Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Политология Шпоры.docx

— 74.75 Кб (Скачать)

Все эти ф-ции интегрируются  в соц потребности об-ва и рассчитаны на поддержку преемственности пол. с-м и культур, включение субъектов в пол жизнь, оформление их интересов, выработку ориентаций и тд.

    1. Полит. культура - структурный элемент пол с-мы.

Атрибут всех субъектов пол отношений, выраж диалектич действие культуры и политики.

Культура и политика сочетаются как одно целое, пораждая полит кльтуру.

Культура: -общения, -экономич, -эстетич, -правовая, -личности, -речи

4 типа ПК:

1.Англо-американская с-ма характериз  гомогенной и плюралистической  пол культурой.Данному типу свойственнены организованность, выс стабильность, рациональность, развитость ф-ций и распред власти м/у различными ее элементами, бюрократизованность.

2.Континентально-европейская с-ма отличается фрагментарностью пк. Для нее х-но сосуществование старых и новых культур, разделение об-ва на множество субкультур со своими ценнстями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми др с др, пол стабильность

3.Доиндустриальная и частично  индустриальная, а также тоталитарная пс имеют смешаннюу пк: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной пс. Для пс данного типа х-но нечеткое разделение властей, ограничение свободы, прим насилия. В пол с-мах тоталитарного типа, по мнению Г.Алмонда, существует принудительный тип пол активности, власть сконцентрированна в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монолитной партией.

    1. Типология и сравнительный анализ пс соврем. мира.

Пол с-ма об-ва-соц механизм управления, с пом кот реализуется пол власть.

Критерием типологии  явл: 1.х-р общественного строя-какая форма отношений в общ-ве; 2.Полит режим-способ реализации пол власти; 3.Форма гоударственности, каков тип правления и форма устройства; 4.Господствующая в общ-ве идеология; 5.Географическая национ-религиозн принадлежность.

С начала 20в. в типологизации пол  систем проявлялось противопоставление марксисткой и веберовской традиций анализа общественных стр-р.

С т зрения марксизма, пол с-мы различаются в зависимости от х-ра соц-эконом стр-ры, типа формации. В соотв с этим ПС подразделялись на:  рабовладельческие, феодальные, буржуазные, и социалистические.

Вебер отрицал экономическую детерминированность типов пс. Ключевым являлся способ влавствования, поэтому подразделял пс на традиционные, харизматические, рациональные.

Иные типы ПС: 1.открытые и закрытые; 2.традиционные и модернизированные;

3.консервативные и трансформирующиеся.

В соотв с типом пол режима выделяют: демократические, авторитарные и тоталитарные пс.

Соврем пс-это те или иные модификации или сочетания назв выше моделей и типов пс.

    1. Терроризм как тип поведения.

Пол терроризм стал объектом научного анализа лишь в последние десятилетия, его становление как заметного  явления в пол жизни обычно датируют концом 60-х началом 70-х гг. Возн такого феномена для западной политологии стало необычным и шокирующим. Многие направления общественно-ведческой мысли посвящены эитому явлению, в том числе юриспруденция, психология, социология, история. Постепенно подключались к осмысленнию данного феномена и политологи. Длит время среди них шла дискуссия о предмете и объекте исследования, не утихнувшая до сих пор. Вырабатывались специфические инструменты исследования: компартивистский, бихевиористский, психологический, исторический. Существенно различались позиции политологов консервативного, либерального и леворадикального направлений. Иногда определения терроризма бывают слишком широкими. Одно из определений, данное офиц органами США, гласит, что террористическими могут быть названы группы, стремящиеся к свержению определенных пол режимов, к навязыванию своих нац и групповых интересов, к подрыву международного правопорядка как своей конечной цели.

 

Основные методы политической борьбы террористических организаций:

-провоцирование вооруж мятежа, восстания или военного переворота для захвата власти;

-нарушение системы гос управления  с помощью пол убийств, шантажа,  нагнетания страха, безысходности и отчаяния;

-разрушение основ цивилизованной  жизни и создание хаоса в  функционировании систем связи и жизнеобеспечения, транспортных средств, работе организаций и учреждений современного общества.

Для терроризма хар-ны крайне жестокие формы вооруженного насилия. Типичными методами являются убийства, взрывы в поездах и авиалайнерах, взрывы автомашин, захват заложников и расправа с ними, посылка по почте мин-ловушек, массовые побоища.

    1. Происхождение и сущность гос-ва.

1.Теологическая концепция, согласно  кот г-во возникает по воле бога. Наместником выступает богоподобное существо "помошник Господа", распоряжения кот явл божественными

2.Договорная теория. Осн идея-г-во  произведение искуственное, созданное  человеческой волей путем обществ  договора для защиты собственности, жизни исвободы людей. Данная теория ял прогрессивной для своего времени, тк она предоставила гражданам самим решать вопрос власти и то каким должно быть гос-во.

3.Теория насилия(Завоевания) Согласно этой теории г-во возн конфликтом м/у племенами и народами

4.Теория солидаризма. Леон Дюги  считал что в основе создания гос-ва лежит факт разделения общества на правящих и управляемых. В осн общ жизни присут не взаимная вражда и ненависть людей, а их взаимное согласие.

5.Классовая. Ф.Энгельс обосновал  естественно-историч процесс основания г-ва. кот носит классовый х-р.

Государство - это основной институт пол системы общества, создаваемый классами, нациями и др. соц обществами для реализации экономических, социо-культурных интересов.

Г-во состоит из: -аппарата управления общества; -ассоциации членов общества;

-представительные учреждения; -надзорно-контрольные инстанции; -органы охраны обществ порядка; -вооруж силы; -органы гос безопасности; -судебная с-ма; -исполнительно-распорядительные органы.

    1. Формы правления современного гос-ва.

По форме правления: 1.Монархия(власть одного): -абсолютная, -конституционная, -дуалистическая(власть короля и парламента),-парламентская(Великобритания); 2.Республика(высшая, верховная власть, избранная народом или дупутатами): -президентская, -парламентская, -теократическая(священник-наместник бога на земле); 3.Смешанная форма(президент-парламент)

По форме гос устройства:

1.Унираная форма-единое гос образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого г-ва характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. (Франция, Польша, Португалия)

2.Федерация-союзное г-во, в которое  входят составные единицы(республики, земли, штаты) наделенные опред, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации хар-но наличие двух уровней власти(федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные субъекты в целом. В российском парламенте это Совет Федераций и Гос Дума. Субъект федерации лешен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может  осуществлятся как по административному принципу(США, ФРГ), так и по национальном(Россия, Югославия, Индия) История показывает что федеративное устройство по нац принципу часто оказывается весьма неустойчивым.

3.Конфедерация-гос правовое объединение  юридически независимых гос-в. Цель подобного объединения-проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и тп. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения г-вами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза-самостоятельные объекты международного права. Конфедерация самая неустойчивая форма гос устройства в силу слабого хар-ра взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

    1. Государственное устройство как территориально-политическая организация общества.

Государство - это основной институт пол системы общества, создаваемый классами, нациями и др. соц обществами для реализации экономических, социо-культурных интересов.

Г-во состоит из: -аппарата управления общества; -ассоциации членов общества; -представительные учреждения; -надзорно-контрольные инстанции; -органы охраны обществ порядка; -вооруж силы; -органы гос безопасности; -судебная с-ма; -исполнительно-распорядительные органы.

Функции г-ва: Это обязанности, круг деятельности, назначения и роль в наиболее концентрированной общественной форме.

Выделяют вну и  вне ф-ции: −Внутренние: 1.Регулирование хоз. деят и частичное управление экономикой;

2.защита существующего способа  производства экономической и соц системы;

3.культурно-воспитательная, образовательная деятельность;

4.охраны общественного порядка,  поддержив дисциплины;

5.регулирование соц отношений, обеспечивающие соц защищенности граждан

Внешние: 1.защита интересов гос-ва в международных делах; 2.обеспечение обороны страны(военная, политическая, экономическая экспансия); 3.развитие интернациональных процессов, участия в международн разделении труда.

    1. Политический режим его сущность и осн виды.

Это способ осущ гос пол власти или совокупность средств и методов, с помощью кот осущ пол власть.

ПР может быть: 1.авторитарным-власть одного лица; 2.Тоталитарным-всепроникающим; 3.Либеральным-свободным, представляющем гражданские права и свободы; 4.Демократическим-вовлекающим народные массы в проц управления.

На практике ни один не реализуется, поэтому: -демократический; -недемократ.; -тоталитарный способ осущ гос власти хар засилием гос структур во всех сферах гр об-ва; -авторитарный-власть лица, организации, кот сама по себе не существовала, а опиралась на тоталитарные принципы; -либерально-демократич режим кот контролир го структурами, те власть предоставляет свободу гражданам, но определяет границу этой свободы.

    1. Гражданское общество, его социально-экономические и политические основы.

Теория гражданского об-ва создавалась  такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Маркс  и мн др. Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему ч-ка.

Гражданское об-во - это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью кот удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Следует подчеркнуть, что гр об-во обретает свой расцвет в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на базе прочной основы-гражданского общества.

Социально-политическая сфера ГО включает негосударственные социально-экономические отношения и институты(собственность, труд), совокупность независимых от гос-ва производителей(частные фирмы итд), общественные объединения и организации, пол партиии и движения, сфера воспитания и негосуд образования, система негос СМИ, семья, церковь.

Признаки гражд  об-ва - наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина, самоуправляемость, конкуренция образующих его структур и различных групп людей.

    1. Правовое гос-во, его основополагающие принципы

Правовое г-во - это такое образование, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом, а в основу  организации власти положены принципы разделения властей, парламентаризма, политического плюрализма.

Принципы правового гос-ва:

1.Верховенство з-на, т.е. выше  власти закона ничего быть  не может; закон определяет  границы власти; задача права-работать на уравнение власти, кот обеспечив расширение и крепление свободы. Задача власти-соблюдать законность.

2.Связан с расстановкой акцентов в законах "ч-к - г-во", а не наоборот. Хороший предлог для расширения сфер влияния

3.Принцип разделения властей

4.Принцип суверенности г-ва. Заключается в том, что в гос-ве не может быть лица, группы или организации, кот была бы выше г-ва.

    1.  Формирование гражд. общ. и правового г-ва в РФ.

В течении десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных опозиционных партий. Официальной гос-ной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое г-во предполагает развитое ГО, в кот взаимодействуют разл общественные организации, пол партии, в кот никакая идеология не может устанавливаться в кач-ве официальной гос идеологии. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в гос и политической жизни нашего об-ва, является уровень пол и правовой кльтуры в об-ве.

Сегодня в России идет процесс формирования ГО. Структура и институты совр российского об-ва обладают многими формальными признаками образований ГО. Однако отсутствие развитого консенсуса в об-ве по базовым ценностям, неразвитость рыночных отношений, гипертрофированная роль г-ва и бюрократии, коррупция во всех эшелонах власти, сильно ограниченная и сведенная к минимому роль представительных органов власти, фактическая неподконтрольность органов власти обеству препятствуют выполнению этой задачи, хотя в Конституции РФ заложены правовые основы и целевые установки формирования правового гос-ва.Тема (7-8).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"