Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи:
* Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
* Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
* Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
* Рассмотреть функционирование современного Российского государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5
2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

     Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное  значение функции охраны природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

     Главное внимание здесь должно быть уделено  обеспечению экологически безопасного  устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной  экологической ситуации крупных  городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении  глобальных (мировых) экологических  проблем. Назрела острая потребность  в научно обоснованной концепции  перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических  и экологических задач.

     Выход российской экономики из кризиса  немыслим без развития науки и  техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ежегодно многие тысячи ученых вынуждены «уходить» либо в коммерцию, либо уезжать за рубеж. Основная цель всех преобразований в организации науки – создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике13.

     Теперь поговорим  о внешних функциях Российского государства.

     Глубокие  преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли  не отразиться на российской внешней  политике. Но за последний период неузнаваемо  изменилась не только Россия. Другим, более  сложным и непредсказуемым стал весь мир.

     Основа  внешнеполитического курса Российского  государства – общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную  целостность и независимость  других государств и того же требует  от них. В рамках этих универсальных  принципов наше государство будет  защищать свои интересы и, если понадобится, твердо и жестко.

     Насущные  проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в  число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической деятельности государства – не допустить превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

     Не  теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них – недопущение новой глобальной войны («холодной» или «горячей»). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.

     Российское  государство активно участвует  в международных миротворческих акциях по разрешению международных  и межнациональных конфликтов. Современный  мир нуждается в новом взгляде  на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия способна генерировать здесь  крупные оригинальные идеи.

     Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска России предназначены:

     • для защиты суверенитета и территориальной  целостности, других жизненно важных интересов  государства в случаях агрессии против него и его союзников;

     • пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с  договорными обязательствами;

     • проведения операций с целью поддержания  мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным  обязательствам России.

     Растущая  взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми  государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем – борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, главная цель, которую мы попытались достигнуть, - комплексный анализ основного содержания функций государства.  В рамках указанной проблемы был проведен анализ теоретических и практических аспектов темы данной работы. В этой связи необходимо отметить, что функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации. А если говорить конкретней,  то термин “функции государства” применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Таким образом, роль темы «Функции государства» очень сложно переоценить, т.к. государство, выполняя свои функции, первостепенной целью ставит обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

     В начале разработки темы данного исследования автором был поставлен ряд  задач, с помощью которых стало  возможным достижение главной цели. В результате рассмотрения поставленных задач можно сделать определенные выводы.

     В результате решения первой задачи (определение  понятия, содержания и признаков функций государства) пришли к выводу, что под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества. Существуют определенные признаки функций государства, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции, и совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

     В связи с решением второй задачи (выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание) считаем необходимым отметить, что наиболее распространена классификация функций государства на внутренние (функция охраны правопорядка, экономическая функция, социальная функция, экологическая функция) и внешние (функция обороны, функция захвата чужих территорий и сфер влияния, функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, функция сотрудничества государств), то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.

     В процессе решения третей задачи (анализ форм и методов осуществления функций государства), мы пришли к следующему выводу. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. Выделяют четыре правовые формы осуществления функций: законодательная, управленческая (исполнительная), судебная, контрольно-надзорная. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Для выполнения конкретной функции требуются определенные методы.

     В процессе решения четвертой задачи (рассмотрение особенностей функций Российского государства) мы анализировали тему с позиции внутренних и внешних функций. Говоря о внутренних функциях, в настоящее время на первый план выдвигается экономическая функция. Главное здесь – приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики – демонополизация российского производства

     Продолжением  экономической функции в сфере  распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение – обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия.

     В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной.

     Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка – тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства.

     Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное  значение функции охраны природы и окружающей среды.

     Выход российской экономики из кризиса  немыслим без развития науки и  техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса.

     Говоря  о внешних функциях, отметим, что  насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. У Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике.

     Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации.  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Автурин Ю.Е. Государство и право: теория и  практика. – 2-е изд. – М.:Юнити-Дана, 2009
  2. Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие для юридических вузов. – М.: Проспект, 2009
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.154.
  4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Издательство Норма, 2007
  5. Конституция Российской Федерации. – М., 1993
  6. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992.
  7. Табарин И.В. Современная теория права. – Новый научный курс. – М.: Табарин И.В., 2008
  8. Теория права и государства. Учебник/под ред. проф. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп.: М.: Право и закон, 2006
  9. Черданцев А. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.:Юрайт-М, 2007
  10. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,1992.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.:Юристъ, 2007.

Информация о работе Функции государства