Функции, полномочия, акты президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение института Президентства в РФ и его правового статуса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить места Президента РФ в системе государственной власти России;

2) рассмотреть функции, полномочия, а также решения Президента РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации 5
1.1. Статус Президента РФ 5
1.2. Президент РФ: положение в системе государственных органов 9
2. Функции, полномочия, акты президента РФ 13
2.1. Функции Президента РФ 13
2.2. Полномочия Президента Российской Федерации 17
2.3. Акты Президента Российской Федерации 29
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

правовой статус Президента РФ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ  

 

Введение

 

      Актуальность  темы работы. Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента. Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР. Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

      На  сегодняшний момент, Конституция  РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти1. Президент РФ, не будучи главой исполнительной сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий).

     Целью работы является определение института Президентства в  РФ и его правового статуса.  

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) определить места Президента РФ в системе государственной власти России;

     2) рассмотреть функции, полномочия, а также решения Президента РФ.

     Объектом проводимого исследования является институт президентства в РФ.

     Предметом исследования являются конституционно – правовые нормы, определяющие основные положения Президента РФ.

     В работе были использованы методы изучения нормативных правовых актов, обобщения периодической и научной литературы, сравнительного анализа институтов Президентства в различных государствах. Работа состоит из двух глав.

     Работа  основана на изучении мнений и научных  точек зрения таких авторов как: Авакьян С. А., Баглай М.В., Бородин С. В., Крашенникова Н. А., Марченко М. Н., Окуньков Л. А., Решетников Ф. М. и др.

 

1. Конституционно-правовой  статус Президента Российской Федерации 

     1.1. Статус Президента РФ

 

     Термин  «президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди»2. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республиканской, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.

     В правовом государстве статус главы  государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

     Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

     Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на Судебное толкование конституции.

     В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата. Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения3.

     Пост  Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией. По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью. Совершенно неосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в смене конституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими «диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положения Президента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государстве никакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру не существует. То же подтверждается и опытом первого президентства в Российской Федерации.

     Характеризуя  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

     Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будет решен вопрос о его иммунитете в отношении гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

     В Конституции Российской Федерации  содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

     Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

     Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в .прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в  одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

     1.2. Президент РФ: положение в системе государственных органов

 

     Логика  построения Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем, разделение властей предполагает совместные усилия и их взаимодействие в пределах, определенных Конституцией РФ.

     Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ России. Исходя из важности единства государственной власти, главам Конституции РФ, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте РФ. С нее начинается изложение в Конституции РФ системы государственных органов РФ, что помимо прочего объясняется особым значением Президента РФ в организации государственной власти РФ4.

     Исходя  из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента РФ являются ст. 80 Конституции РФ и место в Конституции РФ гл. 4, посвященной Президенту РФ.

     Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

     Придание  Президенту РФ статуса главы государства  вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Информация о работе Функции, полномочия, акты президента РФ