Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

Bilety_po_gos_i_mun_upravleniyu.docx

— 116.25 Кб (Скачать)

Билет №1

1 Понятие и сущность государственного  управления

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

Социальное управление является публичным управлением, которое включает в себя:

а) государственное  управление, то есть управление в сфере  функционирования государственных  органов;

б) негосударственное  управление, которое, в свою очередь, делится на:

- местное  самоуправление - осуществляется органами  местного самоуправления;

- общественное  управление - осуществляется в объединениях  граждан;

- коммерческое  управление - осуществляется в коммерческих  организациях, которые ставят перед  собой цель получение прибыли.

  Государственное управление – это деятельность государства в лице специальных государственных органов - органов исполнительной власти, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.

Сущность  государственного управления проявляется  в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Признаки государственного управления:

- проявляется  посредством совместной деятельности  людей, организует их для такой  деятельности в соответствующие  коллективы и организационно  оформляет;

- ставит  перед собой цель упорядочение  совместной деятельности путем  обеспечения согласованных индивидуальных  действий участников такой деятельности  с помощью влияния на их  поведение (волю);

- выступает  в роли регулятора управленческих  взаимоотношений, возникающих между  субъектом и объектом в процессе  реализации функций социального  управления;

- является  властным, поскольку базируется  на подчинении воли участников  управленческих отношений;

- имеет  особый аппарат реализации через  организационно оформленные группы  людей.

Анализируя  государственное управление, можно  выделить такие его особенности:

- оно  имеет второстепенный, подзаконный  характер, поскольку государственное  управление -- это деятельность, направленная, в первую очередь, на выполнение и обеспечение выполнения законов. Одновременно, для обеспечения выполнения законов органы государственного управления правомочны, в пределах своей компетенции, принимать акты государственного управления, которые по своей юридической силе являются подзаконными нормативными актами;

- организующий  характер проявляется в том,  что государственное управление  осуществляется путем объединения,  согласования, координации, регулирования,  контроля, а также с помощью  властно-регулятивных и принудительных  мер государства;

- систематическая,  непрерывная деятельность, направленная  на сохранение социальной системы,  ее укрепление и развитие. Государственное  управление обусловлено самой  сущностью общества, функционирует  вместе с ним, направлено на  обеспечение общества как самоуправляемой  системы;

- оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;

- субъекты государственного управления используют имеющиеся у них правовые и фактические возможности для применения внесудебного, то есть административного принуждения;

- в  ведении органов государственного  управления находится фактическая  государственная сила: правовые, информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми  они распоряжаются;

- наличие  большого государственного аппарата;

- подконтрольный характер деятельности.

Уяснение  сущности государственного управления невозможно без определения целей. В зависимости от содержания управленческой деятельности:

- социально-экономические  цели, то есть упорядочение общественной  жизни и удовлетворение публичных  интересов, достижение экономического  благополучия, создание и поддержка  определенных экономических отношений;

- политические  цели, то есть вовлечение в  управление политических структур  государства, поддержка политических  процессов в государстве и  обществе;

- обеспечительные  цели, то есть обеспечение прав  и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в обществе, общественного порядка и т.  д.;

- организационно-правовые  цели, то есть формирование правовой  системы, которая способна реализовать  основные функции государства  и решить его задачи с помощью  механизма правового государства.

2. принципы и признаки местного  самоуправления

Местное самоуправление – власть не только территориально ограниченная, но ограниченная и по кругу полномочий. Ее органы вправе решать вопросы местного значения в соответствии с законом. В унитарном государстве это закон, принятый его парламентом. В федеративных государствах (включая Россию) такие законы принимаются субъектами федерации, но сами принципы устанавливаются федерацией.

В более  узком смысле местное самоуправление, можно разделить на собственно самоуправление и собственно управление, т. е. администрирование. Органами самоуправления в этом смысле будут лишь непосредственно избираемые гражданами органы и должностные  лица. Органы муниципального управления (администрирования) – это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица (в том числе  муниципальные служащие – управленцы).

Принципы местного самоуправления:

1) местное  самоуправление признается и  гарантируется Конституцией РФ. Оно поддерживается развернутой  системой гарантий: правовых, организационных,  финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

2) принцип  самостоятельности местного самоуправления  реализуется посредством широкого  набора специальных юридических  средств, в совокупности дающих  представление об этом качестве  муниципальной власти.

Самостоятельность муниципальных органов имеет  рамки, обусловленные ст. 12 Конституции  РФ: самостоятельность допустима  лишь в пределах полномочий местного самоуправления.

3) принцип  независимости органов местного  самоуправления в ст. 12 Конституции  РФ закреплено, что органы местного  самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти.

4) ответственность  местного самоуправления как  принцип его деятельности реализуется  в различных предусмотренных  законодательством формах: перед  населением конкретного муниципального  образования, государством, физическими  и юридическими лицами. Ответственность  перед населением наступает в  результате утраты его доверия.  Основания и порядок решения  этого вопроса определяются уставами  муниципальных образований;

5) недопустимость  образования органов местного  самоуправления и назначения  должностных лиц местного самоуправления  органами и должностными лицами государственной власти.

6) принцип  судебной защиты местного самоуправления 

 

 

Билет №2

1. структура и содержание научных основ государственного и муниципального управления

Именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления. (1880 по 1920 гг.)

Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования  становится частью учебных программ в ведущих университетах США  и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.

Второй  этап в развитии теории государственного управления продолжался с 1920 по 1950-е  гг. Особенно большие успехи в эти годы сделали американцы. В отличие от европейских стран в США высшие учебные заведения уже в тот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых был курс теории административно-государственного управления, что способствовало развитию и распространению новой науки, а в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом.

Существовал и другой благоприятный фактор, повлиявший на интенсивное развитие теории государственного управления именно в США. Американцы уже в те годы полагали, что наука  административно-государственного управления и наука управления частными предприятиями  могут и должны быть сближены. Американцы всегда делали акцент на практическую значимость исследований государственного управления; их научные разработки содержали практические рекомендации, предлагали обоснованные проекты реформ.

В 1920-1950-е  гг. наиболее известными направлениями  в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси. При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.

Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:

1) разделение  труда, 2) власть, 3) единство распорядительства, 4) единство руководства, 5) подчинение  частных интересов общим, 6) дисциплина, 7) вознаграждение персонала, 8) централизация, 9) иерархия, 10) порядок, 11) справедливость, 12) постоянство состава персонала, 

13) инициатива, 14) единение персонала, 

Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.

В сфере  политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.

В целом  кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих  принципах:

1) государство  должно осуществлять комплекс  мер по регулированию экономики  для преодоления негативных последствий  рыночных отношений;

2) предупреждая  социальные взрывы, государство  перераспределяет доходы в пользу  неимущих слоев через прогрессивное  налогообложение, развитие бесплатной  системы образования и здравоохранения;

3) антикризисное  регулирование сводится к стимулированию  инвестиций в период экономического  спада путем увеличения государственных  расходов на закупки, товаров  и услуг в целях компенсации  недостающего частного спроса  и путем влияния на норму  банковского процента, которая в  условиях спада не должна быть  слишком высокой;

4) возможность  допущения дефицита бюджета и  умеренной инфляции и за счет  выпуска в обращение дополнительных  денег.

Идеи  кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном  регулировании рыночной экономики.

Третий  этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и  продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого  периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы.

2. управление муниципальной собственностью. Правовые режимы.

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую  основу местного самоуправления. Вопросы  формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются, поэтому приоритетными  для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных  образований особую актуальность приобретает  проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения  деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. Решение проблемы создания эффективной  системы управления муниципальным  имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных  и управленческих усилий органов  местного самоуправления

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"