Характеристика основных элементов политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение государства в политической системе общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и элементы политической системы общества;
Рассмотреть роль и место государства в этой системе;
Дать характеристику политической системы Российского государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества 4
1.1. Понятие и виды политических систем 4
1.2. Взаимодействие государства и элементов политической системы 10
2. Место и роль государства в политической системе 18
2.1. Подходы к понятию государства 18
2.2. Признаки государства 19
2.3. Функции государства 21
2.4 Формы осуществления функций государства 24
3. Политическая система Российской Федерации 26
4. Политическая система Республики Башкортостан………………..………31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

2.4 Формы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства  – это однородная деятельность органов  государства, посредством которой  реализуются его функции.

    Принято различать правовые и организационные  формы осуществления функций  государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

    Правовые  формы деятельности государства  определены Конституцией РФ, федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими  актами. К правовым формам относятся:

    1) правотворческая – деятельность  по подготовке и изданию нормативных  актов, способствующих осуществлению  той или иной функции государства;

    2) правоприменительная – деятельность  по реализации нормативных актов  путём принятия актов применения  права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

    3) правоохранительная – деятельность  по защите прав и свобод  человека и гражданина, по предупреждению  правонарушений и привлечению  к юридической ответственности виновных лиц и т.п.9

    К организационным формам относятся:

    1) организационно – регламентирующая  – текущая работа определённых  структур по обеспечению функционирования  органов государства, связанная  с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

    2) организационно-хозяйственная –  оперативно–техническая и хозяйственная  работа, связанная с бухучётом,  статистикой, снабжением, кредитованием,  дотациями и т.д.;

    3) организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

    Методы  осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

    Убеждать  – значит поощрять субъектов к  определённой деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

    Принуждать  – значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

    Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

    Поощрять  – значит с помощью системы  вознаграждений побуждать следовать  действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать  социально полезную деятельность.

3. Политическая система  Российской Федерации

    В политическую систему российского  государства входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14-как светское.

    Демократическое государство. Демократизм Российской Федерации находит выражение, прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; а) Представительная демократия- осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены, исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления). В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических режимов. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность.

    Федеративное  государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких правовых, равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Конституция закрепила федерацию, состоящую из 89 равноправных субъектов, из которых 21-республики, 1-автономная область, 10-автономные округа и 57-края, области и города (Москва и Санкт-Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальные субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

    Правовое  государство. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

    Основные  признаки: а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление  в конституции и законах соответствующих  естественному праву. б) Независимость  суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами. в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны. г) Приоритет международного права. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Социальное государство. В конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Это, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием является «достойная жизнь». Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера, оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

    Светское  государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Росси основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в возрождении России и в праве свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.10

    Республиканская форма правления. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии - республиканская форма правления. Российская Федерация относится к числу стран с президентской формой правления.

    Суверенитет Российской Федерации. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. Верховенство государственной власти - прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства. Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях: суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию; Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.

    Разделение  властей. Конституция фиксирует этот принцип как одну из основ, конституционного строя. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Более чем скромное наполнение столь сложного и важного принципа порождает вопросы, ответы на которые даются конституционными нормами, определяющими механизм государственной власти. Следует помнить, что все эти высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

    Органы  государственной  власти. Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Суды Российской Федерации. Конституция устанавливает предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации, и ее субъектов, а также определяет полноту государственной власти субъектов Федерации.

    Местное самоуправление. Одна из форм осуществления народом людьми своей власти. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти.

     4. Политическая система  республики Башкортостан

     Формирование  новой политической системы в  Республике Башкортостан, которое началось с приходом Р.Хамитова, затрудняется, на наш взгляд, (помимо существования нескольких центров управления), отсутствием четко верифицируемого дискурса («языка») республиканской власти. У нового режима все еще нет отчетливо разработанной идеологии и программы действий, что достаточно сильно ослабляет позиции президента Р.Хамитова, поскольку проблема региональной идеологии во многом связана с процессом обретения легитимности и в целом крайне важна. Долго управлять «вручную» такими сложными системами, как «национальная республика» невозможно. Возникает сугубо теоретический вопрос – нужна ли региональная идеология новой власти, которая формируется взамен авторитарному режиму? В чем заключалась особенность и слабость прежней «суверенитетской» идеологии? Через какие институты и практики формируется то, что принято называть «региональной идентичностью»?

Информация о работе Характеристика основных элементов политической системы общества