Значение композиции в моделировании одежды

Дата добавления: 18 Октября 2012 в 15:19
Автор: j*******@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (92.78 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

дизайн и проектирование изд.docx

  —  95.11 Кб
 
 

Значение композиции в моделировании  одежды

Как уже было сказано  выше, проектирование и моделирование  современного костюма относится  к области художественного творчества. А в любом виде художественной деятельности важнейшее значение имеет  композиция.

Слово «композиция» происходит от латинского «соmроsitio», что в переводе означает «сочинение, соединение, связь». В современном понимании композиция — это структура построения художественного произведения; подбор, группировка и последовательность художественных приемов, образующих в совокупности гармоническую целостность.

Под композицией  костюма понимается средство приведения всех костюмных элементов в единство. Таким образом, композиция костюма, отражая внутреннюю гармоническую  упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим  силу соединять части, составлять из них единое целое.

Работа над композицией  костюма начинается с художественной идеи, которую модельер должен хорошо продумать, прежде чем приступать к  поиску конкретной формы. Композиция любого изделия всегда обусловливается  его назначением и сферой использования. Общее художественное решение зависит  от многих факторов: имеет ли вещь больше функциональное или декоративное значение; будут ли ею пользоваться ежедневно  или в особых случаях; для какой возрастной, половой и социальной группы людей она предназначена и т. д.


 

Условия создания удачной композиции

Проектируя костюм, дизайнер должен тщательно продумать  связь между конструкцией, структурой и художественным образом. Хорошо составленная композиция помогает наиболее выразительно выявить идею произведения. Композицию можно признать удачной, если соблюдены  следующие условия:

• ни одна часть  целого не может быть изъята или  заменена без ущерба для целого;

• части не могут  меняться местами без ущерба для  целого;

• ни один элемент  не может быть присоединен к целому без ущерба для него.

Другими словами, в  хорошо продуманной композиции ничего нельзя ни прибавить, ни отнять, не нарушив  при этом целостности. Всякое изделие  должно быть законченным и не содержать  таких частей и элементов, которые  бы противоречили его функциональной, конструктивной или художественной сущности.

Единство  общей идеи и деталей композиции

Все составляющие композиции костюма должны «работать» на общую  идею. Порой дизайнеру даже приходится во имя сохранения единства и функциональности отказаться от какой-либо красивой детали, если она противоречит замыслу, разрушает  целостность.

При этом чрезвычайно  важно определить в композиции главную  и второстепенную части. Композиция всегда состоит из отдельных частей. Их взаимная соподчиненность и согласованность  очень важна для создания гармоничного единства. Удачное композиционное решение  способствует акцентированию главной  части, выделению ее как основного  элемента композиции.

Однако при этом она не может противопоставляться  второстепенным частям, быть чужеродной им. Для создания по-настоящему гармоничного произведения надо найти единство и  взаимосвязь между главным и  второстепенным, между целым и его частями. Только оптимальное соотношение и взаимодействие частей способно обеспечить изделию целостность, основными признаками которой являются:

• ограниченность —  это четко определяемое отличие  предмета от среды, в которой он находится;

• связность —  это естественная слитность отдельных  частей в одно целое, учитывающая  назначение предмета, соотношение размеров и пропорций его частей, соединение различных материалов и др.;

• компактность —  то оптимальное количество частей, которое может быть воспринято зрителем одновременно.

Выразительность костюма

И, конечно, обязательным требованием к композиции является достижение выразительности. Выразительность  предмета, в частности костюма, помогает глубже раскрыть его содержательную сторону, побуждает подробно изучить, рассмотреть его. Рассматривая выразительный  костюм, мы делаем вывод о его  назначении, конструкции, знакомимся с  материалами, из которого он изготовлен, убеждаемся в его прочности, качестве и т. д.

Если в результате нашего знакомства с предметом мы получаем эстетическое удовлетворение, то изделие представляет собой художественное произведение. Поэтому именно достижение выразительности считается результатом  работы модельера как художника, обеспечивая нужное восприятие проектируемой  формы костюма в целом.

Из сказанного становится очевидным, что работа над композицией  любого изделия представляет собой  индивидуальное образное мышление художника, его идеи и представления, реализуемые  в конкретном предмете. Такой род  деятельности предполагает у специалиста  наличие таланта и интуиции.

С другой стороны, композиция является довольно строгой наукой и  опирается на знание определенных правил и законов и использование  выразительных средств и приемов, владение которыми необходимо модельеру  для решения творческих задач.

Таким образом, творческий процесс работы над композицией  представляет собой органическое единство интуитивного и логического начал. Именно это дало основание французскому дизайнеру и архитектору XX в. Ле Корбюзье определить композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора.

Основные  свойства формы костюма

Всякий предмет  обладает формой, которую мы воспринимаем как «внешность» предмета, информирующую зрителя о его конфигурации, конструкции и месте, которое она занимает в окружающем пространстве. Таким образом, форма является основной объемно-пространственной характеристикой любого объекта материального мира.

Вопрос формообразования костюма составляет сущность моделирования  и является главным вопросом композиционного  поиска. Создание художественно-выразительной  формы — основная задача художника-модельера, так как именно изменение формы  одежды и является модой.

Форма обладает рядом  объективных физических свойств, вызывающих у зрителя те или иные ощущения. Рассмотрим важнейшие из них, помогающие созданию художественной выразительности  предмета:

• величина — это соотношение размеров формы с размерами других форм при их сопоставлении; создавая композицию, нужно учитывать, что при сопоставлении разных по величине форм размеры большей из них воспринимаются преувеличенными; важным является также то обстоятельство, что из двух одинаковых по величине форм та из них будет казаться крупнее, которая расчленена на меньшее количество частей (это свойство формы имеет значение при проектировании одежды для полных людей — чтобы визуально уменьшить их фигуру, необходимо расчленить форму костюма на множество мелких частей);

• геометрический вид — это свойство определяется соотношением ее размеров по всем направлениям развития формы; различается линейная, плоскостная и объемная формы; по характеру поверхности форма может быть плоской, выпуклой, вогнутой, выпукло-вогнутой, ступенчатой и т. д.;

• массивность — это плотность заполнения формы, определяющая ее «вес»; предельные состояния массивности — от пустой формы до максимально заполненной массой; наиболее массивными кажутся формы, у которых все три измерения близки по своим размерам (такие как куб, шар), чтобы уменьшить ощущение массивности формы, визуально облегчить ее, нужно приблизить ее к линейному характеру;

.• фактура — характер строения поверхности формы, который может варьироваться от абсолютно гладкого до рельефного; различается активная фактура, имеющая достаточно крупные структурные микроэлементы поверхности, и пассивная — гладкая или с мелкими, едва различимыми элементами; активная фактура зрительно увеличивает массивность предмета, делает его более «материальным» и «весомым»;

• цвет — самая эмоционально-выразительная характеристика формы, активно помогающая формированию образного строя изделия и влияющая на восприятие других свойств формы; более подробно о цвете как о выразительном средстве создания композиции речь пойдет в дальнейшем.

Таким образом, чтобы  получить полное представление о  форме любого предмета, необходимо изучить ее свойства-характеристики — величину, геометрический вид, массивность, фактуру и цвет.

Разнообразие  силуэтных форм современной одежды. Прямой силуэт

Если спроецировать  объемную форму на плоскость, то можно  получить ее силуэт.Другими словами, силуэт — это плоскостное восприятие формы. Силуэт является исчерпывающей характеристикой формы предмета. Рассматривая любой объект, сравнивают его фронтальные (вид спереди или сзади) и профильный (вид сбоку) силуэты.

За все время  развития одежды было создано множество  вариантов силуэтов, но при этом их можно свести к нескольким основным видам. Рассмотрим их более подробно.

Прямой силуэт — один из самых популярных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

Трапециевидный  силуэт. Полуприлегающий силуэт

Трапециевидный силуэт характерен для расклешенной одежды. По геохметрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание — это линия плеча, а нижнее — линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще силуэтом «А».

Полуприлегающий силуэт — характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использование контраста — соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт

Прилегающий силуэт — прекрасно подходит для стройных людей, подчеркивая достоинства  их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумеваются две  формы, которые принято называть силуэт «X» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют  общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкой талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

Силуэт «X» напоминает две трапеции (лиф и юбка), соединенные  между собой малыми основаниями  по линии талии. Такая одежда имеет  заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и  низа расклешенной юбки и тонкой талией. Одежда силуэта «X» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький  облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как силуэт «X», и больше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

Силуэт  «овал»

Гораздо реже, чем  описанные выше силуэтные формы, встречается «овал». По сути дела он представляет собой модификацию  прямого силуэта, но в отличие  от последнего имеет округлую форму  плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая  часть одежды овального силуэта  — это область талии и бедер.

Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами — благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник-стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.

Сужение книзу можно  получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия  шнуром или резинкой. Одежда силуэта  «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально  она «приземляет» фигуру.

Все рассмотренные  здесь основные силуэтные формы  современной одежды представлены на рис. 7.

В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и  удлиняться, образуя таким образом более динамичную активную форму. Или наоборот, при укорочении длины изделия и расширении его горизонтальных пропорций одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.

Линии в  костюме

Страницы:123следующая →
Описание работы
Как уже было сказано выше, проектирование и моделирование современного костюма относится к области художественного творчества. А в любом виде художественной деятельности важнейшее значение имеет композиция.
Содержание
содержание отсутствует