Уполномоченный по правам человека в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направления деятельности омбудсмена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5
1.1 Развитие правовой базы учреждения должности…………………………………...5
1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране……..7
1.3 Статус Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11
2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13
2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13
2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16
2.3 Международная деятельность Уполномоченного…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список используемых источников……………………………………………………..35
Приложения………………………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

уполномоченный по правам человека в рф.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

     Версия  шаблона      2.1
     Филиал       
     Вид работы      Курсовая  работа
     Название  дисциплины       
     Тема       
     Фамилия студента       
     Имя студента       
     Отчество  студента       
     № контракта       

      

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации…………………………………………………………………………………5

1.1 Развитие  правовой базы учреждения должности…………………………………...5

1.2 История  должности Уполномоченного по  правам человека в нашей стране……..7

1.3 Статус  Уполномоченного по правам человека по действующему законодательству РФ…………………………………………………………………….11

2. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности……………………………………………………………………………..13

2.1 Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее……………………………………………………………………………………...13

2.2 Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами…………….16

2.3 Международная  деятельность Уполномоченного…………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………….28

Глоссарий………………………………………………………………………………...31

Список  используемых источников……………………………………………………..35

Приложения………………………………………………………………………………36

     Введение

     Институт  Уполномоченного по правам человека является для Российской Федерации  новым. Между тем в мировой  практике он занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми. Этот институт справедливо считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, уполномоченный и т.д.; обобщающее, почти общепринятое наименование – «омбудсмен». Впервые такая должность была введена в Швеции в 1809 г. И получила название «парламентский омбудсмен. В государственно-правовом смысле «омбудсмен»понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное на охрану прав отдельных граждан и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения ими решений. С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой прежде всего должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворения административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата. Широкие функции омбудсмена и его активная полезная деятельность определили высоки авторитет этого института и признание общественностью.

     Омбудсмен является дополнительным институтом по отношению к иным правозащитным  механизмам. Это – редкий тип  государственно-правовых институтов, который, не изменяя своей основной природе и содержанию, обладает способностью к модификациям. Организация и способы его функционирования различны. Национальные особенности отдельных стран, оригинальные правовые и административные системы, естественно, влекут за собой многообразие форм данного института.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что положение дел с правами  человека в стране продолжает оставаться сложным. По-прежнему происходят серьезные  нарушения гражданских, политических, социально-экономических прав и  свобод. Трудноразрешимой проблемой, непосредственно затрагивающей интересы человека, права на охрану здоровья и на жизнь, является состояние окружающей среды.

       В последнее время обозначилась  тенденция к ограничению деятельности  независимых средств массовой  информации, участились преследования журналистов. Проблема прав человека пока еще не воспринята большинством населения как приоритетная. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство наших сограждан имеет весьма нечеткое представление о своих правах и тем более о формах и методах их защиты.

       Объект данного исследования  — общественные и правовые  отношения, возникающие в связи  с деятельностью Уполномоченного  по правам человека в России.

       Целью работы является исследование  нового для России института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

       Достижение поставленной цели  потребовало решения следующих  задач:

      1. Изучение истории становления  института омбудсмена в нашей  стране;

      2. рассмотрение правовой регламентации  деятельности Уполномоченного по правам человека;

      3. характеристика основных направления  деятельности омбудсмена.

       Методологическую основу исследования  составляет диалектический материализм.  Наряду с этим здесь широко  используются такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

     Основная  часть

     1 Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации

     1.1 Развитие правовой базы учреждения должности 

     В нашей стране никогда не существовало подобного института. Вместе с тем  происходящие в России процессы становления  новой российской государственности, нового конституционного строя, новых  органов федеральной власти требуют  совершенствования старых и создания новых правовых механизмов, направленных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, установление деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией. Эти процессы дают мощный импульс для активного поиска различных правовых инструментов, методов и способов обеспечения и защиты прав, свобод, чести и достоинства личности. В этой связи институт омбудсмена становится привлекательным для России.

     Впервые правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России была создана ст.40 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая не только закрепила новое для российской правовой системы должностное лицо, но и заложила основные принципы его формирования, функции и порядок их осуществления.

     Согласно  Декларации Парламентский уполномоченный по правам человека назначался Верховным  Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал  той же неприкосновенностью, что  и народный депутат РСФСР. Целью деятельности Парламентского уполномоченного являлось осуществление парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ, а порядок осуществления функций устанавливался специальным законом.

     При подготовке проектов Конституции России в первоначальных вариантах народный защитник именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих – Парламентским уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.

     Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. В ст.103 предусмотрела в качестве одной из компетенций Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом, который был принят только 26 февраля 1997 г.

     Еще до принятия Федерального конституционного закона Регламентом Государственной  Думы (принятым 25 марта 1994 г.) был закреплен  ряд положений, относящихся к  порядку избрания Уполномоченного, так же как его взаимоотношению  с Государственной Думой.1

     Часть 1 ст.52 Регламента Совета Федерации (принятого 2 февраля 1994 г.) закрепляют право Уполномоченного  присутствовать на любом открытом или  закрытом заседании палаты.

     В связи с необходимостью обеспечения  согласованного функционирования системы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, включающий в себя институт Уполномоченного по правам человека, на основании ч.2 ст.80 Конституции РФ Президент РФ своим Указом «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» от 4 августа 1994 г. установил, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного Указом установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации, а также их должностные лица в двухнедельный срок представляют по запросам Уполномоченного по правам человека информацию, необходимую для осуществления его полномочий; дают ответы на его обращение в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направляют ему все принимаемые акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека возложено на соответствующие структурные подразделения Администрации Президента РФ, а на Федеральное агентство правительственной связи и информации возложена обязанность осуществить организацию разработки и внедрение необходимых информационных технологий, обеспечивающих деятельность Уполномоченного по правам человека.

     Согласно  ст.8 Федерального закона РФ «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995г. Уполномоченный может давать рекомендации о заключении международных договоров в РФ по вопросам его ведения Президенту РФ и Правительству РФ, а Президент РФ, Правительство РФ или по их поручению федеральные органы исполнительной власти в месячный срок обязаны дать ответ на его рекомендации.

     1.2 История должности Уполномоченного по правам человека в нашей стране

     В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся  в 1990-1993 Конституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правам человека появилось с 1991 года.

     22 ноября 1991 года Верховный Совет  РСФСР по предложению Президента  РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию  прав и свобод человека и  гражданина, последняя, 40-я статья  которой предусматривала создание  должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР". Полномочия Парламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были быть установлены законом. Это решение так и не было осуществлено.

     Проект  Конституции, обсуждавшийся с мая 1993 Конституционным совещанием и  вынесенный, с некоторыми модификациями, на референдум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном по правам человека - в статье о полномочиях Государственной Думы.

     Государственная Дума первого созыва назначила Уполномоченного  по правам человека 17 января 1994 года в  рамках пакетного соглашения, которым  между думскими фракциями и группами были распределены также должности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и Председателя Счетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека стал Сергей Адамович КОВАЛЕВ, представлявший фракцию "Выбор России".

     С сентября 1993 до января 1996 С.А.Ковалев  был председателем Комиссии по правам человека при Президенте РФ. На время  до принятия закона об Уполномоченном Президент возложил на Комиссию функции  аппарата Уполномоченного по правам человека.

     В течение года принятие закона об Уполномоченном блокировалось фракциями Думы, не согласными с кандидатурой Ковалева.

     С.А.Ковалев  резко возражал против начала военных  действий в Чечне в декабре 1994 года и пытался противодействовать их расширению. В результате против него объединились оппозиционные фракции Думы (имеющие к нему претензии еще с октября 1993 года) и сторонники силового решения чеченской проблемы в команде Президента.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ