Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи:
* Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
* Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
* Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
* Рассмотреть функционирование современного Российского государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5
2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.58 Кб (Скачать)
    • Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.
    • Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.
    • Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.
  1. С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

     Действительно, всю историю человечества можно  образно назвать историей войн. Богатства  одних народов привлекают взоры  других. На протяжении истории сильные  государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

  1. В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве.

     В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной  преступностью, в том числе с  распространением наркотиков.

  1. Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д..

     В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

     В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется  в программе совершенствования  сотрудничества.

     Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации  деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.).

     Как уже было сказано выше, каждое государство  связано с другими государствами  различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти  отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

     Следует отметить, что перечень внешних функций  государства, приведенный в этой части является, на наш взгляд, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ  ГОСУДАРСТВА

 

     Государство должно выполнять свои функции в  присущих ему формах, применять в  своей деятельности различные методы.

     Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

     Обычно  выделяют четыре правовые формы осуществления функций

     1) законодательная; 

     2) управленческая (исполнительная);

      3) судебная;

     4) контрольно-надзорная.

     Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.

     Управленческая  или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

     Судебная  деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

     Контрольно-надзорная  деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

     Каждая  из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям  реализации функций государства. Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей10.

     В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

     Неправовые  формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

     Деление форм осуществления функций государства  на правовые и организационные не означает умаления или тем более  отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные  формы правовые.

     Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

     Особенности функционирования Российского государства  рассмотрим с позиции внутренних и внешних функций. Начнем с внутренних.

     В настоящее время на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы.

     Экономическим фундаментом отечественной государственности  должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования  и развития всех форм и видов собственности. Поэтому главное здесь – приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема  экономики – демонополизация  российского производства. В этом деле без антимонопольного законодательства не обойтись11.

     Экономическая функция реализуется по двум взаимосвязанным  направлениям деятельности государства:

     1) установления форм и методов  воздействия на различные виды  хозяйствования;

     2) обеспечения надежной охраны  и защиты всех существующих  форм собственности.

     Методы  реализации экономической функции  зависят от форм собственности и  видов хозяйствования. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой политики – и административные методы.

     Хозяйственно-экономические  структуры гражданского общества самоуправляемы. Государство может воздействовать на них экономическими методами и  правовыми средствами.

     При многоукладной экономике государство  обычно регулирует экономические процессы путем:

     • установления государственных цен  на отдельные стратегические и социально  значимые виды продукции;

     • распределения квот на сырье, импорт;

     • установления (в той или иной мере) заработной платы;

     • льготного кредитования и инвестирования;

     • государственных субсидий и налогов.

     Важнейшая обязанность государства состоит  в том, чтобы надежно защитить свою экономическую основу (все формы  собственности) от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов.

     Продолжением  экономической функции в сфере  распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение – обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

     За  последние годы десятки миллионов  жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них и люди преклонного  возраста, и трудоспособные рабочие, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Разбогател криминальный капитал – главный источник роста преступности, обнищания и деградации общества.

     Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству целесообразно  свою деятельность на ближайшую перспективу  подчинить следующим задачам:

     • остановить падение уровня жизни  населения;

     • усилить мотивацию трудовой и  предпринимательской деятельности экономически активных граждан;

     • осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев;

     • более равномерно и справедливо  распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения;

     • активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации.

     Важной для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы12.

     В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение приобретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения.

     Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка – тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия – правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т.е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению.

Информация о работе Функции государства