Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Политология Шпоры.docx

— 74.75 Кб (Скачать)
  1. Тема

    1. Понятие П.

Политология - наука о политике, пол отнош-х, и пол деят-и, закономерн-х становл. и разв. пол с-м, сущности, формах и мет-х пол власти.

Политология - как наука и учеб. дисц. изуч пол жизнь об-ва, его пол с-му, п-мы вну и вне п., а также сп-бы принятия пол. реш-й.

Ф-ции политологии:

1. Мировозр. - разв. пол созн-я от обыден. к научн., формир ценностных ориентаций и выбор оперд пол позиций гражданами. группами, партиями.

2. Позноват. - изуч. фактов, соб, явл.

3. Методологич. - позвол. осмысл и понять целостную картину действия, ее конкретные соц-пол проц-сы и выработать опт сп-бы и методы анализа пол жизни, дать пол обоснование возм вариантов обществ эволюц. и моделей разв.

4. Прикладная - прим пол знаний к конкретной пол ситуации и осущ-я пол прогнозир-я в целях наиб рациональной орг-ии разв пол процесса.

    1. Предмет П.

-Идейно-теор. основы п

-пол власть, ее сущн. и  функц-я

-пол с-мы общ-ва и пол институты

-пол культура, пол сознание, пол  повед-е

-мировая  П и м/у народные отношения

Осмысл. предметата П. позв. сделать вывод о тесн-й взсвязи, взобусл. и вздейств. п с теорией гос-ва и права, с эконом науками, филс, соцл, ист, психл, пол географией и др гум науками.

Методы П.:

1.Теор методы: Общенаучн.: -фил., -диалектика-анализ всех возм (∙) зрения на исслед объект., -материализм-материя первична

Частнонаунч: -сравнительный-сопоставл однотипн. пол яв-й, с целью выявл. их общих черт и специфики, нахожд. наиб. эфф. форм пол  орг-и  или  оптим.  путей реш.задач; -структурный-рассм. п как цел-го,сложно   орг.,саморегулир-я мех-ма, наход-я в непрерывном взаимод-и с  окруж.средой через "вход" и "выход" с-мы; -структурно-функц.-анализ предп-ет рассм. п как некот.целостности, с-мы, обладающей сложн. стр-рой, кажд. элемент к-ой

имеет опред. знач-е и вып. специфич. ф-и, направленные на удовлетворение соответств. потребностей с-ы и ее ожиданий

2.Эмпирические методы: -наблюдение, -опрос, -эксперимент, -анализ.

    1. П. как общественное явл.

П опред. содержание и направл. деят гос-ва, всех пол институтов и др учреждений, объединений, организаций, сущ в об-ве, по реализации таких приоритетных для ч-ка ценностей, как благосостояние, свобода и правопорядок, безоп-ть и незав-ть. От п и реализующих ее п-в зависят судьбы людей, стаб-ть и процветание об-ва в целом и кажд индивида.

Будучи целостным и сложным  соц явл-м, п выступает как с-ма реал-х практич действи и отношений (войны, революции, реформы, сотрудничество, соперничество) и как теор., духовная сфера этих отнош-й, их едеальн выраж-е(пол взгляды, прогнозы, программы,составл-е совокупн установок и целей, опред.-х интер-ми тех или иных соц слоев об-ва)

П. обладает способн-ю многостороннего воздействия на все стороны обществ жизни, в том числе и на те сферы и отношения, кот не я вл собственно пол-ми.

1.Даль: наука гос управл. 2.Ленин: П-устройство гос власти

3.К.Маркс: П-как деят. гос-ва опред-ся  во-1 вып общих дел, вытек из  природы всякого общ-ва и во-2 специфич. ф-ми, вытек из противоп м/у правительством и нар массами; 4.Ф.Энгельс: П-явл продуктом непример-ти клас противоречий, но вместе с тем настолько "умиряет" межклас. столкн-я, насколько это необх чтобы держать их в границах "порядка" и не дать классам с противореч. эконом. инт-ми уничтожить др-дрга и об-во в бесплотной борьбе.

5.Петирим: Платон "иск-во жить вместе", "единство во мн-ве". Иск-во достиж возможного+необх, те науч сосущ-ть.

*П-чел деят, связ с прин и провед в ж реш-й, надел дост-ом уполномочия со ст. об-ва, для кот они прин-я.

*П-оказ влияние борьбой за  власть и конку-ей м/у индивидами гр-ми по поводу распред внутри об-ва вознагр и благ.

*Концентрир выраж экономики

*с-ма обществ отнош в проц формир и осущ власти. Властн отнош явл опред-ми.

    1. Структура П.

П можно подразд-ть по след. основаниям:

1.по сферам жизни–эконом, соц, культурн, военная

2.По масштабам–мировая, рег, лок.

3.По носителям и субъектам–г-ва,партии, движения, лица.

4.По срокам действия – цивилизация,  эпоха

5.По областям - Внутр и вне, эти 2 крупные взаимосв области п подраздел в св. очередь на более узкие. Напр: эконом, эколог, демографич, военная.

*Кажд из них в свочередь им конкр сост-ие:

Эконом п–аграрн, фин, инвест, пром.

Функции П:

-Орг. пол отношений, -Формир пол сознания, -Защита соц госп инт-ов

-Структурир пол сист об-ва

П. призвана предотвращ распад об-ва и его дизентигр-ю. Ф-ии орг об-ва, управл им, контроль, общ порядок, организов-ть.

  1. Тема.

    1. Политические идеи античности.

Первые представления челов-ва об об-ве и управлении им возникли из опыта гос-в ДрВостока, где были созданы оригинальные пол теории и формы пол организации, но последние рассм-сь как единственно возможные и неизм-е. Соврем подход к п и ее проявлениям появился лишь в эпоху античности, что стало началом европейской пол традиции, кот со времен древнегреч мыслителей отстаивала возм различн управл об-вом.

Именно в греческих полисах  пол идеи прошли путь от мифолог представлений до историко-политич исследования г-в и сферы политики в целом.

Для философов дрГреции было хар-но подчинять свои пол идеи общему, увязывая всех: ч-ка, об-во и природу в целое.

В период античности нач переход  к конкр историко-пол исслед-ям совр. мира.

В этот период складывается 2 тенденции, 2 осн направ в исследование об-ва и че-ка: 1)Общество–это р-т естественно историч. процесса, это естеств. обр-е. Ч-к – коллективное пол животное. 2)Общество это искусств. обр-е. Ч-к – индивидуалист.

Лучшими представителями античного  мира были: Платон и Аристотель.

    1. Платон о сущности и формах гос-ва.

Платон написал  крупнейшие работы: Г-во, Законы, О добродетели, О справедливости в кот. дал х-ку идеального г-ва.

Выделял среди сущ типов гос-ва монархию т аристократич республику, отрицательные типы: тимократия, демократия, тирания.

Идеальное г-во он представлял как  г-во, в кот все дб: Добродетельны, справедливы. Добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость.

Все граждане должны по сословному принципу разд-ны на 3 группы:

-Философы и мудрецы–правят

-Молодые и сильные–войны, стражи, защищают и расширяют территорию  г-ва.

-Земледельцы–обесп-т всех пропитанием.

В ч-ке все заложено от рождения:

Если в ч-ке ~ золото, то он всегда будет принадлежать к высшсословию, если серебро, то к срсословию, если медь или железо, то более низкое сословие и только в редких ситуациях правитель может перевести такого ч-ка из низкого сословия в более высшее.

Гос-во должно:1.располагать средствами защиты, 2.снабжать необх мат благами об-во, 3.направлять развитие духовной деят-ти.

Виды: 1) Монархия – власть 1го в инт-х подданных; 2) Аристократия – власть мудрых; 3) Тимократия – власть честолюбца; 4) Олигархия – власть немногих богатых; 5) Демократия – власть народа; 6) Тирания – каждый сам по себе – личность.

Почему в современном  мире обращаются к учению Платона «О типах и свойствах государственного устройства»: 1)На этой шести кратной типологии Платона основывались все последующие ученые философы.

2)Потому что в мире более  200 государств, и среди устройства всех этих государств встречаются все 6 перечисленных Платоном типов.

    1. Учение Аристотеля об образцовом гос устройстве

Аристотель–ученик Платона, превзошедший своего учителя.

Аристотель–вершина древней философии. Разраб всестороннее учение о г-ве:

1)Первая тенденция – общ-во естеств обр-ие, а ч-к пол животное.

2)Г-о–высшая всеобъемлющая форма  соц связи людей

3)Г-во–первично по отношению  к семье и индивиду, как целое к частному.

4)Конечная цель г-ва – достижение  прекрасной, счастливой жизни.

5)Главная задача – воспитание  граждан в духе нравственности  и добродетели.

6)Государство(достиж общей пользы):

Правильные:

-Монархия, -Аристократия, -Полития(огр цензовая демократия)

Неправильные:

-Олигархия(выгода богатых), -Демократия(неимущих), -Тирания(одного)

7)Граждан разделил по возрасту  – в молодости (войны, стражи), в старости (пол функция). Свободные греки работать не должны. Физ труд есть дело рабов. Рабство сущ от природы, отношение Раб-Господин – необходимый структурный элемент государства, как в семье Жена-Муж.

8)Разработал семейную теорию  происх г-ва – семья созд  на основе домохозяйства, объединение семей есть селение, объединение селений–г-во.

9)В основу деления граждан  положил критерий богатства и  разделил всех на 3 слоя: -Очень зажиточных; -Крайне неимущих; -И средних между ними.

Это «Учение о середине» стало  основой создания образцового г-ва (политии), где идет проц смешения олигархии и демократии и где поляризация этих слоев снимается преобладанием среднего слоя (среднего класса).

Реализована в современных западных демократиях.

    1. Политическая мысль нового времени.

Новое время – с середины 17 века (Англия), время становления и развития капиталистических отношений.

На смену первобытному, рабовладельческому, феодальному строю пришел период капиталистических отношений.

Христианская традиция средневековой  Европы, утверждавшая божественное происх гос власти, не оставляла возм для изуч реальных пол процессов.

Первым политическим мыслителем нового времени называют Никколо Макеавели. Восстановление светского подхода к п произошло в эпоху Возрождения и связанно с именем этого мыслителя.

    1. Н.Макиавелли - первый полит мыслит. нов времени.

Жил 1469–1527 за долго до наступлнов времени. Г-во – высшее проявление чел духа (Первым ввел понятие г-ва). Ч-к по св прир. индивидуалист, и высшее проявление духа ч-ка это служ. г-ву. Заменяет концепцию божественного предопределения идеей объективной ист закономерности. В основе поведения ч-ка в сфере политики находятся выгода и сила.

Типы государства: Хорошие: 1)Республика, Римская республика – по тому что наводит страх на чужие народы и соблюдает внутр. порядок. Пока народ не совершенен, он должен передать всю полноту власти Государю кот будет защищать и представлять их интересы и если этого не происходит, то народ имеет право на сопротивление. Самая крупная его работа так и наз – «Государь». 2)Смеш форма правл, в кот сочетались бы демократич, аристократич и монархич элементы власти.

Плохие: 1)Охлократия, 2)Тирания, 3)Демократия.

Макеавеллизм–цель оправдывает средства (ЛЮБЫЕ, как хорошие так и плохие) Прим любых ср-в(убийство, подкуп, шантаж)

3 закона жестокости  Макеавелли:

1)Жестокость и стабильность. Быть  жестоким для того, что бы противостоять аппетитам и алчности и обеспечить стаб разв общ-ва.

2)Жестокость и твердость(обещания) Много обещать перед выборами, но не должен выполнять все обещания после достижения своей цели.

3)Жестокость, зло и добро. Нужно  делать много зла и иногда  делать добро, которое будет потом помнится в народе.

    1. Томас Гоббс. Договорная теория г-ва.

Рассм г-во не как божественное установление а как продукт чел деятельности. Г-во есть рез-т "Общественного договора", пришло на смну естеств сост где люди находились во взаимной вражде.

Люди должны дог дру с др и жить в мире и согласии. Передать большую часть своих прав лидеру (правителю), ограничивая свои свободы. На лидера гл образом ложились ф-ции обеспеч безопасности. Лидер - суверен, облад верх властью, а всякий др явл лишь его подданым.

Все можно отдать кроме 3 основных прав: 1)Право на жизнь; 2)Свободу; 3)Собственность.

Формы государства: 1)Монархия(суверен-один чел); 2)Аристократия(верх власть-собр граждан); 3)Демократия(суверен-собрание всех).

Впервые ставит вопрос о партиях  как об источнике смуты и недовольства.

Роль частной собственности  высоко ценил. Ввел понятие – гражданское общество.

    1. Дж. Локк - основоположник теории либерализма.

(либеро–свободный). Выступал за  конституционную монархию и разделение властей, закладывая основы доктрины соврем либерализма. Возражает против идеи Гоббса, обществ договор-защита личн свободы и частной собств граждан. Народ обладает полным суверинететом и имеет право свергать недостойное правительство. естеств сост ч-ка-состояние полн свободы в отнош своих действий и распоряж имуществом. Никто не имеет больше другого.

Два трактата о государственном правление (история Англии):

1)Критика феодализма, абсолютистской  власти короля;

2)Х-ка парламентарной или конституционной монархии.

Впервые в политической теории встала проблема прав и свобод человека.

Основных признаков политического  устройства, демократического государства

Проблема разделения властей: 1)Законодательная; 2)Исполнительная включая судебную; 3)Федеративная, власть внешних сношений.

Выделял: демократию, олигархию, монархию, возможны сложн и смеш формы правл.

    1. Ш.Л.Монтескье - его вклад в развитие соц-пол науки.

Жил в 1689-1751 г. Его работы:

1)«Размышление о духе величия  и причинах падения Римлян»  интерполируя историю Рима на 17–18 века, в которых он жил. 2)«О духе законов».

Законы–объективные закономерности развития, связь всех законов и подчинение частных общему. Законы разделил на: -Законы естественные–неизменные; -Общественные–изменчивые, не совершенные.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"