Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи:
* Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
* Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
* Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
* Рассмотреть функционирование современного Российского государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5
2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.58 Кб (Скачать)

     Также к числу факторов, влияющих на эволюцию функций государства несомненно можно отнести экологический  фактор. Если современные государства  не возьмут на себя обязанность поддерживать условия существования людей  на своей территории, и не станет взаимодействовать с другими  государствами, то в самое ближайшее  время, по мнению А.Б.Венгерова, наступит неминуемый общественный коллапс, глобальный кризис.

     Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление  и господство транснациональных  компаний, иные экономические факторы  планетарного значения – еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций.

     Наиболее  распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.

     Анализируя  различную юридическую литературу нам пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.

     Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:

  • установление и охрана правового порядка;
  • охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
  • экономическая;
  • культурная;
  • социальная;
  • экологическая.

     Внешние функции:

  • поддержание мира и мирного сосуществования;
  • обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
  • защита государственного суверенитета от внешних посягательств;5

     Н.Т.Шестаев  к внутренним функциям относит:

  • охранительная;
  • экономическая;
  • социальных услуг;
  • обеспечения и защиты граждан;
  • культурно-воспитательная;
  • природоохранная;

     Внешние функции:

  • защита государства от вооруженных нападений других государств;
  • поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);
  • экономических и культурных связей;
  • борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.6

     Что характерно, все авторы классификаций  в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства  являются крупные сферы жизни  общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся  общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации  функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими  как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

     В завершении рассмотрения подходов к  классификации внутренних и внешних  функций государства хочется отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

     Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает  различие функций на внутренние и  внешние, поскольку оно не вскрывает  фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская  функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в  виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная  внешней, не имеет внутреннего аспекта  в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

     Трудно  не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция  государства имеет и внешний  аспект, а всякая внешняя функция  – внутренний аспект. Они органически  взаимосвязаны, переплетены, проникают  друг в друга. Иными словами, деление  государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства  по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.7

     А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих  деятельность современного государства  в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных  сферах деятельности, затрагивающих  всю цивилизацию.

     Особую  проблемы представляет решение вопроса  о централизации и децентрализации  функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности  в России) возникают проблемы децентрализации  функций. Необходимо разграничить сферы  деятельности и полномочия между  федеральными органами и органами власти субъектов федерации.8

         Итак, рассмотрим внутренние функции государства.

     К внутренним функциям государства относятся:

  1. Функция охраны правопорядка

     Охрана  господствующего способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих  в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с  правонарушениями, определяет их компетенцию.

  1. Экономическая функция.

     Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

     В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства.

     Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую  и таможенную политику, займы и  субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего  продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической  деятельности, в частности использование  заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной  монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных  заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств  – от мягкого, косвенного воздействия  путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры»  и принудительно обеспечить их исполнение.

     В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства  в экономику увеличивается. Это  характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые  в настоящий момент реализуются  в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного  воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой  массив законодательных актов в  этой области и экономические  мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

  1. Социальная функция.

     Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической  линии государства. В целом она  есть проявление патернализма государства  к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается  в поддержке со стороны государства.

     Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в  Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с  несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют  себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

     Таковым государством является и Россия. В  статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека”.9

     В реализации социальной функции большое  место принадлежит проведению государственной  политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В  указанных сферах социальная функция  осуществляется в форме государственной  поддержки (финансовой,  материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что  касается управления и организации  их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство  государства здесь недопустимо.

     Общество  в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин  имел образование, соответствующее  принятому стандарту. Без образования  в настоящее время немыслимо  активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

  1. Экологическая функция

     Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

     В основе осуществления функции лежат  следующие принципы:

  • 1) Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.
  • 2)Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
  • 3)Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

     Таков «классический» набор внутренних функций  государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно  к нему выделяют особые функции, которые  будут рассмотрены далее.

          Теперь изучим внешние функции государства.

  1. Функция обороны

     Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя  функция государства. Вооруженные  силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны  от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего  общества, зачастую становится делом  не только государства, но и всего  народа как необходимое условие  его существования. Согласно Конституции  Российской Федерации “Защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин  Российской Федерации несет военную  службу в соответствии с федеральным  законом.”.

     Практическое  исполнение функции обороны так  же возложено на особые государственные  вооруженные организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации  наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых  вооруженными государственными организациями  обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным  организациям относятся:

Информация о работе Функции государства