Типи політичної свідомості

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Політична і правова ідеологія анархізму, що знаходиться завжди в більшому або меншому ступені опозиційності стосовно будь-якої державної влади, як правило гнана і переслідувана владою, проте займає видне місце в історії політичної і правової думки XІX-XX ст. Така робота неминуча і необхідна для усунення наявних пробілів в історії ідей, що перешкоджають розвиткові науки, і осмислення вперше ставшими доступними для дослідників нових історичних матеріалів, нарешті, для усвідомлення деяких сучасних процесів у політичній і правовій реальності, у суспільній свідомості, що має аналоги в попередній історії XІХ-XX ст.

Содержание

Вступ:
1. Анархізм: Основні риси і визначення поняття
1.1 Докласичний період
1.2 Класичний період
1.3 Визначення
2. Типи політичної свідомості
2.1 Діалектика хаосу і порядку
2.2 Етатизм і анархізм
2.3 Початок хаосу та порядку
Висновок:
Список літератури:

Работа содержит 1 файл

Tischenko.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

11. [11] См. : Скрынников Р.Г. Россия накануне "смутного времени". Изд. 2-е, доп. М., 1985. С. 181. Один из лидеров современного демократического движения в России Г.Х. Попов сравнивает возможную перспективу событий – "погружение страны в водоворот анархии, резни, конфликтов, распада" с двумя историческими ситуациями: периодом распада Киевской Руси и периодом смутного времени конца XVI – начала XVII веков. См.: Попов Г. Что делать? О стратегии и тактике демократических сил на современном этапе. М., 1990. С. 15 (54).

12. [12] См.: Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) /Вехи. Интеллигенция в России... М., 1991.С. 60, 79, 80.

13. [13] См.: Франк С. Де profundis /Из глубины... М., 1990. С. 254.

14. [14] Франк СЛ. Крушение кумиров /Соч., М., 1990. С. 129.

15. [15] См.: Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция (V Без-государственность интеллигенции) /Вехи. Интеллигенция в России... М., 1991. С. 334-339 и др.

16. [16] Аскольдов СА. Религиозный смысл русской революции / Из глубины... М., 1990. С. 26.

17. [17] См.: там же. С. 27.

18. [18] См.: Бердяев НА Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX иска и начала XX века. В кн.: О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 176. См. также: С. 169, 173, 174.

19. [19] Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 117.

20. [20] Штаммлер Р. Анархизм. Теория и критика. СПб., 1906. С. 4-5. "В противоположность нашему правовому порядку, – писал Штаммлер в другом месте, – тот вид социальной жизни, который представляется анархизму идеальной целью, – есть соединение людей и порядок в свободно и притом исключительно по "принципу условных правил образовавшихся обществах" (Там же. С. 50-51).

21. [21] Эльцбахер П. Сущность анархизма. Т. 1. Книгоиздат "Простор", 1906. С. 5. Кстати о книге Эльцбахера Л.Н. Толстой заметил, что анархизм "теперь", как и 30 лет назад социализм, – "приобретает право гражданства в ученом мире" (см. предисловие переводчика).

22. [22] Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С. 280. Новомирский (Кирилловский Я.И.). Либерализм, социализм и анархизм //Новый мир [Paris], 1905, № 1. С. 5. Гордин А.Л. Анархизм-Универсализм (k обоснованию программы). М., 1920. С. 35.

23. [23] Гордин А.Л. Анархизм-универсализм. I. Классы и типы //Через социализм к анархо-универсализму. 1921, № 1. С. 10.

24. [24] Викинг Н., Проферансов H. К новым берегам // Рассвет, 1925, 13 июня. С. 3.

25. [25] См.: Буревестник, 1907, № 5. С. 14.

26. [26] Афоризмы Л. Черного //Рассвет, 1925, 28 января. С. 2.

27. [27] Немецкий исследователь Бакунина и Кропоткина Э. Мюзам писал, что анархизм "есть учение о свободе как основном принципе человеческого общества". Он разъяснял, что слово "анархия" в немецком языке означает "отсутствие господства, власти (начальства), государства и обозначает для анархистов стремление к такому состоянию общественного порядка, при котором свобода каждого будет осуществляться через свободу всех". См.: Musam E.Befreiung der Gesellschaft vom Staat. Berlin, 1973. S. 9.

28. [28] См.: Богословский И.В. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.) // Труд и воля, 1917, № 1. C. 11.

29. [29] См.: Богословский И.В. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.) // Труд и воля, 1917, № 1. C. 15.

30. [30] Боровой A.A. Анархизм. М., 1918. С. 8.

31. [31] Там же. С. 169.

32. [32] См., напр.: Буревестник, 1906, № 3. С. 5; Универсал. Политика. Философия. Экономика. Исскуство. 1921, № 1/2. С. 5.

33. [33] Kresic A. Politischer Absolutismus, Anarchie und Autoritдt. In.: F. Amilie, H.D. Bahr, R Rocker, A. Kresic. Marxismus und Anarchismus. Bd.l. Berlin, 1973. S. 77.

34. [34] Штейнберг И.З. Место анархизма в левом народничестве. В кн.: Сборник статей посвященных памяти П.А. Кропоткина. П. – М., 1922. С. 146-147.

35. [35] См.: Вехи. Интеллигенция в России... М., 1991. С. 341.

36. [36] См.: Ломброзо Ч. Анархисты. Криминально-психологический и социологический очерк. Одесса. 1907. С. 4-5.

37. [37] См.: там же. С. 29.

38. [38] Там же. С. 96.

39. [39] См.: там же. С. 98.

40. [40] Там же. С. 109. На характерный для анархистских групп предельно молодой состав обращают внимание и другие исследователи.

41. [41] Ломброзо Ч. Анархисты... С. 130.

42. [42] Д-р Лео. Почему и как мы приближаемся к анархии? Берлин. Б. г. С. 129-130. Современный американский исследователь российского революционного движения доктор А.Б. Улам видит в анархизме «настроение революции». См.: Адам Улам. Незавершенная революция. Марксизм и коммунизм в современном мире // Свободная мысль. 1991, V« 18. С. 112.

43. [43] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 196.

44. [44] Там же.

45. [45] Там же.

46. [46] Там же. Примеч. В.И. Ленина.

Розділ 2:

Глава 1:

47. [2] См.: Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 28.

48. [3] Нено Неновски. Право и ценности. Под ред. В.Д. Зорькина. М., 1987. С. 27.

49. [4] Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М., 1989. С. 5.

50. [5] Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М., 1989. С. 72. См. также: Ударцев С.Ф. Правопонимание и формирование правового государства (к проблеме эволюции правопонимания) // Известия АН КазССР. Сер. обществ, наук, 1989. № 5, С. 28. Видимо, может быть выделен еще и третий, относительно нейтральный тип политического сознания – либеральный (тип с "нулевым" ценностным зарядом, промежуточный между анархизмом и этатизмом).

51. [6] Солонович С.А. Заявление в прокуратуру СССР от 1 июля 1974 г. Хранится в частном архиве.

52. [7] Об анархизме Л.Н. Толстого см., напр.: Ячевский В.В. Общественно-политические и правовые взгляды Л.Н. Толстого. Воронеж, 1983. С. 74-85 и др.

53. [8] Подробнее о нем см.: Золотухина О.M. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. С. 68-88; Она же. Русская политическая и правовая мысль. В кн.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1986. С. 201-202;

54. [9] Дисциплина названа "синергетикой" профессором Штутгардского университета ФРГ Германом Хакеном (Hermann Haken). См.: Хакен Г. Синергетика. М., 1980. С. 15.

Глава 2:

55. [1] См., напр.: Гомаюнов С-А. Дворянское промышленное предпринимательство Волго-Вятского региона в конце XVIII – первой половине XIX вв. АДКИН. М., 1990; Он же. Анатомия антисистемы: к вопросу о природе тоталитарных обществ. Киров, 1991.

56. [2] См.: Готт B.C., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М., 1975. С. 29.

57. [3] Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов. В кн.: Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С. 17.

58. [4] См.: Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. Алма-Ата, 1985. С. 13; Богомолов A.C., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983. С. 97. Идея бесформенного хаоса как предшественника формообразования присутствовала в древнеегипетской мифологии. См.: Франкфорт Г., Франкфорт ГА., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984. С. 63.

59. [5] Пригожий И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, 1989, № 8. С. 9.

60. [6] Богданов А.Л. Цели и нормы // Вопросы социализма. Работы разных лет. М., 1990. С. 51.

61. [7] Там же. С. 51-52.

62. [8] Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986. С. 36.

63. [9] Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 277.

64. [10] Категории "закон" и "хаос". Киев, 1987. С. 195.

65. [11] Аршинов В.И., Климентович ЮЛ., Сачков Ю.В. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим (Послесловие). В кн.: Пригожим И., Стенгерс И. Указ. соч. С. 407. 22 См.: Пригожий И., Стенгерс И. Указ. соч. С. 296, 327-328 и др.

66. [12] См., напр.: Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1990; Нерсесянц B.C. На путях к праву: от социализма к постсоциаличму // Советское государство и праро, 1991, № 2. С. 61-69.

Глава 3:

67. [0] В последние годы начата разработка и проблем "метаправа" космических цивилизаций. См., напр.: Рубцов В.В., Урсул А.Д. Контакт цивилизаций и проблемы метаправа. В сб.: К.Э. Циолковский: философские и социально-политические проблемы освоения космического пространства. М., 1991. С. 181-190.

68. [1] См., напр.: Штаммлер Р. Анархизм. Теория и критика. СПб., 1906. С. 4, 5.

69. [2] Мамут Л.С. Шкала оценок государства и процесс его оценки // Советская ассоциация политических наук. Ежегодник 1988. История политической мысли и современность. М., 1988. С. 43.

70. [3] См.: Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981. С. 5-9.

71. [4] См., напр.: Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990. С. 303.

72. [5] Сложность социальной основы анархического сознания подтверждается и данными В.В. Кривенького о составе анархического движения в России в 1905-1907 гг. на основе систематизации сведений о 400 участниках 18-ти анархических организаций семи регионов. См.: Кривенький В.В. Анархисты в революции 1905-1907 годов. АДКИН. М., 1990. С. 25.

73. [6] См.: Поляков В.И. Маргинальная личность. В кн.: Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 175. Кстати, некоторые группы современных анархистов в России (например, в Санкт-Петербурге) называют себя анархо-маргиналами. См.: Новый свет. Питерская анархическая газета. Маргинально-анархические контр-инициативы. N*2 (20). Апрель 1992. С. 1, 2.

74. [7] Витюк В.В., Эфиров С.А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М., 1987. С. 245-246. 32 Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. Вып. VI. М., 1990. С. 28.

75. [8] На определенную связь идей анархизма с некоторыми течениями в искусстве XX в. справедливо обратил внимание в своей докторской диссертации Э. Весело. См.: Weseloh E. Anarchismus. Eine Bewu/Stseinschaltung. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophischen Fakultдt der Westfдlischen Wilhelms-Universitдt zu Mьnster. 1968. S. 6-7.

76. [9] Гройс Б. Русский авангард по обе стороны "черного квадрата" // Вопросы философии, 1990, № 11. С. 67.

 

 

 

 

 

 

36

 



Информация о работе Типи політичної свідомості