Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

2.ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Функции государства - это главные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. на внутренние и внешние.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА- это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Структурными элементами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.

Работа содержит 1 файл

экзамен право.docx

— 77.90 Кб (Скачать)

В правоотношениях активного  типа обязанность одной стороны  состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании  от действий, запрещенных юридическими нормами.

 

11. Реализация норм права  — воплощение предписаний правовых  норм в правомерном поведении  субъектов права, в их практической  деятельности. Ее можно рассматривать  как процесс и как конечный  результат.

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

Понятие реализации права  охватывает несколько способов и  форм воздействия на поведение субъектов  права.

По уровню (глубине) реализации предписании, содержащихся в нормативных  актах, может быть: реализация общих  установлении реализация общих правовых норм вне правоотношений: активная; пассивная реализация правовых норм в конкретных правоотношениях

Реализация общих установлении—  это воплощение в жизнь общих установлении, которые содержатся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности.

Реализация общих правовых норм вне правоотношений— это воплощение в жизнь общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию субъектов права, т.е. беспрепятственное использование субъективных юридических прав и сознательное исполнение субъективных юридических обязанностей — без конкретных связей или отношений между субъектами права.

Имеются две формы:

• активная — предполагает реализацию общих правовых норм

• пассивная — предполагает реализацию норм. содержащих запреты, через воздержание субъекта от действий, за которые устанавливается юридическая ответственность.

Формы реализация права по сложности и характеру действий субъекта (с участием или без участия  государства): простая, непосредственная

(без участия государства) сложная, опосредованная

(с участием государства)  — соблюдение, — исполнение, —  использование — применение

Представим в виде схемы  три формы непосредственной реализации права:

соблюдение— состоит в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами, в строгом следовании установленным запретам (например, соблюдение скорости движения автомобиля в городе 60 км/час).

Предполагает пассивное  поведение субъекта — независимо от его собственного желания.

Глава 20. Реализация норм права. Правоприменение

исполнениесостоит в обязательном совершении активных действий, предписываемых нормами права в интересах управомоченной стороны, в осуществлении обязанностей (например, своевременное заполнение и подача в налоговую администрацию декларации о доходах).

Предполагает активное поведение  субъекта — независимо от его собственного желания.

использование— состоит в использовании возможностей, предоставленных правовыми нормами, в осуществлении субъективных прав для удовлетворения собственного интереса (например, реализация права на высшее образование). Предполагает как активное, так и пассивное поведение.

 

12. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ  КУЛЬТУРА

 

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним  явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и  его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.

С точки зрения особенностей восприятия права в правосознании, выделяются два его основных уровня - это правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология (обыденное  правосознание) - это такой уровень  восприятия права, который основан  на чувствах, эмоциях, переживаниях. На такое восприятие права влияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельным социальным группам. Представления  о правовых явлениях подвержены подражанию, внушению.

Правовая идеология - это  систематизированные, теоретические  представления о праве, которые  выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровень  правосознания

В правосознании выделяют и такой его уровень, как профессиональное правосознание. Субъектами его выступают  представители правовых наук, профессиональные юристы-практики.

С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой  происходит реализация права и чем  выше в правосознании степень  признания, той или иной, установленной  правовой нормы, тем эффективнее  эта норма реализуется, потому что  в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая  присутствует в правосознании, с  ценностью, которая заложена в правовой норме.

 

Правовая культура - часть  общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною  категорию, так как включает в  себя не только социально-психологические  процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в  виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

15. Законность и правопорядок

Законность— это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Рассмотрим принципы законности.

Верховенство закона. Закон  — акт высших органов государственной  власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Равенство всех перед законом.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми  субъектами права. Данное требование диктует  необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для  всех субъектов права.

Последовательная борьба с правонарушениями.

Единство законности. Понимание  и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять  отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные  органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение  задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

Гарантии законности —  это объективные условия и  субъективные факторы, а также специальные  средства, обеспечивающие режим законности.

Экономические гарантии - это  существующая система хозяйства, форма  собственности, под политическими  — политическая система, под социальными  — классовая структура общества и т.д.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная  власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

 

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят  от положения, сложившегося в социальной сфере.

Правовые условия. Состояние  законности как политико-правового  явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической  техники, необходимыми механизмами  реализации и охраны.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту  и развитие в ней прогрессивных  гуманистических идей, положений, научно-теоретических  конструкций. Непосредственное влияние  на уровень законности оказывают  господствующие в науке научно-теоретические  концепции.

Юридические гарантии — это  совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное  осуществление, защиту прав и свобод.

 

Важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных  дел с целью всемерного укрепления законности.

 

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан.

 

Правопорядок - это основанная на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Рассмотрим признаки правопорядка.

 

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых  и обеспечивает определенность общественных отношений. Системность. правопорядок - это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций  государства является охрана существующего  правопорядка.

Устойчивость. Возникающий  на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

17. Общая характеристика  действующей Конституции

 

Действующая Конституция  Республики Казахстан, как от­мечалось, была принята референдумом 30 августа 1995 г. и всту­пила в силу со дня официального опубликования результатов референдума 8 сентября того же года. Нынешняя редакция Конституции опубликована 8 октября 1998 г.

Конституция состоит из преамбулы  и 9 разделов, объеди­няющих 98 статей.

Раздел I Конституции "Общие  положения" содержит основополагающие принципы, закладывающие правовую базу основ конституционного строя —  характеристику организации, внутренней и внешней политики государства, правовой системы, институтов гражданского общества.

В разд. II "Человек и  гражданин", насчитывающий 30 статей, мы усматриваем обширный перечень прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, включая и  не­которые процессуальные гарантии прав и свобод.

В семи последующих разделах регулируются основы статуса общегосударственных  органов власти, который по сравнению  с предыдущей Конституцией претерпел  значительные изменения, включая и  иное наименование. Речь идет о Президенте, о Парламенте, который ныне двухпалатный, о Прави­тельстве, о Конституционном совете и о судах, а также свя­занных с правосудием институтах (прокуратуре, органах след­ствия и др.).

Местное государственное  управление и самоуправление урегулированы  в разд. VIII, содержание которого все  еще несет на себе отпечаток советских  представлений об организации государственной  власти. Подробнее мы это покажем  ниже — в § 6 настоящей главы.

Наконец, в разд. IX "Заключительные и переходные положения" помимо положений, вытекающих из названия раз­дела, содержится порядок изменения Конституции. Согласно ст. 91 изменения и дополнения в Конституцию могут вноситься  республиканским референдумом, который  Президент республики назначает  по собственной инициативе либо по предло­жению Парламента или Правительства. Однако Президент может передать проект изменений и дополнений Конституции в Парламент, который принимает решение в порядке, предусмотренном Конституцией, то есть на совместном заседании палат и большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В отличие от Верховного совета по Конституции 1993 г. Парламент не обладает теперь исключительной учредительной властью.

Не подлежат изменению  положения Конституции об унитарном  характере и территориальной  целостности государства, а также  о президентской форме правления  республики.

 

19. Правовой статус.

 

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное  содержание правового положения  человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права  и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения  человека в обществе имеет государственное  право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека.

Для положения человека в  обществе важен принцип равенства  перед законом и судом , закрепленный в ст. 14:

1. Все равны перед законом  и судом.

2. Никто не может подвергаться  какой-либо дискриминации по

мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения  к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам

В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан РК. Каждый гражданин на территории Казахстана обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в Казахстане правами и несут обязанности наравне с гражданами РК (ст12 конституции РК).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"