Характеристика основных элементов политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение государства в политической системе общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и элементы политической системы общества;
Рассмотреть роль и место государства в этой системе;
Дать характеристику политической системы Российского государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества 4
1.1. Понятие и виды политических систем 4
1.2. Взаимодействие государства и элементов политической системы 10
2. Место и роль государства в политической системе 18
2.1. Подходы к понятию государства 18
2.2. Признаки государства 19
2.3. Функции государства 21
2.4 Формы осуществления функций государства 24
3. Политическая система Российской Федерации 26
4. Политическая система Республики Башкортостан………………..………31
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем политическая система может  обладать различными дополнительными характеристиками, особенностями в зависимости от конкретной исторической обстановки, духовной жизни общества, национальных традиций, психологии, менталитета.

    В ее состав могут входить как формально, так и фактически социальные институты, обладающие прямо или косвенно определенными политическими функциями или не имеющие таковых, но по своей общественной роли формирующие социальные цели и идеалы жизни общества, которые преобразовываются затем в конкретные политические функции.

    В политическую систему государство в целом входит как политическое, структурное, территориальное образование общества, а не только какими-либо отдельными его органами. Государство – действительно важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, профсоюзами, другими общественными организациями, органами местного самоуправления.

    Политические  системы имеют динамический характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего общества.

2. Место и роль  государства в  политической системе

2.1. Подходы к понятию  государства

    В политико-юридической литературе существует множество подходов к понятию «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определённой территории» (Е. Трубецкой); «и как союз людей, организованный на началах права, объединённый господством над территорией и подчинением единой власти» (Е. Ильин).

    Общим во всех данных определениях выступает  то, что названные учёные включали в качестве специфических видовых  отличий государства такие его  важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счёту, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. По большому счёту, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

    В принципе это верный подход. Необходимо только понимать, что далеко не любое  государство и далеко не всегда в  своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно  обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоёв, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

    Поэтому, государство – это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных классов, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.

    Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально  – экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация  суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И. Ф. Ракитская).

2.2. Признаки государства

    Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

    1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны (государство обязательно управляет аппаратом управления, принуждения правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

    2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью  бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

    3) территориальное деление населения  (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся процессе общественного разделения труда, превращается в административно – территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт – подданство или гражданство);

    4) право (государство не может  существовать без права, так  как последнее юридически оформляет  государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

    5) монополия на правотворчество  (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя  их в юридические правила поведения);

    6) монополия на легальное применение  силы, физического принуждения (возможность  лишить граждан высших ценностей,  каковыми являются жизнь и  свобода, определяет особую действенность  государственной жизни);

    7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

    8) обладание определёнными материальными  средствами для проведения своей  политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

    9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять свою страну);

    10) суверенитет (присущее государству  верховенство на своей территории  и независимость в международных  отношениях). В обществе власть  может существовать в разных  видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет, включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство ил внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально – государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

    11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего – либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.7

2.3. Функции государства

    Функции государства – это основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним целей и  задач. Именно в функциях проявляется  сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

    Функции характеризуют государство в  развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

    К наиболее значимым признакам функций  государства относятся:

    1) устойчиво сложившаяся предметная  деятельность государства в важнейших  сферах общественной жизни;

    2) непосредственная связь между  сущностной характеристикой государства  и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

    3) направленность деятельности государства  на выполнение крупных задач  и достижение целей, встающих  на каждом историческом этапе  развития общества;

    4) определённые формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно – принудительных методов.8

    Понятие функций государства не следует  осуществлять с такими понятиями, как  цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства её достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

    Последовательность  возникновения функций зависит от очерёдности задач, встающих пред обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

  • потребности и интересов населения;
  • экономических возможностей общества;
  • нравственного и культурного уровня общества;
  • профессионализма государственных служащих и структур и др.

    В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и  задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних  этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализация функций государственной власти и т.д. (Л. А. Морозова).

    Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.

    Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения  правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, её наиболее полному выполнению должен быть подчинён весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

    В зависимости от продолжительности  действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей – на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения – на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

Информация о работе Характеристика основных элементов политической системы общества