Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Политология Шпоры.docx

— 74.75 Кб (Скачать)

Теория множественности факторов обществ развития - связь политических событий с природными факторами. Три образа правления: 1.республиканский (верх власть нах в руках или всего народа или части. осн принцип - добродетель); 2.монархический(управляет один ч-к, посредством установл неизм законов.честь) 3.деспотический(вне законов волей и произволом одного лица.страх).

Свобода и равенство - фунд св-ва чел природы. Кажд гос  строй обусловлен след факторами: климатом, почвой, величиной терр и тд. Монархия и Республика – климат и территория.  -Холодный климат–Республика; -Теплый климат–Монархия; -Большая территория–Монархия; -Маленькая-Республика.

Разделял вдасть: законодат, исп, судебная власть.

    1. Жан Жак Руссо. О соц нер-ве и путях его преодоления.

Свобода и равенство - высшие чел ценности. В нер-ве главный источник зла (богатые и бедные). Два вида неравенства: 1)Физическое – здоровье, возраст.

2)Политическое – привилегии .

Три ступени неравенства: 1)Противоположность между богатыми и бедными–имущественная; 2)Противоположность между сильными и слабыми–приказывающими и подчиняющимися; 3)Высшая ступень неравенства, деспотия, отрицание отрицания, новое установление равенства.

На основе этих ступеней нер-ва он показал проц создания г-ва, в основе которого лежит соверш-е ч-ка и возн частной собственности. Г-во продукт общественного нер-ва. Впервые в общественной теории вопрос о суверенитете народа, как осуществлении общей воли, кот в св очередь выступает источником права, мерилом справедливости и гл принципом управления. Эти идеи суверенитета народа, равенства и свободы стали затмением Великой Французской Буржуазной Революции (1789). Каждый народ умеет чтить и развенчивать своих героев. Законодат власть-воля пол организма, исп власть-его сила. Верховная власть в структуре человека–голова. Рот и желудок–две важнейшие отрасли экономики. Кровеносные сосуды это фин с-ма гос организма.

    1. Француз. матер-ты XVII в.-идеологии бурж. револ.

Поль Анри Гольбах. исследовал чел природу с целью обоснования необх своб граждан. проблемы ч-ка, общества и гос-ва выводил из законов природ. П - рассм ка иск-во управлять людьми и заставлять их содействовать сохр и благополучию об-ва. Развитие об-ва и гос-ва обусловлено деят прав-ва, сущ сист воспитания. Хор явл только те законы, кот соотв природе ч-ка и обязывают его выполн свой долг перед др членами об-ва. Своб явл неотъемл правом всякой нации и об-ва.

Клод Адриан Гельвеций. Остро критиковал феод порядки и абсолютизм. Рассм г-во как пол институт, обеспеч функционир системы обществ воспитания. Главн движ сила разв об-ва-сознание и страсти ч-ка, борьба за удовлетв дух и мат потребностей. В связи с этим отстаивал тезис о необходиости гос. регулирования в сфере частной собст и доходов граждан. Форма правления - совокупность законов и соглашений м/у гражданами, кот либо противоречат общ интересу, либо соотв ему. Поэтому есть только 2 формы правл - одна хорошая, др дурная. Особое внимание уделял проблеме диспотизма и его следствиям, к кот относил презрение и унизит сост народа, гибел г-ва.

    1. Социалисты-утописты (А.Сен-Симон, Ш.Фурье и Р.Оуэн) о закономерностях общественного развития.

Клод Анри Сен-Симон: Охарактеризовал осн черты рац гос-ва, грядущей пром с-мы: обязательность труда, единство науки и пром-ти, планирование хоз деят-ти, распред по способностям. Общество рассматривал как закономерно развивающийся целостный организм, в основе процесса кот лежит развитие научных знаний, морали, религии. В пол сфере отдавал предпочтение не революции и иным массовым решениям, а реформам, отвечающим интересам большинства и проводимых под руководством промышленников и ученых. Единств и пост цель-возможно лучшее применение для удовлетворения потребности ч-ка знаний, добытых науками, искусствами и ремеслами, распр знаний, совершенствование и преумножение. Наиб предпочтит форма правления - парламентское правление.

Роберт Оуэн: Боролся за соц защиту трудящихся. Благодаря изобретениям и открытиям общество, организованное на научных основаниях и управляемое с пом принципов равенства и справедливости, мб насыщенно благами самого высшего кач-ва при работе, сводящейся к полезным и приятным занятиям. Выдвигал программу разумной общественной с-мы как с-мы предотвращения зла, предлагая создавать самоуправляющиеся поселки общности и сотрудничества, лишенные частной собственности, деления на классы, эксплуатации, противоречий м/у умственным и физ трудом. Замена сущ вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни может быть совершена только мирными ср-вами, попытка же изм х-ра правительства или общества посредством насилия недопустима.

Таким образом. к сер 19века европейская пол традиция заложила основы для становления пол науки, выявила два осн теоретических напавления: либеральное и социалистическое.

 

Тема (3-4).

    1. Политическая власть в обществе теории происхождения и виды власти.

Власть в общем смысле, означает способность и возможность индивида, группы, класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с пом авторитета, права, насилия.

Пол. Власть-это способность/возможность класса оказывать влияние на др классы и общество в целом.

Макс Вебер считал что власть-есть отношение господства людей над людьми. Выделил 3типа власти(господства):

1.Традиционный (силовой)-сущ в силу традиций, обычаев, верований.

2.Харизматический (преданность лидеру/вождю)-основан на авторитете.

3.Легитивный (законный, правовой)-высш. уровень сознания людей, где всем правит закон.

Власть также мб: 1.индивидуальная, основанная на влиянии, авторитете, личной зависимости или насилия; 2.публичная, основанная на кооперативном эффекте вследствие общественного разделения труда; 3.открытая; 4.полускрытая; 5.скрытая.

Франц политолог Морис  Дюверже вывел 4  истор формы:

1.Анонимная власть, кот находит  место в примитивных обществах-власть всех.

2.Индивидуализированная, власть  одного ч-ка.

3.Институциональная, где власть  опирается на спец. созданные институты, выполняющие опред ф-ции.

4.Надгосударственная(неополитическая).

1-2-непол формы власти; 3-4-пол  формы

.

    1.  Основные признаки и функции полит. власти.

Функции власти: 1.Обеспечение господства опред соц групп-элит в оществе. Элиты бывают: открытые-демократические, закрытые-аристократические.

2.Управление общественными процессами(поддержание обществ. порядка с позиции соц господствующих); 3.Поддержание целостности и единства об-ва

4.Руководство выработки и принятия  решений; 5.Управление-создается админ-управ. аппарат; 6.Контроль-обеспечивает соблюдение соц.норм и правил.

Признаки власти: 1.Абстрактность-власть не является предметом. всегда выступает как отношение; 2.Структурность-выделяют вну стр-ру, куда входят пол институты(прежде всего г-во); 3.Направленность(власть всегда целевая)

4.Ограниченность власти, т.к. абс. власти не сущ. Она ограничена действующими нормами, конкретными ситуациями и природными св-вами ч-ка; 5.Универсальность(проявляется во всех отношениях).

    1. Ресурсы власти.

Экономические ресурсы: 1.мат ценности, 2.деньги-всеоб эквивалент, 3.техника, 4. полезн ископ и тд.

Соц ресурсы: соц статус-ранг.

Культурно-информативный: -включает знания и получ инф, а также ср-ва их распред-я.

Сила(принудительные): 1.оружие, 2.институты принуждения, 3.подготовленные для этого люди, 4.Демографические ресурсы(человек).

    1. Политическая элита сущность и типология.

Пол элита-привелегированная, политически господствующая группа-далеко неоднородная (внур. трения), дифференцирована, существенно различается на разных ист этапах становления и развития об-ва.

Элита: 1.наследственная, 2.властная (обладатели власти), 3.ценностная(лица с высокопрестижными позициями в об-ве и гос-ве),

4.функциональная(профессионалы-управленцы),  5.правящая, 6.опозиционнная,

7.открытая, 8.закрытая, 9.высшая, 10.средняя, 11.маргинальная.

    1. Политическое лидерство. Его природа и функции.

Пол лидерство это постоянное и  легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции и влияющих на все общество.

Стр-ра лидерства: 1.Индивидуальные черты лидера; 2.Ресурсы или инструменты, кот он располагает; 3.Ситуация в кот он действует и кот оказывает на него влияние.

Функции лидерства: 1.Анализ ситуации и пол прогноз; 2.Разработка стратегии и тактики; 3.Мобилизация исполнителей (бюрократия и массы) на осуществление намеченных целей.

Типология лидеров: 1.Обычные и великие; 2.Герои и злодеи; 3.Демократические и авторитарные; 4.Традиционные и авторитарные.

    1. Избирательные системы как тип орг. пол власти.

Избирательная система-это пол институт, представляющий собой механизм формирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти; средство пол. социализации, способствующее привлечению масс к участию в общественно-политической жизни; способ интеграции пол. с-мы, мирного решения пол конфликтов и орг опред типа власти.

Совр изб с-мы прошли длит(более 2х веков) путь борьбы против сословных, имущественных, образовательных, расово-нац и др огр цензов за всеобщее, равное и прямое изб. право при тайном голосовании.

Три осн. типа изб с-мы: 1.мажоритарная-система выборов, при кот избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов изб-ей по изб округу, где они баллотируются; 2.пропорциональная-порядок опред рез-тов голосования, при котором распред мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соотв с полученным ими кол-вом голосов. 3.смешанная.

Тип изб с-мы зависит от ист, пол, социокультурных, психл и др особенностей. Выборы подразделяются на общенациональные(парламентские, президентские) выборы, выборы в органы местного самоуправления и выборы местных должностных лиц. Лица, польз изб правом в данном г-ве, электорат, различают своим отношением к участию на выборах: 1.твердые приверженцы; 2.независимые избиратели; 3.систематич голосующие; 4.уклоняющиеся.

    1. Политическая власть в РФ.

Пол власть в российском об-ве также представленна ее осн ветвями. Законодат власть формир на основе выборов и основывается на принципах Конституции РФ и права. Это - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Гос Думы. Исп власть предстваляет Правительство РФ. Высшей судебной властью России я вляются Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Глава г-ва-Президент РФ-в соотв с конституцией РФ определяет осн направления вну и вне п стран, издавая указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России.

Однако сконструир таким образом механизм не способствовал в 90-е годы стабильному развитию страны. Онищание массы населения, потеря фин и продовольств самостоятельности страны, коррупция, начавшийся сист кризис-свидетельство тому что размытие стр-ры пол власти, ее кадровая политика, законы и правила их прим-я, отсутствие должной ответственности носителей пол власти не способны были обеспечить стаб функционирование власти в условиях ломки сущ соц-экономич и политич стр-р и отношений.

Начиная с 2000г идет сложный проц укрепления вертикали власти. Создание при призеденте РФ Гос совета, разделение страны на семь фед округов, принятие законов "О новом порядке формирования Совета Федерации", организация местного самоуправления - все эти законодательные акты направлены на достижение таких основополагающих целей, как эконом успех, соц благополучие, утверждение демократических прав и свобод граждан.

Утверждение новой с-мы пол власти через парламентаризм, многопартийность, формир гражд общества целенаправленно продолжается в условиях начала 21века.

2004г-введен нов порядок формир  губернаторского корпуса, расчитанного на приход к руководству регионами лиц, отличающихся высокой степенью профессионализма, патриотизма, ответственности.

2005г-Гос дума внесла поправки  в 13законов и кодексов изб  с-мы: о пропорциональной с-ме выборов в фед уровне, минимальном 7% пороге прохождения партий в парламент, установлении двух единых дней общенац выборов, повыш ответственности СМИ и самих депутатов.

2006г-в соотв с принятым законом РФ начала свою деятельность Общественная палата, призванная осуществлять контроль за деятельностью органов власти всех уровней, выступать с собственными инициативами, вырабатывать заключения по проектам фед законов.

"Современное здравоохранение", "Качественное образование","Достойное жилье", "Эффективное с/х"− Все эти целенаправленные действия рассчитаны на создание сильного г-ва и хорошо слаженной эффект. власти, основанной на принципах демократии, нацеленной на реализацию интересов и прав народа.

 

Тема (5-6).

    1. Политическая система общества. Понятие, структура, функции.

Пол с-ма об-ва-соц механизм управления, с пом кот реализуется пол власть.

1.ПС-это совокупность гос и  общественных объединений, правовых и пол норм., принципов организации и осущ. пол власти

2.ПС-совокупност организаций и  учреждений. Это комплекс основополагающих идей п

3.ПС-как единство взаимоотношений  и взаимодействий в сфере пол жизни

4.ПС-как полит поведение, пол  проц в рамках определенных организаций, объединений и общностей людей.

Структура, включает компоненты: 1.Институциональный(пол орг об-ва); 2.Функциональный. Возн в рез-те взаимодействия институтов, кот вып опред роли по удовлетворению возник в об-ве потребностей; 3.Регулятивный(На основе политико-правовых норм регулируются отношения м/у институтами, субъектами пол с-м); 4.Коммуникативный(совокупность разнообразных отношений м/у субъектами пол с-мы).

Ф-ции пс: 1.организация пол власти, пол руководство об-м, определение стратегических целей; 2.координация и интеграция пол сил об-ва, консолидация их деят; 3.отражение приоритетных сой интересов и их практического осуществления.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"