Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направления деятельности омбудсмена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5
1.1 Развитие правовой базы учреждения должности…………………………………...5
1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране……..7
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13
2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16
2.3 Международная деятельность Уполномоченного…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список используемых источников……………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по правам человека в рф.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
y">     1. Уполномоченный назначается на  должность сроком на пять лет,  считая с момента принесения  присяги. Его полномочия прекращаются  с момента принесения присяги  вновь назначенным Уполномоченным.

     2. Истечение срока полномочий Государственной  Думы, а также ее роспуск не  влекут прекращения полномочий  Уполномоченного.

     3. Одно и то же лицо не может  быть назначено на должность  Уполномоченного более чем на  два срока подряд.

     1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

     2. Уполномоченный не вправе заниматься  политической деятельностью, быть  членом политической партии или  иного общественного объединения,  преследующего политические цели.

     3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

     1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью  в течение всего срока его  полномочий. Он не может быть  без согласия Государственной  Думы привлечен к уголовной  или административной ответственности,  налагаемой в судебном порядке,  задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

     2. В случае задержания Уполномоченного  на месте преступления должностное  лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

     1. Уполномоченный досрочно освобождается  от должности в случаях:

     1) нарушения требований статьи 11 настоящего  Федерального конституционного  закона;

     2) вступления в законную силу  обвинительного приговора суда  в отношении Уполномоченного.

     2. Полномочия Уполномоченного могут  быть прекращены Государственной  Думой также ввиду его неспособности  по состоянию здоровья или  по иным причинам в течение  длительного времени (не менее  четырех месяцев подряд) исполнять  свои обязанности.

     3. Уполномоченный может быть освобожден  от должности также в случае  подачи им заявления о сложении  полномочий.

     4. Досрочное освобождение Уполномоченного  от должности производится постановлением  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации.

     В случае досрочного освобождения Уполномоченного  от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной  Думой в течение двух месяцев  со дня досрочного освобождения предыдущего  Уполномоченного от должности в  порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

     2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами

     Одним из бесспорных признаков развитой демократии является стабильная модель взаимоотношений  общества и государства. В рамках такой модели каждый член общества твердо знает свои права и свободы, в том числе и право в одиночку или сообща отстаивать их всеми, не противоречащими закону средствами. В свою очередь, и государство не забывает о правовой и общественно-политической ответственности за неисполнение присущих ему обязанностей. Обязанности эти довольно просты: обеспечивать права и не вмешиваться в свободы каждого члена общества путем принятия и соблюдения соответствующих законов и процедур.

     В описанной системе координат  развитой демократии функции государственного правозащитного института (омбудсмана) сводятся в основном к рутинному контролю за деятельностью государственных органов. Иного не требуется: в строгом соответствии с установленными процедурами стороны ведут сугубо правовой диалог, без оглядки на пресловутое "телефонное право" или иные квазиправовые "понятия". При этом стороны исходят из того, что признание государственным органом допущенных им нарушений прав и свобод человека укрепляет, а никак не ослабляет государство.

     В странах развивающейся демократии, в том числе в России, функции  уполномоченного по правам человека более многообразны. Причем не только потому, что некоторые из законов, призванных обеспечивать права человека, несовершенны, а исполнение других зачастую зависит от привходящих "житейских" обстоятельств.

     Вступая во взаимодействие с государственными органами с целью восстановления нарушенных прав своих заявителей, Уполномоченный пытается помочь этим органам приобрести устойчивый навык  работы над собственными ошибками. Уполномоченный не склонен при этом настаивать на априорной правоте всех своих рекомендаций, всегда готов согласиться с содержательными и убедительными разъяснениями, поступающими из государственных органов в ответ на его запросы. Уполномоченный не готов, однако, ни принять, ни понять дежурные отписки, которых все еще немало в адресованных ему официальных ответах государственных органов. Оказавшись не в состоянии побудить государственный орган к честному и аргументированному отчету перед обществом, которое он представляет, Уполномоченный не считает свою миссию выполненной.

     В соответствии с законом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  ежегодно выпускает сводный доклад о положении дел с правами  человека в России, а также специальные  доклады по отдельным актуальным проблемам в этой области. Ежегодный доклад Уполномоченного направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации, а также Генеральному прокурору Российской Федерации. Специальные доклады Уполномоченного представляются в Государственную Думу.

     Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному  официальному опубликованию в "Российской газете". Специальные доклады могут быть опубликованы в той же газете по решению Уполномоченного.

     Кроме того, уже по собственной инициативе Уполномоченный направляет подготовленные доклады в ряд федеральных  министерств и ведомств, а также  в органы власти субъектов Российской Федерации.

     Обеспечивая максимально широкий доступ к  своим докладам государственных  органов и должностных лиц, Уполномоченный, как представляется, вправе рассчитывать на заинтересованную реакцию тех  из них, чьи действия он упоминает  в критическом контексте. Закон такой нормы для них, естественно, не устанавливает. Речь скорее идет об их моральной обязанности перед своим работодателем - народом России - аргументированно и исчерпывающе ответить на критику, опровергнув ее или приняв к сведению. В действительности, как нетрудно догадаться, подобное происходит редко, хотя в дежурных отзывах недостатка обычно не бывает.

     В качестве положительного примера можно  в этой связи отметить реакцию  Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Специальный доклад "О соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания", опубликованный 26 июня 2007 года. Ознакомившись с содержанием доклада, Генеральная прокуратура не ограничилась профессиональной оценкой ряда его концептуальных положений, в инициативном порядке провела проверку использованной в докладе информации. Многие факты при этом нашли подтверждение. Другие были, наоборот, опровергнуты.

     Именно  такая сугубо деловая реакция  государственного органа на документы  и оценки Уполномоченного является, безусловно, залогом совершенствования правового государства и формирования гражданского общества в России.

     С интересом и вполне содержательно  отреагировали на специальный доклад и органы власти многих субъектов  Российской Федерации.

     Впрочем, государственные органы, в том  числе и Генеральная прокуратура, далеко не всегда реагируют должным  образом на обращения Уполномоченного  и на информацию, содержащуюся в  его докладах. Примеров проявляемого ими бездушия и формализма, к сожалению, много больше.

           2.3 Международная деятельность  Уполномоченного

     В соответствии с действующим российским законодательством Уполномоченный осуществляет защиту прав и свобод граждан России внутри страны и за рубежом, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства на территории России.

     Уполномоченный  исходит из того, что обеспечение  прав, свобод и законных интересов  граждан России за рубежом возложено  на дипломатические и консульские  учреждения МИД России. На практике это означает, что поступающие  к Уполномоченному жалобы граждан России, временно или постоянно пребывающих за пределами нашей страны, обычно направляются им по принадлежности в МИД России с соответствующими комментариями и рекомендациями. Жалобы этой категории граждан ставятся Уполномоченным на контроль, объектом которого являются действия, предпринимаемые заграничными учреждениями или подразделениями центрального аппарата МИД России для разрешения ситуации по существу. В принципе, таким образом, взаимодействие Уполномоченного с МИД России не может рассматриваться как часть его международной деятельности. При этом понятно, что, вынося свои рекомендации в адрес МИДа, в том числе и указывая ему на упущения в работе, Уполномоченный руководствуется собственными оценками международно-правовой обоснованности претензий граждан, равно как и ситуации в стране, где находятся его заявители.

     Несколько по-другому организована работа Уполномоченного  с жалобами, поступающими от граждан  России из стран так называемого "ближнего зарубежья", а также  от пребывающих на территории России граждан этих стран. В последнее время термин "ближнее зарубежье" все чаще становится объектом критики как отчасти дискриминационный по отношению к бывшим союзным республикам СССР. Утверждается, в частности, что все зарубежные государства в принципе одинаковы и делить их на "дальнее" и "ближнее" зарубежье некорректно. Подобные возражения представляются в принципе справедливыми. Дело, однако, в том, что и сегодня, спустя шестнадцать лет после роспуска СССР, бывшие советские республики связаны между собой гораздо теснее, чем каждая из них со всеми другими странами. Эти связи сохранились в области экономики, социальных гарантий, культуры, языка, стереотипов мировосприятия и, главное, в области повседневных контактов между людьми, контактов как родственных и дружеских, так и хозяйственных. Непростые отношения, сложившиеся у России с некоторыми из бывших советских республик, описанные выше тесные связи не прерывают, но, естественно, затрудняют, результатом чего становится увеличение и без того немалого потока поступающих к Уполномоченному жалоб.

     Опыт  показывает, что разрешение подобных жалоб по обычным дипломатическим  каналам зачастую оказывается малопродуктивно  не только по причине количества жалоб, но прежде всего в силу характера  тех проблем, которые в них затрагиваются. Очень многие жалуются на невыплату трудовых пенсий, невозможность получения разнообразных справок с прежнего места жительства, о трудовом стаже или увечье, на неудовлетворительное рассмотрение имущественных споров и т.п. Эти порожденные общим прошлым проблемы заявителей Уполномоченный нередко рассматривает в прямом взаимодействии со своими коллегами, уполномоченными по правам человека (омбудсманами, защитниками прав человека) в постсоветских странах. С учетом этого обстоятельства применительно к взаимодействию государственных правозащитных институтов постсоветских стран использование термина "ближнее зарубежье" представляется практически оправданным, а сам термин не следует, видимо, рассматривать как имеющий уничижительный оттенок.5

     В целом сотрудничество с государственными правозащитными институтами стран  СНГ и Балтии в целях восстановления прав его заявителей является одной  из ключевых составляющих международной  деятельности Уполномоченного. Сотрудничество Уполномоченного с государственными правозащитными институтами Азербайджана, Литвы, Молдавии, Узбекистана, а также Украины осуществляется на основе соответствующих двусторонних соглашений. С омбудсманами других постсоветских стран, за исключением Белоруссии и Туркмении, где государственные правозащитные институты отсутствуют, Уполномоченный плодотворно взаимодействует в рабочем режиме. В ближайшее время государственный правозащитный институт будет создан в Таджикистане. Представители правительства этого государства в отчетном году посетили Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью изучения опыта, накопленного в этой области.6

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ