Характеристика основных элементов политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение государства в политической системе общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и элементы политической системы общества;
Рассмотреть роль и место государства в этой системе;
Дать характеристику политической системы Российского государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества 4
1.1. Понятие и виды политических систем 4
1.2. Взаимодействие государства и элементов политической системы 10
2. Место и роль государства в политической системе 18
2.1. Подходы к понятию государства 18
2.2. Признаки государства 19
2.3. Функции государства 21
2.4 Формы осуществления функций государства 24
3. Политическая система Российской Федерации 26
4. Политическая система Республики Башкортостан………………..………31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Еще около четырех лет назад (2007г.), когда «рахимовский режим» не подавал  никаких явных признаков нарастающего кризиса в идеологической и управленческой сфере, мною был подготовлен доклад, который был обсужден на научном «кружке традиционалистов». Дело в том, что к разработке проблемы «региональной идеологии» я пришел после того, как в ходе написания диссертации по теме постсоветской истории РБ обнаружил, возможность альтернативных трактовок этого периода. Вычленив ряд исторических дискурсов по данному отрезку времени – «официальный» (который рассматривается в статье), дискурс «научной оппозиции РБ» (Р.Галлямов, И.Габдрафиков, И.Кучумов»), «политической оппозиции» (А.Аринин, Н.Швецов и др.), западных политологов (Й.Гревинхольт, Д.Горенбург, И.Нойманн) [6], мы, вместе с коллегами, чуть позднее, приступили к формированию «традиционалистской интерпретации истории Республики Башкортостан». Поскольку с определенного момента нам стало ясно, что режим «заваливается» не из-за нарастающего кризиса в системе управления, а главным образом, из-за процессов, которые идут в сфере идеологии и общественного сознания. 

     Сегодня новый режим, так же игнорируя  идеологическую составляющую политического процесса, пытается удержать контроль над регионом сугубо управленческими, «силовыми» методами. Зафиксировать же «молекулярные» изменения, протекающие в сфере «общественного сознания», он не может, поскольку элементарно не имеет механизмов выявления колебаний массовых настроений. 

     Кроме того, у республиканской власти пока еще нет своего дискурса, а значит, по сути, нет никакой реальной программы  и идей последующего развития. И  интеллектуальные круги, аналитики, политические группы, это понимают и видят. 

     Как выйти из этой ситуации и помочь сформировать новый «язык» власти? Вопрос непростой и труднореализуемый, поскольку для этого необходимо (по теории А.Грамши), чтобы в республике сложился новый «исторический блок» - негласный союз власти с частью интеллектуальной элиты региона. К сожалению, на данный момент ситуация затрудняется и отсутствием четкого дискурса со стороны самого президента. Его главные «тренды» используя которые он первоначально набирал общественные бонусы («демократизация», «открытость власти», «гражданское общество»), сегодня, по сути, обнулились действиями различных сил внутри самой «власти», поскольку вошли в противоречие с изначальным «президентским дискурсом». (Плохо продуманные реформы по либерализации политсистемы РБ чуть было не привели к реальной утере контроля над регионом, а «демократизация» - едва не вылилась во второе издание «перестройки», в итоге ситуацию, было принято решение, срочно «заморозить»).

     Кроме того, глава региона не может давать лишь интервью СМИ, даже если захочет ограничиться этим. «Язык» президента – это, помимо прочего, выступления на конференциях, доклады на заседаниях, ежегодные послания и т.д. Другими словами в идеале дискурс президента должен опираться на сложную конструкцию региональной идеологии, иметь определенную карту символов и «символическую картину миру». Сможет ли это реализовать новая власть – покажет только время. К сожалению, пока даже сам «образ» президента крайне неоднозначно воспринимается различными сегментами регионального сообщества, что является результатом именно невнятности «языка» власти, несогласованности ее действий. Но это забота, прежде всего, команды президента, со своей стороны постараемся в качестве рабочего материала рассмотреть особенности формирования и «внедрения» идеологии в авторитарно-номенклатурном режиме М.Рахимова.

 

      Заключение

    В результате проделанной работы была рассмотрена сущность и место  государства в политической системе  общества.

    При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

  • Рассмотрено понятие и элементы политической системы общества;
  • Рассмотрены роль и место государства в этой системе;
  • Дана характеристика политической системы Российского государства.

    Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.

    Политическая  система общества структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между  ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.

    Государство в любой стране и на любом этапе  развития общества выступает как  самая массовая, самая широкая  организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех. Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002.
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 2002.
  4. Общая теория права и государства./Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Филинъ, 2004.
  5. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юристъ. 2004.
  6. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Знак, 2002.
  7. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.
  8. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 2004.
  9. Медушевский А.Н. Политическая система государства: понятие и элементы // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2005. – с. 18 – 40.
  10. Шамшурин В. И. Государство и его роль в обществе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2004. – с. 20 – 35.

Информация о работе Характеристика основных элементов политической системы общества