Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

    Политика и право.  В обыденном сознании политику  и право иногда отождествляют.  Хотя они и взаимообусловлены,  но все же представляют собой  различные формы регуляции.

    Они отличаются:

  o по своему содержанию: содержание права ограничено  правовыми нормами, политика может  выходить за рамки действующих  законов;

  o по критериям оценки  поведения: законно или незаконно  - в праве, польза или вред - в политике;

  o механизмом обеспечения:  право поддерживается силой юридических  санкций государства, политика  может опираться на силу как  закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность  институтов власти и лидеров  обеспечивать себе непосредственную  поддержку населения;

  o по критерию открытости: право публично, политика же, наряду  с публичными, открытыми формами  регулирования общественных отношений,  может быть и "теневой", не  афиширующей себя;

  o динамикой изменений:  право по сравнению с политикой  более консервативно, т.к. требует  определенных законодательных процедур  для закрепления новых норм7;

  o по форме выражения:  формами выражения права являются  нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще  всего право фиксируется в  письменной форме. Формы выражения  политики более разнообразны  и могут не фиксироваться письменно:  политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

    Автономность политики  и права является относительной.  Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления  общезначимых политических отношений,  институтов и ценностей, так  и для закрепления господства  определенных социальных групп  и классов. В то же время  право выступает важнейшим источником  легитимации политической власти, ограничивает политическую активность  определенными рамками.

 

 

    Вопросы для  самоконтроля

    1. Что такое  политика?

    2. Каковы основные  подходы к определению термина  политика?  Какой из них вы  разделяете?

    3. Согласны ли  вы с мнением Аристотеля о  том, что человек есть существо  политическое?

    4. Что, на ваш  взгляд, является доминирующим в  политике: объективная составляющая  политического процесса или субъективные, зависимые от человеческой воли, факторы?

    5. Как должны  соотноситься мораль и политика? Согласны ли вы с мнением  Н. Макиавелли о том, что политика и мораль принципиально различны?

    6. Можно ли сказать,  что политика есть арена борьбы  различных групп интересов?

    7. Определите структуру  и функции политики.

    8. Как политика  соотносится с экономикой, социальной  и военной сферой, правом, религией, культурой?

 

 

    Список рекомендуемой  литературы:

    • Зеркин Д.П.  Основы политологии: Курс лекций - 2-е изд., доп. Ростов на Дону: Феникс, 1999

    • Основы политологии:  Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

    • Политология:  Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет  2000

    • Демидов А.И.  Основы политологии/ Демидов А.И., Федосеев А.А.. - М.: Высш.школа, 1994

    • Мухаев Р.Т.Политология:  Учебник для студ. юрид. и гум.  фак./ Мухаев Р.Т.. -М.: Изд."ПРИОР", 1997

 

 

 

 

 

    Лекция № 4.

    Социально-этнические  общности и национальная политика

 

 

    Содержание темы:

    Этнос и нация.  Нация - высший тип этноса. Два  подхода к понимание категории  «нация»: этно-лингвистический и  государственно-правовой. Национальные  и этнические отношения в обществе.

    Национальный вопрос  и его структура. Принципы решения  национального вопроса. Культура  межнационального общения и его  роль в укреплении гражданского  мира и межнационального согласия.

    Формы национально-государственного  устройства: унитаризм, федерация,  конфедерация.

    Национальная политика  как важнейшая составная часть  государственной политики. Казахстанская  модель достижения межэтнического  консенсуса. Ассамблея народов Казахстана  как системный общественно-политический  институт.

    Народ Казахстана  как этно-политическая общность. Казахстан как поликонфессиональное  общество. Диалог конфессий и  казахстанский опыт межконфессионального  согласия.

 

План лекции:

 

 

    • Этнос и  нация. Нация - высший тип этноса.

    • Национальные  и этнические отношения в обществе.

    • Национальная  политика как важнейшая составная  часть государственной политики.

 

 

Введение

 

 

 

    На земном шаре  более 2000 различных народов –  от мелких племен до многомиллионных  наций, 90 % этнических групп входят  в состав многонациональных государств (в мире около 200 государств). Только 327 народов являются многочисленными  (насчитывают более 1 млрд. человек  из 6 млрд. проживающих на планете). Российская Федерация – многонациональное,  полиэтническое государство. 83 % ее  населения – русские, 3, 8 % - татары, 3% - украинцы, 1, 2 % - чуваши, 0, 9 % - башкиры.  На остальные 5 % приходится 113 народов.

    Все эти факты  свидетельствуют о сложности  и важности национального вопроса  в современном мире.

 

1. Этнос и нация. Нация  - высший тип этноса.

    Что такое этнос?  Это исторически сложившаяся  на определенной территории устойчивая  совокупность людей, обладающих  общими чертами и стабильными  особенностями культуры (включая  язык) и психологии, а также сознание  своего единства и отличия  от других образований. Существует  ряд отраслей науки, которые  изучают этнос: этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов  отдельных рас и народностей), этносоциология. Существует и этнополитология.

    Этнос обретает  форму нации лишь тогда, когда  у него возникает устойчивая  потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом  самоопределении. Нация, – прежде  всего политически, государственно-организованный  народ. Близко к этому определение  нации как единства исторической  судьбы. Правда, при таком подходе  идет смешение понятий государственного  и национального суверенитета, их  отождествление. Ряд ученых считают,  что национальный суверенитет  имеет свою специфику и является  политико-правовым свойством нации,  а не государства и проявляется  в различных формах автономного  национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения  государственного суверенитета  любой автономной единицы. А.  И. Солженицын справедливо отмечал,  что в малых государственных  образованиях народ непосильно  обременен избытком учреждений, представительств, армий, ограничен   в торговле, общественной деятельности.

    Нация – это  исторически возникшая специфическая  самоорганизующаяся целостность  со своим особым генетическим  кодом, особым социальным механизмом  накопления, хранения и передачи  информации, опыта поколений и  свойственных нации стереотипов.

    Нации стали  складываться в эпоху становления  индустриальной цивилизации. Провозглашенный  Французской революцией лозунг  «Один народ – одна нация»  действовал более ста лет, но  к концу XIX века устарел: возникли  многонациональные государства.  Тогда левыми социал-демократами  был, выдвинут лозунг самоопределения  наций как путь освобождения  от национального гнета. К сожалению,  уже тогда у многих этот  лозунг ассоциировался с государственным  отделением (сепаратизмом). Самоопределение  стало рассматриваться целью,  а не средством саморазвития  нации без ущерба для других  народов. Государственное отделение  нужно, если невозможно достичь  уничтожения национального гнета,  достижения суверенитета другими  путями.

    Начавшийся в  XYIII веке процесс дезинтеграции  продолжается и в настоящее  время. Первоначально его причина  заключалась в проведении имперской  колониальной политики в отношении  народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий  для самостоятельного, суверенного  развития в условиях унитарного  государства. Процесс дезинтеграции  пережили Австрия, Франция, Испания,  Великобритания. В настоящее время  он происходит в Индии, Югославии,  некоторых других странах.

    Однако со второй  половины ХХ века бурно развивается  и другая тенденция – интеграция. Этот процесс характерен для  Западной Европы, Южной Америки.

    Национальные отношения  – это отношения между субъектами  национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими  группами и их государственными  образованиями.

    Эти отношения  бывают трех типов: равноправные, господства и подчинения, этноцида (попытки уничтожения других субъектов). Национальные отношения относятся  к числу трудно управляемых  объектов. Они требуют длительного,  постоянного воздействия, а результаты  управленческой деятельности бывают  отдаленными, желаемые преобразования  происходят медленно. Непродуманные,  необоснованные решения способны  нанести огромный ущерб отношениям  между нациями. Национальные отношения  – это деликатная тема, где  нужен осторожный, тонкий подход.

    Особенностями  политического управления национальными  отношениями является, прежде всего,  то, что они относятся к числу  интегральных отношений, включающих  экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты.  В национальных отношениях отражается  вся совокупность общественных  отношений, специфика которых  обусловлена реальным существованием  этнических общностей. Поэтому  национальные отношения не существуют  «в чистом виде», а проявляются  как специфическая форма каких-либо  иных отношений.

    Непосредственной  связи между социально-экономическим  состоянием общества и сферой  межнациональных отношений не  прослеживается. Ухудшение социально-экономической  ситуации действительно может  способствовать развитию межэтнических  конфликтов. Но сама по себе  стабилизация экономики едва  ли автоматически повлечет за  собой полный межнациональный  мир и всеобщее сотрудничество.

    Еще одна особенность  национальных отношений – их  историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями  в прошлое, оставляет следы  в исторической памяти народов,  которая цепко удерживает как  позитивную, так и негативную  информацию.

    Специфика национальных  отношений обусловлена также  консервативностью некоторых сторон  национальной жизни (национальные  обычаи, привычки, традиции, национальная  психология, национальные особенности  культуры и пр.), что делает  весьма затруднительным воздействие  на них.

    Национальные отношения  испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются  воздействию, особенно, если они  переплетаются с религиозными. В  межнациональных конфликтах эмоции  всегда затмевают разум, верх  берет иррационализм.

    Ключевыми, решающими  по воздействию на национальные  отношения являются политические  факторы. Непосредственно к сфере  политики относятся такие вопросы  национальных отношений как национальное  самоопределение, сочетание национальных  и интернациональных интересов,  равноправие наций, создание условий  для свободного развития национальных  языков национальных культур,  подготовка и представительство  национальных кадров в структурах  власти и ряд других вопросов.

    Можно выделить  ряд основных сфер конфликтных  ситуаций в многонациональных  государствах: во-первых, отношения  между центральными органами  и регионами (республиками, землями,  штатами, кантонами и т.п.); во-вторых, отношения между регионами; в-третьих,  отношения между автономными  образованиями внутри регионов; в-четвертых, проблемы этнических  групп, не имеющих собственных  государственных образований; в-пятых,  проблемы разделенных народов.

 

 

2. Национальные и этнические  отношения в обществе.

    Национальные отношения  – это взаимоотношения людей,  принадлежащих к различным этносам  (этническим группам, нациям) по  поводу удовлетворения своих  интересов.

    Национальные отношения  проявляются на 3-х уровнях:

    Внутринациональные  – межклассовые, политические, борьба  за национальное единство, стимулятором  которого является национальное  самосознание.

    Межнациональные  – внутригосударственные, внутрирегиональные, внутри коллективов, межличностные.  Здесь решающая роль принадлежит  этническим факторам, национальным  стереотипам, и конфликты проявляются  чаще, чем на других уровнях.

    Межнациональные  на государственном уровне –  отношения между национальными  государствами.

    Важность и сложность  национальных отношений определяется  тем, что они охватывают все  сферы общественной жизни и  каждая нация (этническая группа) стремится не только сохранить  свои особые интересы, но и  закрепить их в общепризнанных  нормах. Постоянное взаимодействие  между нациями характеризуется  двумя основными тенденциями:  дифференциацией и интеграцией.

Информация о работе Лекции по "Политологии"