Элективное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее острых и спорных моментов в политической науке был и остается вопрос электорального поведения. Выборы, как значимый демократический механизм привлекали внимание исследователей с античных времен. Для современной России электоральное поведение имеет ключевое значение, а абсентеизм -- был и остается одной из важных проблем политического участия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Понятие электорального поведения……………………………………………….5
1.1 Факторы электорального поведения…………………………………………....9
1.2 Типы электорального поведения существующие в современной России..13
2. Активность электората и формирование лидерства……………………….15
3. Создание предпочтений и настроений электората………………………….18
Заключение………………………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реф.полит.элкт.пов..docx

— 38.19 Кб (Скачать)

Представляется, что не все  из приведенных показателей правомерно использовать для характеристики электорального поведения в российской ситуации. Относительная непродолжительность  качественно нового состояния института  выборов не позволяет говорить о  сложившихся традициях голосования, наличии электоральных предпочтений в юношеский период социализации, существует серьезная региональная специфика. Вместе с тем уже сегодня  важными моментами выступают  интерес к политике, политические ориентации, отчасти партийная идентификация. Немаловажными являются характеристики текущей экономической ситуации, социально-политический контекст выбора, отношение к образу конкретных политиков. Исследователями зафиксированы определенные различия в поведении избирателей, связанные с социально-демографическими и профессиональными особенностями. Видимо, динамика процессов в классово-групповой структуре будет все более сказываться на содержании этих зависимостей.

 

Основные  выводы:

  • Политическое поведение проявляется в разных формах: от лидерства до абсентеизма.
  • Лидерство представляет собой разновидность политической власти. Оно может быть авторитарным и либеральным, формальным (официальным) и неформальным (неофициальным).
  • Участие в политической жизни (выборах, референдумах, демонстрациях, митингах, кампаниях и др. ) является основным видом политического поведения для большинства населения.
  • Наиболее распространенной формой политического поведения является голосование на выборах.
  • Менее распространено во всех демократических странах участие в различных формах протеста: несанкционированных забастовках, блокаде транспортных путей, захвате зданий и др.
  • Основным мотивом участия в политической жизни является стремление оказать влияние на власть, основным мотивом уклонения от участия служит уверенность в его бесполезности.
  • Среди факторов электорального поведения следует выделить социальную и политическую принадлежность людей, а также их пол, возраст, образование и доход.

 

1.2 Типы электорального поведения  существующие в современной России

 

"Электоральное поведение" -- один из видов политического  поведения действия избирателей  во время выборов. Эти действия  обусловлены потребностями, предпочтениями  и целями людей, участвующих  в голосовании.

Электоральность складывается из объективных и действительных факторов. Территориальная принадлежность, половозрастная и социально-профессиональная характеристика избирателей являются объективными факторами. На их основе можно выделить соответствующие  электораты, например, региональные электораты, круг избирателей по полу, возрасту, социальному положению или материальному  достатку. Социально-экономические  процессы и их актуализация в деятельности политических объединений выступают  действительными факторами. По отношению  к реформам, проводящимся в России избиратели делятся на лояльных ("сторонников") и нелояльных ("противников"). Политико-географический анализ соотношения лояльных и нелояльных избирателей позволяет выделить два типа электорального поведения - устойчивый и неустойчивый.

Устойчивый тип электорального поведения характерен для противников  проводимых реформ. Эти граждане голосовали на выборах разного уровня за представителей КПРФ, ЛДПР, АПР. Им свойственна активность на выборах и постоянство социально-политических установок (приверженность плановой экономике, централизованному управлению и  распределению, государственной охране общественного порядка).

По данным избирательных  кампаний разного уровня, большинство  носителей устойчивого типа электорального поведения не приемлют политику разгосударствления экономики и демократического переустройства политической жизни.

К устойчивому типу электорального поведения принадлежат и те сторонники реформ, которые с 1991 г. непосредственно  участвовали в перераспределении  государственной собственности;Руководители предприятий, административные работники, частные предприниматели.

Но среди сторонников  реформ наблюдается подвижность  и изменчивость социально-политических ориентаций, вызванные критическим  отношением граждан к условиям своей  жизни, и различным ветвям власти, ответственным за эти условия. Их поведение на выборах можно определять как неустойчивое. Граждане с неустойчивым типом электорального поведения  в большинстве своем были и  остаются вне властно-распределительных  структур.

При обосновании неустойчивого  типа электорального поведения учитывается  не только оценка избирателями социально-экономических  изменений и деятельности политического  руководства, но и социокультурные  умения и предпочтения самих избирателей.

При различии и разнообразии социокультурных характеристик  представители неустойчивого типа электорального поведения не надеются влиять на реальную политику с помощью  участия на выборах. Об этом свидетельствуют  результаты выборов 1996--1997 гг. в местные  представительные органы власти, когда  были зафиксированы низкая избирательная  активность населения, "поддержка" выборных представителей "сверху".

Неустойчивый тип электорального поведения поливариантный у одних  и тех же избирателей и достаточно изменчивый по отношению к процессам  трансформации российского общества.

 

2. Активность электората и формирование  лидерства

 

Существует довольно много  форм и степеней интенсивности политической депрессии, как и возможностей воздействия  на нее: граждане могут отвергать  политический режим в целом или  какие-то более частные его характеристики; аполитичность способна охватывать отдельные социальные группы, территориальные, этнические, профессиональные и иные общности. Формы проявления депрессии - абсентеизм, голосование против всех кандидатур, митинги, забастовки, гражданское  неповиновение и т.д., которые  разрушают даже начала консенсуса в  обществе. В 1996 -- 1997 гг. до 60% граждан  с правом голоса не участвовали в  различных выборах (президентских, региональных, в местное самоуправление); согласно опросам, около 10% респондентов голосовали безо всякой цели, следуя сложившейся  традиции, т.е. фактически бездумно; примерно 7% ответили, что их выбор был случайным, так как никто из кандидатов не понравился; около 5% голосовали против всех, поскольку не нашли достойного для себя кандидата.

Не все деятели в  должной мере осознают, что политический абсентеизм, если его подпитывать, используя  механизмы внушения, может, наряду с  разочарованием миллионов россиян  от бесконечных обещаний, завести  наше общество в тупики политической пассивности, социальной апатии, социально-психологической  дестабилизации. Еще опаснее глубокий раскол общества по предпочтениям, разжигание нетерпимости в общественном сознании, что уже в силу инерции последнего переносится и на послевыборные  процессы, создавая серьезные проблемы для функционирования и экономики, и самого государства.

Однако, на наш взгляд, было бы неверным отождествлять подлинный  авторитет, основанный на действительной общности интересов лидера, его сторонников  и электората, с той разновидностью общественного отношения, которая  опирается на некритическое восприятие фигуры лидера вплоть до слепой веры в  него. Еще хуже, когда лидер конструируется с помощью направленного манипулирования  массовым сознанием. О том, что политики, органы власти, партии на выборах нередко  действуют по принципу "все средства хороши", свидетельствует не только обилие компромата на них, но и столь  активная, зачастую решающая роль в  победах на выборах не самих кан-148 дидатов, а их команд -- имиджмейкеров, социологов, психологов, банкиров, работников и хозяев СМИ, артистов и пр. Прошлый  и настоящий опыт нашего государства  убеждает в пагубности такого "возвышения" лидера, при котором избирателям  отводится роль исполнителя чужой  воли, а политик изначально попадает в зависимость от своих социальных технологов и спонсоров, политических посредников и их хозяев. В подобных случаях прямо срабатывает известный  принцип: кто платит -- тот заказывает музыку.

Реальное же сплочение  электората вокруг лидера проходит различными путями и с неодинаковыми результатами. Первый путь -- осуществление интересов  электоральной общности через действительное разрешение противоречий (как правило, воплощенных в потребностях) между  социальными слоями, что требует  больших затрат средств, времени  и серьезных усилий со стороны  лидера, представляющего интересы ориентированных  на него электоральных групп. Второй путь следовало бы выбрать тогда, когда реализация интересов одной  социальной общности, по крайней мере в минимально необходимом объеме, невозможна из-за столкновения с интересами других сегментов электората. Это  путь координации, взаимосогласования разнонаправленных электоральных  интересов, выработки и проведения компромиссной линии деятельности вплоть до замещения неудовлетворенных  интересов другими потребностями  и интересами. Третий -- путь популистских обещаний, когда вместо удовлетворения конкретных интересов или, по крайней мере, обозначения реальных сроков и механизмов их реализации, генерируются новые (чтобы не понизить уровень ожиданий и связанный с ними политический "вес" лидера), например, через создание образов "светлого будущего", "исторического шанса", "врага". Так результаты политической деятельности замещаются их суррогатами. Четвертый способ -- подавление чьих-либо интересов в случае непримиримого столкновения "своих" и "чужих" электоральных общностей. Однако два последних метода не дают эффектов снятия электорального напряжения и не разрешают противоречия между социальными группами, лидерами и их сторонниками, субъектами власти и обществом. Различие политических интересов, выраженное на языке взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон, не снимается, тем самым значительно усиливается накал электоральных ожиданий.

Ценой популистской и спекулятивной  политики многих электоральных лидеров  стали девальвация общественного  и государственного правосознания, падение в России авторитета недавно (по историческим меркам) введенных  политических институтов. Эта тенденция  заметно проявилась уже к концу 1996 г., когда по данным Российского  независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) уровень  полного доверия со стороны населения  к органам власти и политическим организациям не превышал 3 -- 10%. Это  относилось как к институту президентства, Госдуме, Совету Федерации, федеральным  органам правопорядка, так и к  местным органам власти - областным (городским) администрации и законодательному собранию. РНИСиНП делает вывод, что  даже в самые кризисные годы перестройки "такой пропасти между населением и властными структурами не было".

Эти данные отражали не только серьезнейший для политической системы  процесс делегитимизации российских властных структур разного уровня, но и накопление в обществе мощного протестного потенциала. Если, по данным общероссийского исследования фонда "Социальный мониторинг" (руководитель -- автор этой статьи), в апреле 1993 г. большинство (до 80%) граждан предпочитали сохранять лояльность режиму в острых общественно-политических ситуациях, то декабрьский 1996 г. опрос РНИСиНП показал, что обозначилась явная готовность населения прибегнуть к различным акциям протеста: уже треть россиян была согласна участвовать в политических демонстрациях, а 8% - в случае необходимости взяться за оружие (там же).

Правда, готовность к протесту есть предрасположенность, но еще не гарантия практических действий. Между "хочу" и "буду" -- весьма существенная дистанция, протяженность которой  определяется материальными условиями  существования основной массы населения  страны.

 

 

3. Создание предпочтений и настроений  электората

 

Важную роль в выборе своего электорального "мы" играют стереотипы и установки. Стереотипом, как известно, считается "относительно устойчивый и упрощенный образ социального  объекта (группы, человека, события, явления  и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат  обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений  в обществе". Установка - это "готовность, предрасположенность субъекта, возникающая  при предвосхищении им появления  определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению  к данному объекту". Совпадение ряда признаков, характеризующих оба понятия, позволяет рассматривать стереотип как проявление установки, возникающее в процессе социального или политического (в т.ч. электорального) взаимодействия и отличающееся значительной эмоциональной интенсивностью и высокой степенью стабильности. Эти особенности стереотипа компенсируют избирателю недостаток информации и поэтому позволяют хоть как-то ориентироваться в перипетиях предвыборной борьбы либо, напротив, блокировать даже рациональные сведения, идущие от "чужого" кандидата. Обычно стереотипы и установки выражение присутствуют в массовом электоральном сознании в форме эмоционально окрашенных образов "своих" и "чужих", "нас" и "их". Нетрудно заметить, что особенности стереотипа резонансно накладываются на особенности сознания избирателя и усиливаются самой электоральной ситуацией, что максимально полно используется лидерами в предвыборной борьбе.

Наиболее употребительным  в этом смысле является весьма привычное  противопоставление "хорошо -- плохо". В таком дихотомическом диапазоне  даются оценки "своим" и "чужим" лидерам, партиям, движениям, социальным группам, институтам власти, самому политическому  режиму, что заметно проявилось в  ходе кампании по избранию Президента РФ летом 1996 г., когда электорат в  очередной раз бык поставлен  в ситуацию судьбоносного фор-мационного выбора, а это психологически нивелировало программы кандидатов, предлагавшуюся ими стратегию, факты предыдущей политической деятельности либо отсутствие нужного опыта в этой сфере, физическое и нравственное самочувствие. Свой возможный проигрыш на выборах лидеры пытались обозначить как "вселенскую катастрофу", а не рутинную процедуру  конкуренции за чередование у  власти.

Автократическая, по существу, поляризация электорального сознания образует один из важных каналов, через  который действуют механизмы  манипуляции общественным мнением, в частности со стороны СМИ. Функция последних состоит в том, чтобы способствовать выработке такого образа партии или личности, который имел бы наибольшие (наименьшие) шансы на успех, на поддержку политически активных граждан. Структура образа обычно состоит из сравнительно устойчивых и ряда переменных характеристик. К устойчивым относятся прежде всего социальные и социально-политические оценки. Например, партия может принять образ "защитницы угнетенных и бедных", покровительницы "привилегированных и богатых", партии реформ, консервативной стабильности или "отката к прошлому" и т.п.

Переменными являются характеристики, отражающие набор актуальных электоральных  ожиданий. При относительной экономической  и политической стабильности в образе партии могут привлекать демократичность, строгая приверженность законности, терпимое отношение к политическим оппонентам. В состоянии же кризиса, массового разочарования в результатах  деятельности управителей, падения  доверия к органам власти и  их руководителям в образе лидера в большей степени импонируют способность "навести порядок", восстановить "поруганную честь" отечества, готовность к чрезвычайным мерам, непримиримость к коррупции  и т.п.

Избирательные кампании последних  лет показали высокие шансы кандидатов от "партии власти", которые в  своих интересах аккумулировали возможности и интересы правящей и корпоративных элит, "приближенных и прикормленных" представителей СМИ, частично интеллигенции и тех, кого уже привычно называют "новыми русскими", иными словами, всех, кто  желает сохранить в целом неизменным существующий порядок, личное социальное, институциональное и имущественное  положение. Именно в их руках в  федеральном и региональном масштабах  сосредоточены такие действенные  средства влияния на электорат, способные  создать благоприятный имидж лидера, как телевидение, радио, газеты, связь, финансы, государственные структуры и механизмы. Вместе с тем, когда столь внушительная "команда" играет на стороне совершенно определенной категории лидеров, это может закончиться опасной дестабилизацией общества и быстрой утратой поддержки со стороны электората отдельных политиков или всей "партии власти" в целом, что мы и наблюдаем с лета 1998 г.

Информация о работе Элективное поведение