должны находиться в прямой зависимости от конструктивной основы.
Можно варьировать в одежде форму и размер таких важных деталей, как воротник, карманы, манжеты, придавая таким образом всему костюму каждый раз новое образное звучание. Но если преступить некий предел величины, делая детали либо слишком большими, либо слишком маленькими, это отрицательно скажется на общем восприятии композиции костюма и на комфортности изделия.
На рис. 11 изображен костюм, у которого слишком большие карманы расположены очень низко, без учета эргономических требований. Такое нарушение масштабности не только ухудшает внешний вид изделия, но и делает неудобным пользование им.
Верно найденная масштабность формы костюма, ее членений относительно величины фигуры человека делает ее изящной, стройной, легкой. Неугаданная масштабность часто приводит к тому, что одежда, ее форма и детали утяжеляют фигуру, делают ее излишне массивной.
Если одежда изготавливается из материалов гладкокрашеных, без рисунка, то главное внимание при определении масштабности уделяется пропорциям формы и ее деталей и элементов. При проектировании изделия из ткани с активным крупным рисунком очень важно учитывать размер рисунка, его раппорт и цвет.
Рисунок ткани может визуально и укрупнить фигуру человека, и уменьшить ее, облегчить или сделать более монументальной. От того, как рисунок членит плоскость костюмной формы, разрушает ее или объединяет, в значительной степени зависит эстетическое восприятие изделия.
Каким бы модным ни был рисунок ткани по величине изобразительного мотива, характеру раппорта, цветовому решению, его необходимо использовать в костюмной композиции так, чтобы он соответствовал размерам человеческой фигуры, ее пластике. Ведь прежде всего костюм должен способствовать достижению изящества человека.
Представления о масштабности и ее выразительности могут претерпевать изменения во времени в зависимости от эстетических представлений того или иного художественного стиля, господствующего в искусстве в целом и в костюме в частности. Однако, к какому бы варианту ни пришел модельер при проектировании одежды, костюм не должен подавлять человека ни физически, ни психологически.
Таким образом, выбор правильной масштабности в композиции костюма представляет собой чрезвычайно важную задачу, от решения которой во многом зависит общее восприятие одежды и внешнего облика человека, для которого она предназначена.
Создание гармоничного костюма — основная цель модельера. Композиционная целостность изделия предусматривает прежде всего равновесие, т. е. такое состояние формы, при котором все ее элементы и части сбалансированы между собой. Композиционное равновесие костюма находится в прямой зависимости от распределения основных масс формы относительно ее центра и связано с характером организации пространства внутри силуэта костюма.
Достижение равновесия в композиции костюма в значительной мере обусловливается равновесным состоянием самой фигуры человека, которая по своей природе устойчива. Одним из основных условий равновесия человеческой фигуры является ее симметричность.
Характерным признаком
композиции является то, что каждый
ее элемент не существует изолированно,
а находится в окружении и
взаимосвязи с другими
Противопоставления отдельных составляющих композиции могут строиться по трем возможным вариантам: тождество, контраст и нюанс.
Наиболее выразительным
и активным из них является контраст.
По определению контраст — это
резко выраженное различие между
двумя однородными свойствами. Так,
например, о контрастном отношении
элементов говорится при
В одной композиции
могут присутствовать и контраст,
и нюанс, и тождество одновременно.
Например, если нужно выделить композиционный
центр и подчинить ему
Выбор контрастного
или нюансного решения в
Другое дело нюанс — самое тонкое, деликатное из композиционных средств. Костюм с нюансным отношением элементов не бросается в глаза, его эстетические достоинства раскрываются не сразу, а предполагают внимательное рассмотрение. Нюанс часто выступает как главное средство достижения элегантности.
Информация о работе Значение композиции в моделировании одежды