Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

 

    Природа власти - первоисточник власти

 

    В этих, а также  в других теориях нашли обоснование  разные точки зрения и относительно  природы власти - первоисточника  власти. Остановимся на некоторых  из них.     

Психологические трактовки  выводят власть из психологии человека, из воли к власти. Большой популярностью  в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая  выводит стремление к власти из подсознательных  импульсов. Трактовка первичных  импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей З. Фрейда таковыми являются стремление осуществить либидо либо агрессивное  влечение. Подчинение других индивидов  определяется желанием последних быть в услужении, потребностью присоединения  к более сильной воле. Согласно подходу А. Адлера, власть выступает  средством компенсации ощущения собственной неполноценности, например физической, сексуальной, интеллектуальной.

    Антропологический  подход исходит из природы  человека. Одна из оригинальных  теорий была создана Э. Канетти.  Источник власти - страх каждого  отдельного индивида, который порождается  угрозой насильственного лишения  жизни. Этот страх заставляет  людей объединяться в массу.  Власть воздействует на индивида  и массу приказом и угрозой  смерти. Чем сильнее от власти  исходит угроза смерти, тем эта  власть более абсолютна. Диктаторская  власть опирается на возрастание  массы мертвых и представляет  собой триумф выжившего. Самый  патологический случай, по мысли  Канетти, - Гитлер, в основе власти  и побед которого лежала огромная  масса мертвых врагов и соотечественников.      

Структурно-организационный  и системный подходы выводят  власть за рамки психологии и связывают  ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусом индивида в организации, дающим ему  возможность ставить условия  другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.      

Социологический подход выводит  природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм акцентирует  внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических  отношений, экономическим неравенством.

    Категория "власть" имеет ряд родственных понятий  - господство, влияние и авторитет.  Именно эти понятия наиболее  часто встречаются в определениях  власти.     

Власть связывают с  господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Хотя власть не может быть сведена к  принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание  своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщенный символ (возможность  применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть по отношению  к тем, кто нарушил законы. Кроме  господства, власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

 

 

     Власть может осуществляться в  форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно  в том случае, если это влияние  не носит случайного характера, а  наблюдается постоянно. Власть как  влияние осуществляется либо в форме  убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме  внушения (воздействие на подсознание), что предполагает использование  особых приемов манипулирования. Существуют различные технологии влияния и  убеждения, апробированные властью  на протяжении многих веков: особые приемы ораторского искусства, различного рода лозунги, символика, монументальные сооружения. Великолепие дворцов, царского трона, ассоциирующихся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величественность. К важнейшим средствам осуществления  политического влияния относится  пропаганда. Сам термин появился в 1622 г. и означал информацию церкви о  преимуществах католицизма. Борясь против Реформации, папа римский Григорий XV пишет специальную конгрегацию, призванную поддержать веру и сохранить  церковь - "Конгрегацию пропаганды и веры"2. Уже сама история происхождения  этого термина отразила важнейшую  функцию пропаганды: закрепление  определенной системы представлений  и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Современные  средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли  большие возможности для распространения  пропагандистского влияния. Мощь этого  воздействия впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббельсовская пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, распространяющей и закрепляющей в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс в поддержку власти.

    Авторитет рассматривается  как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно  признаваемое подвластными за  субъектом власти право на  власть в силу его моральных  качеств или деловой компетенции  (авторитет мудреца, пророка, духовного  лидера нации, руководителя страны, политический и экономический  курс которого обеспечил общественную  стабильность, разрешение кризисных  ситуаций и рост общественного  благосостояния).

2. Понятие политической  власти и ее особенности. Формы  политической власти.

    Многозначность  власти проявляется и в другом  аспекте: власть может выступать  как социальная, т.е. присутствовать  в отношениях между большими  социальными группами, и как межличностная  (в отношениях между друзьями, между супругами и т.д.). Социальная  власть проявляется в политической  и неполитических формах. Политическая  власть взаимосвязана с другими  видами социальной власти, причем  все они могут быть использованы  в политических целях. Другие  виды социальной власти выделяются  в зависимости от сферы распространения  и приемов властвования.

    Экономическая  власть означает контроль над  имеющими стоимостное выражение  ресурсами, собственностью, над материальными  ценностями.     

Административно-принудительная власть (политическая власть в узком  значении) предполагает опору на силовые  ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.     

Духовно-информационная власть - культурная, религиозная, СМИ. Особое значение в современном обществе приобрели СМИ, поскольку выступают  основным каналом влияния на массовую аудиторию. О. Тоффлер определил  власть СМИ в современном обществе следующим образом: она позволяет  достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти, позволяет  превратить противников в союзников.      

Возрастание роли СМИ, особенно телевидения и Интернета, ставит целый ряд проблем. С одной  стороны, повышается степень информированности  людей, что позволяет расширить  их участие в политической жизни, а разнообразие источников информации обеспечивает индивиду свободу выбора из потока политической информации. Но с другой стороны, сохраняется проблема доверия к СМИ. Наконец, крупнейшие медиа сливаются с другой властью - экономической - и выступают проводником  влияния последней на власть политическую. Общественность Запада ставит вопрос: "Господствуют ли политики над СМИ  или СМИ над политиками?" Действительно, общение политиков с гражданами происходит через СМИ. Именно они  создают "виртуальный" образ политика, который должен восприниматься массами  как реальный. СМИ влияют на формирование предпочтений электората. Один популярный журналист может заменить огромное количество партийных агитаторов. СМИ  составили сегодня серьезную  конкуренцию политическим партиям  в осуществлении функции мобилизации  избирателей в поддержку кандидатов, претендующих на приход во властные структуры.

 

 

     Специфика политической власти связана  со способностью индивидов, групп и  их организаций реализовать свои интересы и волю с помощью средств  политико-государственного управления и контроля. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную, носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ.

    • К другим  проявлениям специфики политической  власти отнесем следующие:

         o в отличие от межличностной  политическая власть присутствует  в отношениях между большими  социальными группами, государствами,  сообществами, общественными организациями;

         o политическая власть предполагает  необходимость организационных  процедур для представления интересов  общностей в политической сфере,  институциональную оформленность  (выражение политического интереса  через партию, государство и другие  институты);

 

         o возможность использования самых  разнообразных ресурсов (экономических,  принудительных, информационных и  др.);

         o сочетание открытых и теневых  центров власти, действующих скрытно,  вне сферы общественного контроля;

         o моноцентричность, т.е. наличие единого  центра принятия решений (в  отличие от власти экономической,  которая в условиях рынка предполагает  плюрализм субъектов власти);

         o иерархичность отношений власти;

         o делегирование (передача) части властных  полномочий от одного субъекта  другому, который берет на себя  ответственность за их выполнение (модель: центральная власть > местная  власть);

         o идеологичность.

    Социальное назначение  политической власти неоднозначно, что проявляется в ее способности  выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества. В первом случае с помощью  власти поддерживается общественный  порядок, разрешаются конфликты,  во втором - обеспечивается господство  одних социальных групп над  другими.

 

 

    3. Структура власти: институты власти, функции и ресурсы  власти.

 

 

    Структура власти - это те компоненты, без которых  она не состоится. Таковыми  являются её субъект, объект, подчинение  объекта, источники и ресурсы  власти.     

Власть может осуществиться  только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект  выражает свою волю по отношению к  объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой  санкции в случае его невыполнения.      

Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать  его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться  традицией (власть родителей над  детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать различные ресурсы. Специфическим  источником власти выступают знания, обладание какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных  затмениях для укрепления своей  власти. В прошлом такой властью  обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.      

Возрастание роли экспертов - носителей уникальных знаний в  каких-либо сферах жизни - привело к  появлению таких разновидностей власти, как экспертократия и меритократия. Однако монополия на информацию, секретное  знание, может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Э. Канетти. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, который создал тайну вокруг жизни вождей, умел скрывать свою суть, насаждал культ доносительства, отказал  общественности в праве на доступ к информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Э. Канетти, - распространение тайны (информации) среди множества людей. Проблема взаимоотношений власти и  знаний рассматривалась М. Фуко. Он утверждал, что власть производит знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а следовательно, и власти над  индивидуумом.

    Субъекты политической  власти имеют многоуровневый  характер: ее первичный уровень  представлен индивидами, вторичный  - политическими организациями, субъекты  более высокого уровня - политические  элиты и лидеры. Субъекты власти  выделяются и по другим критериям.      

Субъекты власти могут  быть рассмотрены, кроме того, и через  призму их публичности, открытости для  общества.

    • С этой  позиции можно выделить:

         o открытую (видимую) власть - непосредственные  участники осуществления политической  власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских  фракций и др.;

         o полускрытую власть, под которой  подразумевают группы давления, использующие различные каналы  влияния - от законных (посредством  СМИ, через взаимодействие с  представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные  фонды партий и политиков) до  незаконных (подкуп, шантаж) - на официальную  власть. В этой связи употребляется  понятие лоббизм, которым обозначают  давление со стороны определенных  групп интересов на государственную  и исполнительную власть с  целью принятия выгодных для  групп решений. Лобби, в первую  очередь, представлено наиболее  могущественными слоями общества, контролирующими ведущие сектора  экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагнатами,  военными. Классический лоббизм  предполагает, что группы интересов  и власть взаимодействуют через  посредника - профессионального лоббиста (такая практика широко распространена  на Западе), депутата, какого-либо  политика. Но это взаимодействие  может осуществляться по более  упрощенной схеме. В этом случае  представители каких-либо корпораций  непосредственно заседают в законодательных  органах власти или входят  в состав кабинета министров;

         o теневую власть, которая себя  не афиширует. К подобному "теневому  сектору" власти можно отнести,  например, органы национальной безопасности, использующие свое знание о  положении в стране для манипулирования  политическими лидерами; армейские  группировки, криминальные структуры,  если они имеют рычаги давления  на власть.

    • Власть не  может существовать без подчинения  объекта. Готовность к подчинению  зависит от ряда факторов: средств  (ресурсов) воздействия, которыми  располагает субъект, и от мотивации  подчинения, которая может быть  вызвана:

         o страхом за свою безопасность, страхом лишиться каких-либо благ;

Информация о работе Лекции по "Политологии"