Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Bilety_po_gos_i_mun_upravleniyu.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

- на всей территории страны в качестве базовой вводилась двухуровневая модель местного самоуправления, обеспечивающая формирование муниципальных образований на уровне поселений и на уровне муниципальных районов; кроме того, предусматривалось создание городских округов – одноуровневых муниципалитетов, выполняющих функции как поселений, так и районов;

- перечень вопросов местного значения достаточно существенно сокращался по сравнению с предыдущей редакцией Закона, все полномочия муниципальных образований разделялись между поселенческим и районным уровнем, при этом за муниципальными районами было закреплено решение как вопросов местного значения на межселенных территориях1, так и исполнение многих ключевых функций на территории поселений (в частности, связанных с организацией образования и здравоохранения);

- вводилось более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;

- обеспечивалось более развернутое регулирование и расширялись формы осуществления непосредственной демократии на местном уровне; более детально, по сравнению с предшествующей редакцией закона, была проработана нормативная база территориального общественного самоуправления;

- ужесточались законодательно закрепленные требования к органам местного самоуправления, в частности, предусматривалось наличие в каждом муниципалитете представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации; как правило, запрещалось совмещение постов главы администрации и главы представительного органа, жестко регулировалась численность местных депутатов и т.п.;

- ограничивался перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; объекты, не подпадающие под законодательно установленные ограничения, подлежали перепрофилированию либо отчуждению;

- за муниципальными образованиями на постоянной основе закреплялись доходные источники; принципы и механизмы предоставления финансовой помощи муниципалитетам были детально урегулированы федеральным законодательством; 

- вводилось более развернутое регулирование межмуниципального сотрудничества, направленное как на более активное использование данного инструмента в организации решения вопросов местного значения, так и на унификацию его форм.

 

Билет № 14

1. Системный подход в государственном и муниципальном управлении.

Государственно-административное управление – сложное явление, обусловленное многими взаимозависимыми причинами, факторами развития общества. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между процессами и явлениями в жизни общества, многие из них реализуются не в должной мере или остаются в области желаемого, а не сущего. Должную системность общественной жизни придает Управление, если оно само является системой — целостной, органичной, состоящей из взаимонеобходимых компонентов.  
Системный подход к анализу госуправления имеет не только теоретическую значимость, но практическую. Он обязывает при решении любого вопроса в практике управления подходить к нему комплексно. 

Рассогласованность между подсистемами приводит к кризисным ситуациям в системе управления.  
Системный подход включает следующие аспекты исследования:  
- системно-исторический изучение ретроспективы и перспективы развития;  
- системно-компонентный изучение структуры системы. Анализу подвергаются только те подсистемы, без которых госуправление как целостное - общественное явление не может состояться (институциональная; нормативно-правовая; кадровая; коммуникативная; культурная; функциональная).  
При изучении конкретного госоргана как системы используются следующие подходы:  
- организационно-структурный подход изучение внутреннего построения.  
- функционально-структурный подход изучение функциональных связей между структурными подразделениями и должностными лицами, классификации функций, их распределение и согласование по горизонтали и вертикали управления, координации и субординации функций;  
коммуникативный подход изучение информационных потоков в процессе управления, с общественной средой и внутри системы  
культурологический подход анализ процесса принятия и осуществления административно-правовых и организационных решений под углом зрения профессионально-управленческой культуры. Нравственные ценности, принципы, убеждения, мотивации и стимулы.

 

2. Организация местного самоуправления в развитых странах. Международный опыт.

Государственная служба в зарубежных странах понимается как особый социальный институт, что ведет к определению  особых процедур приема, отбора персонала, замещения вакантных должностей, карьерного продвижения и пр. В  большинстве зарубежных стран обмен  кадрами между разными сферами  трудовой деятельности затруднен и  сопряжен с соблюдением нормативных  требований.

В настоящее время основными  факторами развития системы управления персоналом в зарубежных странах  являются:

- доступность государственной  службы независимо от происхождения,  пола, расы, вероисповедания, религиозных  или политических убеждений, личных  и деловых связей;

- гарантированная занятость (пожизненное  назначение на должность);

- принцип назначения на должность;

- конкурсный отбор на государственную  службу;

- иерархическая подчиненность  и субординация должностей;

- повышение в должности в  зависимости от профессиональных, личностных и морально-нравственных  качеств с соответствующим изменением  уровня заработной платы;

- регулярное проведение профессиональной  подготовки;

- проверка эффективности деятельности  путем проведения аттестации  сдачи квалификационных экзаменов  и пр.;

- государственное пенсионное обеспечение.

Служебное продвижение служащих и  процедуры замещения вакантных  должностей регулируются правовыми  актами, которыми определяются статус чиновников, их служебные функции  и задачи. В большинстве стран  профессиональная деятельность государственных  служащих регулируется не трудовым, а  публичным правом, в котором наряду с общегражданскими правами и  обязанностями фиксируется особый Социальный статус работников органов  государственного управления.

В большинстве зарубежных стран  к категории государственных  служащих относятся работники, получающие заработную плату из государственного бюджета. Система государственной  службы зарубежных стран имеет два  уровня:

- в первый уровень входят  так называемые публичные служащие (преподаватели вузов, учителя,  врачи, работники государственных  железных дорог, почты и пр.);

- второй уровень составляют  непосредственно работники органов  государственного управления - чиновники,  работающие в министерствах и  ведомствах.

Статус каждой категории работников в разных странах различен, но при  этом для чиновников законодательно установлены особые условия прохождения  службы, более жесткие правила  и ограничения.

Так, в Германии под государственной  службой понимается деятельность в  целях решения общегосударственных  задач управления. В институциональном  плане это определенный круг лиц, выполнение которыми публичных функций  составляет их специализированную деятельность.

Государственные служащие делятся  на чиновников (в том числе политических чиновников) и лиц наемного труда. По принципу подчинения государственные  служащие подразделяются на федеральных  служащих (состоят в непосредственном подчинении федерации), чиновников земель и чиновников общины. По сроку нахождения на службе выделяются четыре категории  работников:

- назначенные на испытательный срок,

- назначенные на неопределенный  срок (их могут уволить в любой  момент),

- назначенные временно (например, бургомистры, военнослужащие),

- назначенные пожизненно (карьерные  служащие).

Для каждой категории работников существуют свои требования и полномочия.

Во Франции к государственным  служащим относятся лица, получающие жалованье из государственного бюджета. Это служащие центральной администрации  и администрации регионов, департаментов  и коммун. Государственными служащими  считаются работники, принятые на работу по контракту в государственное  учреждение, работающие на государственных  предприятиях. Конституция Французской  Республики от 4 октября 1958 г. закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по разработке норм, касающихся чиновников.

В Великобритании государственными служащими  являются «гражданские слуги Королевы. Это лица, состоящие на государственной  службе в каком-либо министерстве или  ведомстве, за исключением лиц, занимающих политические или судебные должности  и получающих жалованье из бюджетных  средств.

Все государственные служащие делятся  на публичных служащих (служащие публичного сектора экономики) и гражданских (работающие в министерствах и  ведомствах). При этом гражданские  служащие делятся на постоянных (при  наличии специального сертификата) и временных работников (для выполнения конкретной работы).

В США государственным служащим в широком смысле слова считается  любое лицо, труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или  местного органа власти. В целом  в категорию государственных  служащих включаются как должностные  лица - вспомогательно-технический персонал, обеспечивающий реализацию государственно-властных полномочий, так и те, кто работает по найму в государственных учреждениях. По сроку нахождения государственные служащие делятся на карьерных служащих; на служащих, нанимаемых на определенный срок (до трех лет); на служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств (не более 18 месяцев); на государственных служащих на резервируемых должностях.

 

 

Билет № 15. Вопрос 1 Сущность и требования принципов системного подхода к управлению.

На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть  выполнение следующей последовательности действий:

- формулировку задачи исследование;

- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;

- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

- разработка модели системы и проведение на ней исследований.

Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа или системного синтеза. Задача анализа предполагает определения свойств системы по известной ей структуре, а задача синтеза - определение структуры системы по ее свойствам. Задачей синтеза является создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами, а задачей анализа - изучение свойств уже существующего образования. Системный анализ и синтез предполагает исследование больших систем, сложных задач. В формулировке задачи исследования надо постараться различить общий и частный планы. Общий план определяет тип задачи - анализ или синтез. Частный план задачи отражает функциональное предназначение системы и описывает характеристики, подлежащие исследованию. Например:

1) разработать (общий план - задача  синтеза) космическую систему,  предназначенную для оперативного  наблюдения земной поверхности  (частный план);

2) определить (общий план - задача  анализа) оперативность, наблюдение  земной поверхности с помощью  космической системы (частный  план).

Любая система, объект рассматривается как совокупность взаимосвязанный и взаимодействующих элементов, имеющая вход, связи с внешней средой, выход, цель и обратную связь.

При проведении исследования системы  управления системный подход предусматривает  рассмотрение организаций как открытой многоцелевой системы, имеющей определённые рамки, взаимодействующие между  собой, внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели  каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.д. При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменение в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе и взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Системный подход предусматривает  изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует  исследования внутриорганизационных  процессов адаптации, саморегулирования, самоактуализации, прогнозирования, планирования, координации, принятия решений и т.д.

Системный подход рассматривает исследование того или иного объекта как  систему целостного комплекса взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов  в единстве со средой, в которой  он находится. Одним из важнейших направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных систем управления является системный анализ.

Исследование операций как научное  направление использует математическое моделирование процессов и явлений. Использование методов исследования операций в рамках системного подхода  особенно целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.  В любой системе каждый элемент ее структуры функционирует исходя из некоторой своей цели. При ее выявлении (или постановке) следует руководствоваться требованием подчиненности общей цели системы. Здесь следует отметить, что иногда частные цели элементов не всегда согласуются с конечными целями самой системы.

Сложные системы, как правило, исследуются  на моделях. Целью моделирования  является определение реакций системы  на воздействия, границы функционирования системы, эффективность алгоритмов управления. Модель должна допускать  возможность вариаций изменения  количества элементов и связей между  ними с целью исследования различных  вариантов построения системы. Процесс  исследования сложных систем носит  итеративный характер. И число  возможных приближений зависит  от априорных знаний о системе  и жесткости требований к точности получаемых результатов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"