Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направления деятельности омбудсмена.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5
1.1 Развитие правовой базы учреждения должности…………………………………...5
1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране……..7
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13
2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16
2.3 Международная деятельность Уполномоченного…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список используемых источников……………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………………………36
Для эффективности функционирования этого института возможно введение нескольких уполномоченных по различного рода вопросам – специализированных уполномоченных или создание коллегии уполномоченных, что позволит им действовать в едином русле и избавит заявителей от принятия сложного решения по определению подчиненности жалобы между специализированными уполномоченными. Поскольку Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена обязанность самому утверждать структуру своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделений и непосредственно руководить его работой, возможно, Уполномоченным будет введена система его представителей в субъектах Федерации.
В структурах исполнительной власти в центре России и в регионах, в средствах массовой информации, в общественных организациях сегодня обсуждается необходимость введения профилированных Уполномоченных типа "омбудсман по прессе", "омбудсман по детям", "по правам заключенных"...
Согласно
распространенной в правозащитных кругах
критической оценке, в настоящее время
в России и во многих других странах СНГ
способ развития института Уполномоченного
как нельзя лучше отражает реальное содержание
постсоветской демократии, когда провозглашаемые
независимыми общественные структуры
(а именно таким должен быть Институт Уполномоченного)
на деле, по механизму своего функционирования,
рискуют оказаться рутинными элементами
государственно-
Созданные структуры работают по государственно-чиновному образцу и пока малоэффективны на практике. Кроме того, появившиеся уполномоченные не знакомы с мировым опытом работы института Уполномоченного, их личный опыт также невелик, а независимое положение и общественный авторитет им еще предстоит завоевывать. В настоящее время этому мешает все более проявляющаяся зависимость уполномоченных от вертикали исполнительной власти.
Институт
омбудсмана-уполномоченного по правам
человека призван способствовать установлению
в обществе такой системы ценностей,
когда права личности, права человека
оказываются приоритетными при
решении всего комплекса
Эффективное функционирование Института Уполномоченного на постсоветском пространстве вряд ли возможно без создания соответствующей информационной и культурной среды восприятия этого нового для нашего общества социального механизма.
В заключении отметим, что становление института Уполномоченного по правам человека в России происходит в сложных условиях, однако, учитывая цели и задачи, характер деятельности Уполномоченного, можно с уверенностью сказать, что он будет способствовать становлению демократического правового государства в России.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Права человека | -характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. |
2 | Верховный комиссар ООН по правам человека | -заместитель
Генерального Секретаря ООН, |
3 | Всеобщая декларация прав человека | -
принятый Генеральной |
4 | Омбудсман | - специально избираемое должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами и/или частными лицами и объединениями. |
5 | Социальная гарантия | -
совокупность социально- |
6 | Уполномоченный по правам человека - в РФ | -назначенное
Государственной Думой |
7 | Чрезвычайное положение | -
особое правовое положение в
стране, вводимое уполномоченными
органами государственной |
8 | Жалоба | - обращение гражданина в государственный, общественный или международный орган, к их должностным лицам по поводу нарушения законных прав и свобод. |
9 | Комитет по правам человека | -
договорный орган, |
10 | Личные права | -совокупность
естественных и неотчуждаемых
основополагающих прав и |
1 | Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865. |
2 | Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994. |
3 | Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4 марта. |
4 | Андреев В. Н. Институт омбудсмена в правовых системах зарубежных стран. СПб., 2008.с.67 |
5 | Доклад о
деятельности Уполномоченного |
6 | Башимов М.С. Институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека и гражданина) в Российской Федерации и за рубежом. М.: МГАДИ, 2007.с.123 |
7 | Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М: Норма, 2007.с.56 |
8 | Лентовска Е. Как начиналась работа Уполномоченного по гражданским правам: в 2 т. / Пер. с пол. Э.Орловского. М., 2008.с.298 |
9 | Лоренц Б. История возникновения и деятельности Европейского института омбудсмена. Инсбрук, 2004.с.32 |
10 | Майоров А.Г. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова 1998-2003. М.: Юриспруденция, 2007.с.67 |
11 | Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Юрид. лит., 2009.с.84 |
12 | Национальные учреждения по правам человека. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Нью-Йорк, Женева: Организация Объединенных Наций, 2005.с.96 |
13 | Полянский В.В. Институт Уполномоченного по правам человека и административное право / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. М.: Институт государства и права РАН, 2009.с.65 |
14 | Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека защитник прав граждан. - М.: Институт государства и права РАН, 2008.с.137 |
15 | Хиль-Роблес Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М.: Ad Marginem, 2007.с.378 |
А |