Функции, полномочия, акты президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение института Президентства в РФ и его правового статуса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить места Президента РФ в системе государственной власти России;

2) рассмотреть функции, полномочия, а также решения Президента РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации 5
1.1. Статус Президента РФ 5
1.2. Президент РФ: положение в системе государственных органов 9
2. Функции, полномочия, акты президента РФ 13
2.1. Функции Президента РФ 13
2.2. Полномочия Президента Российской Федерации 17
2.3. Акты Президента Российской Федерации 29
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

правовой статус Президента РФ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.

     Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции РФ, означает, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. На Президента РФ возложена задача обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательной, исполнительной и судебными органами. Он обеспечивает и направляет деятельность всех государственных органов РФ и выполняет функцию по их координации.

     Хотя  по Конституции РФ Президент РФ прямо  не назван главой исполнительной власти, но тесно с нею связан. Ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ.

     Президент РФ имеет определенные рычаги воздействия  и на законодательную власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение (ст. 107 Конституции РФ). Кроме того, в предусмотренных Конституцией РФ случаях, Президенту РФ предоставлено право распустить Государственную Думу РФ (ст. 109 Конституции РФ). Рассматривая отношения Президента РФ с судебной властью, деятельности которой посвящена глава 7 Конституции РФ, надо отметить, что судьи высших судов назначаются по представлению Президента, а остальные - им лично в порядке, установленном федеральным законодательством. Президенту РФ принадлежит также право помилования (ст. 89 и ст.  128 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает право Президента РФ обращаться в Конституционный Суд РФ, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85 и ст. 125 Конституции РФ).

     Однако  данное положение не дает никаких  оснований трактовать президентскую  власть как стоящую над другими  властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента РФ. В Конституции РФ заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент РФ осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами РФ, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ5.

     В Конституции РФ содержится система  гарантий, препятствующих превращению  Президента РФ в авторитарного правителя.

     Они заключаются в ограниченности периода  полномочий Президента РФ достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента РФ более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

 

2. Функции, полномочия, акты президента  РФ

     2.1. Функции Президента РФ

 

     Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, ст. 80 Конституция РФ предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

     Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Возложение на Президента РФ обязанности быть гарантом означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции РФ и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.   Это  объясняется  значением  Конституции  РФ  для стабильности государства и тем, что в соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью и обязанностью государства, признаются, соблюдаются и защищаются6.

     В установленном Конституцией РФ порядке  Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     В осуществлении этих функций Президент  РФ может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции РФ.

     «Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами РФ, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты РФ выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей. Это означает, что с одной стороны, именно Президенту РФ как лицу, избранному на свой пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать указанные основные направления, а с другой стороны, - что реализация внутренней и внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих органов законодательной и исполнительной властей»7.

     Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики РФ, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента РФ с использованием всего потенциала форм, обеспечивающих  взаимное  воздействие  одних   государственных  структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений. Важно иметь в виду, что в решении вопросов внутренней и внешней политики государства участвуют не только Президент РФ, но и другие государственные органы. Многие вопросы решаются палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Советом Безопасности РФ, федеральными министерствами и т. п.8

     Как глава государства Президент  РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

     Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента РФ является само место в Конституции РФ главы о Президенте РФ. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти РФ. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

     Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент РФ не включается непосредственно ни в одну из ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента РФ задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

     Особенностью  правового положения Президента РФ именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией РФ задачи, прежде всего лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие.

     Один  из способов обеспечения Президентом  РФ согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти -использование согласительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ. Это весьма сложная и ответственная функция Президента РФ.

     Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях9.

     Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов и разногласий, во - первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во - вторых, между органами государственной власти субъектов РФ.

     Во  второй части ст. 85 Конституции РФ Президент РФ наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.

     Прежде  всего, надо обратить внимание на то, что  Президент РФ вправе приостанавливать действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который противоречит Конституции РФ, федеральным законам РФ, международным обязательствам РФ или нарушает права и свободы человека и гражданина.

     Следует отметить, что Президент РФ вправе приостанавливать только действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может приостановить действие актов их органов законодательной власти.

     В данных Указах Президент РФ предлагает органам исполнительной власти субъектов РФ, действие актов которых приостанавливалось, привести эти акты в соответствие с Конституцией РФ, а в случае их противоречия федеральным законам - и в соответствие с ними.

     Как следует из ст. 85 Конституции РФ, действие актов приостанавливается до решения соответствующим судом вопроса о их противоречии федеральной Конституции, федеральным законам, международным обязательствам РФ или о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку оспариваемые Президентом РФ акты отменялись принявшими их органами еще до рассмотрения дела в суде10.

     Особая  роль Президента РФ обусловлено также  тем, что он является выборным должностным лицом.

     В соответствии с Конституцией РФ выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем — на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81 Конституции РФ). На конституционном уровне не закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы РФ, альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она признается обязательной. Имеет место она и в практике избирательных кампаний при выборах Президента РФ.

     2.2. Полномочия Президента Российской Федерации

 

     Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

     Президент имеет полномочия, связанные с  формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

     Значительный  объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами11:

     1) поскольку путем всенародных  выборов программа лица, ставшего  Президентом, поддержана большинством  избирателей, он, естественно, должен  обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов государственной власти;

     2) составляющий одну из основ  конституционного строя Российской  Федерации принцип разделения  властей не допускает, чтобы  какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

     3) в соответствии со ст. 80 Конституции12 на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

     Поэтому в соответствии с Конституцией в  формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

     В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства13.

     Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного (Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Информация о работе Функции, полномочия, акты президента РФ