Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

    С одной стороны  каждая нация стремится к саморазвитию, равноправию и самостоятельности,  суверенному государственному существованию  (дифференциации); с другой – на  основе объективного процесса  интернационализации происходит  ломка национальных границ, усиление  взаимного сотрудничества (интеграция). Эти тенденции действуют одновременно, но нередко одна из них явно  начинает преобладать. Происходит  это как на межгосударственном  уровне, так и внутри многонационального  государства. Эти тенденции и  сегодня выражают общемировые  общественные противоречия, составляя  сердцевину национального вопроса.

    Национальный вопрос  – это вопрос о причинах  возникновения недоверия, вражды  и конфликтов между нациями,  с одной стороны, и нациями  и существующей системой власти  в многонациональном обществе – с другой. Чтобы разрешить национальные вопросы, необходимо ликвидировать угнетение, разделение наций, вражду между ними; установить равноправие наций, доверие между ними, сотрудничество.

    Национальный вопрос  имеет конкретно-историческое содержание  в каждую эпоху. На ранних  этапах в процессе формирования  наций главным содержанием национального  вопроса было свержение феодализма  и ликвидация национального гнёта.  Считалось, что с установлением  политической демократии в многонациональном  государстве национальный вопрос  разрешится сам по себе. Но  новейшая практика показала, что  национальный вопрос возникает  и даже приобретает острые  формы в странах, где не только  нет национального гнёта, но  все живут в условиях политической  демократии. В Бельгии, например, – это вопрос языковых взаимоотношений  между валлонами и фламандцами,  в Канаде – культурно-языковые  проблемы между англо- и франкоязычными  общинами, в Англии – проблема  культурно-исторической самобытности  Шотландии и Уэльса. В бывшем  СССР также не было национального  гнёта в традиционном смысле, то есть проблемы угнетающей  и угнетённой нации. Но и  здесь национальный вопрос сохранялся  в виде недоверия, скрытой вражды  между отдельными нациями.

    Наиболее острая  форма проявления национального  вопроса – межнациональные конфликты,  периодически вспыхивающие или  перманентно существующие в различных  регионах мира. Каковы основные  причины этих конфликтов? Вот  некоторые из них.

    Историческое прошлое  – это объективная причина,  связанная со взаимоотношениями  народов на протяжении истории  их развития. Немало стран-соседей,  которые долгие годы находились  между собой в состоянии войны,  противоборства, недоверия; или одна  страна (как правило, большая по  численности нация) угнетала другую  и т. п. Прошлое вспоминается  особенно в период осложнения  социально-экономической обстановки, когда начинаются поиски "виноватых"  и восстанавливаются прошлые  национальные предрассудки. Однако, следует отметить, что историческое  прошлое может быть и позитивным  моментом в наше время, если  те или иные народы на протяжении  всей истории находились в  дружественных отношениях.

    Территориальные  причины межнациональных конфликтов  нередко вызывают кровопролития.  Как правило, они вызываются  несовпадением этнических границ  с политическими (т. е. с границами  государств, отдельных регионов). Эти  причины характерны, прежде всего,  освободившимся странам Африки  – достаточно посмотреть на  политическую карту и увидеть,  как "по линейке" проведены  границы между государствами  без учёта этнических различий  проживающего там населения. Но  нередко они проявляются и  в более цивилизованных странах  и регионах (бывший СССР, Югославия,  Ближний Восток и др.).

    Социально-экономические  причины, связанные с фактическим  неравенством в уровнях жизни  различных наций, представительств  в органах власти, престижных  профессиях и т. п. В этих  условиях "обиженные" нации  стремятся "выровнять" различия  путём освобождения от "чужих", "центра", будь то российского  (для Чечни), или грузинского (для  абхазцев). Эти причины порождают  сепаратистские движения.

    Государственно-правовые  причины, когда речь идёт о  фактическом неравенстве политического  статуса народов из-за иерархии  национально-государственных образований.  Наглядным примером этому являлся  СССР, но подобные причины сохранялись  до недавнего времени и в  Чехословакии, Югославии, Китае и  других странах.

    Этнодемографические  причины, порождающиеся миграционными  процессами, особенно усилившимися  в мире после Второй мировой  войны, а у нас – после  распада СССР.

    Во многих европейских  странах местное население проявляет  недовольство иммигрантами из  афро-азиатских стран, а последние  годы -из бывших социалистических  стран. В странах, входивших  в состав СССР, – возвращением  на родину насильственно выселенных  в военные годы; миграцией русскоязычного  населения из вновь созданных  национальных государств в Россию  и др.

    Национально-культурные, языковые причины, проявляющиеся  в некоторых странах в связи  с "дифференциацией" (распад  СССР и возникновение "национальных" государств с многонациональным  населением) и интеграцией (объединение  Европы при сохранении культурно-национальной  автономии). Попытка решить эти  проблемы волевыми методами может  резко обострить межнациональные  отношения.

    Межнациональные  конфликты могут длиться в  течение разного времени, иметь  разную судьбу и свою специфику.  Различаются и методы, пути их  преодоления. Но при всём этом  существует общий знаменатель  их урегулирования – демократизм,  уважение и соблюдение прав  человека.

    Национальная политика  – целенаправленная деятельность  в сфере национальных отношений,  сознательное воздействие государственных  и общественных организаций на  развитие межнациональных и межэтнических  отношений в целях их нормализации, стабилизации и гармонии.

    История человечества  знает немало примеров, когда  деятельность государства в сфере  национальных отношений приводила  к жестокому кровопролитию, сеяла  вражду и недоверие между нациями.  Разрабатывались различные варианты  нормализации межнациональных отношений,  однако ни один из них до  сих пор не срабатывал. Это,  в частности, касается и такого  многонационального государства,  как Россия. В полной мере это  можно отнести к попытке гармонизации  межнациональных отношений с  помощью формулы "расцвет и  сближение наций". При всей  её привлекательности и определённых  успехах, финал получился плачевный.  Причём, "мина" была заложена  в основании Союза, когда более  100 народов были поделены на 4 сорта  (15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных округов и 10 автономных  областей). Мало того, что нации  были ранжированы, но и лишь 53 этноса получили государственность,  а остальные остались без неё  вообще. Это и явилось одной  из главных причин разного  рода конфликтов.

    Немало сложных  национальных проблем сохраняется  и в других странах, как в  недавно добившихся независимости,  так и в "старых", цивилизованных  странах.

    Исследователи,  занимающиеся проблемами межнациональных  отношений, разрабатывают различные  концепции, которые могли бы, по  их мнению, быть положены в  основу национальной политики. В  западных странах наиболее популярны  две концепции. Одна из них  – концепция "внутреннего колониализма". Так, американский социолог М.  Гактер считает, что тенденция  отставания периферийных национальных  групп, "опутанных эксплуататорскими  узами центра", ни что иное, как отношение центра к внутренним  колониям. Более развитые нации  стремятся закрепить это неравенство,  а менее развитые – вступают  в борьбу за свои права. Отсюда  – национальная политика должна  быть направлена на выравнивание  уровней развития всех наций,  населяющих многонациональное государство.

    Другая концепция  – "этническая", сторонники  которой считают, что в основе  национальных движений – не  классовые и экономические, а  этнокультурные факторы, и при  выработке национальной политики  надо прежде всего усиливать  роль национального самосознания.

    Очевидно, эти и  некоторые другие концепции, каким-то  образом объясняют процессы в  национальных отношениях, однако  на многие вопросы они не  дают ответов. Например, есть страны, где малые этносы находятся  на относительно высоком уровне  социально-экономического развития  и причины их недовольства  положением связаны с другими  сферами жизни (например, каталонцы  и баски в Испании). Нельзя объяснить  межнациональные противоречия и  исключительно психико-культурными  особенностями нации. Правильнее  говорить о комплексе разных  факторов, которые следует учитывать  при разработке и осуществлении  национальной политики.

    Опыт развития  наций и национальных отношений  позволили международному сообществу  выработать и закрепить в документах  принципы национальной политики.

    Важнейшими из  них являются:

    - признание права  наций на самоопределение;

    - равноправие всех  наций, поддержание относительно  равных условий жизни наций  в многонациональном государстве;

    - приоритет общечеловеческих  ценностей над национальными  и классовыми;

    - признание за  каждым индивидом, независимо  от его национальности, возможности  пользоваться всеми правами и  свободами, провозглашёнными Всеобщей  декларацией прав человека;

    - обеспечение государством  самостоятельности различных видов  национальной автономии и других  государственно-административных форм.

    Каждый из этих  принципов важен сам по себе  и заслуживает особого внимания. Однако реализация всех их  вместе взятых возможна лишь  при условии глубоких демократических  преобразований в обществе, последовательного  утверждения гуманизма в отношениях  между людьми разных национальностей.

 

 

   2.Национальная политика  как важнейшая составная часть  государственной политики.

Управлять национальными  отношениями можно и нужно. Под  управлением национальными процессами отнюдь не имеется в виду вмешательство  в естественноисторический ход  развития наций, в национальную жизнь, межнациональные отношения. Конечно, речь не идет об изменении этнических признаков национальных общностей. Недопустимы также насильственная ассимиляция и межэтническая  интеграция. Говоря иначе, управление национальными процессами несовместимо с субъективизмом и волюнтаризмом.

    Суть управления  национальными процессами заключается  в том, чтобы в точном соответствии  с законами и тенденциями, объективно  действующими в системе национальных  отношений, создать благоприятные условия для развития этнических общностей, разрешать проблемы и противоречия, возникающие в сфере их взаимоотношений. Если многонациональность общества из фактора его слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит, управление национальной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики.

    Как правило,  управление национально—этническими  процессами осуществляется опосредованно,  через экономические, социальные, духовные, демографические, миграционные  и иные факторы общественной  жизни. Управление национальными  отношениями представляет собой  процесс целенаправленного воздействия  властных структур на всю совокупность  общественных условий жизнедеятельности  наций.

    Чтобы управлять  национальными отношениями и  процессами, нужно разработать государственную  национальную политику, которая  определяет цели управления, его  основные задачи, пути и средства  их решения.

    Национальная политика  – система мер, осуществляемых  государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных  интересов, на решение противоречий  в сфере национальных отношений.  Это целенаправленная деятельность  по регулированию взаимоотношений  между этническими группами, закрепленных  в соответствующих политических  документах и правовых актах  государства. Национальная политика  особенно тесно увязана с региональной  и демографической политикой.

    Важной задачей  многонационального государства  является оптимизация межнациональных  отношений, т.е. поиск и реализация  наиболее благоприятных вариантов  взаимодействия субъектов межнациональных  отношений. Главное в содержании  национальной политики – отношение  к национальным интересам с  учетом их: а) общности; б) расхождения;  в) столкновения. При переплетении  национальных и политических  интересов их расхождение может  перерасти в столкновение, конфликт. Ее главным назначением является  управление интересами и через  интересы национальностей.

    Национальная политика  различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам  осуществления, результатам.

    Целями национальной  политики могут быть национальная  консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду  с этим национальная политика  бывает нацелена на национальное  обособление, замкнутость, отстаивание  этнической «чистоты», защиту  национального от инонационального  влияния. По содержанию она  может быть как гуманной, так  и антигуманной. По направленности  – миротворческой, созидательной  или же воинственной, разрушительной. Национальная политика может  осуществляться в формах господства, подавления, репрессий, унижений  или же ненасилия, толерантности.

Информация о работе Лекции по "Политологии"