Фашизм как явление мировой истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:34, статья

Описание работы

Для большинства современных «россиян» само слово «фашизм» в массовом сознании традиционно ассоциируется с гитлеровской Германией 1933—1945 годов и с соответствующими атрибутами этого режима — горами трупов, концлагерями, газовыми камерами, сожжёнными городами и сёлами. Данная точка зрения, сильно идеологизированная и политизированная, очень долго и тщательно вдалбливалась в умы наших сограждан, буквально на всём протяжении как военного, так и послевоенного периодов существования СССР вплоть до настоящего времени.

Работа содержит 1 файл

Фашизм как явление мировой истории.docx

— 61.70 Кб (Скачать)

Не допустил скатывания к нацизму и португальский  премьер-министр, лидер фашистского  движения Португалии Салазар. А вот его австрийскому коллеге канцлеру Дольфусу это не удалось, хотя это произошло не по его вине. Он был убит в июле 1934 г. во время нацистского путча. Его преемник канцлер Шушниг как политик оказался гораздо слабее его и не смог противостоять победе нацизма и последующему аншлюсу с Германией.

Вообще говоря, личность (характер, нравственные качества) руководителя фашистских движений во многом определяла их судьбу. Бездуховность и тщеславие вели напрямую к нацизму. Яркий пример этому — Гитлер и Муссолини. Правда, путь Муссолини к нацизму был долог и стал реальностью только к концу его правления, да и то при поддержке немецких штыков, хотя построить аналог гитлеризма в Италии ему всё-таки не удалось.

Сила духа, развитое религиозно-нравственное сознание вождя  предохраняли от скатывания к нацизму, помогая ему наиболее последовательно  исполнять свой долг. Именно к такому типу фашистского вождя относятся  такие весьма колоритные фигуры, как  Франко, Салазар, Дольфус. 

 

 

 

Фашизм: реальность и мифы 

 

Фашизм, как явление  мировой истории XXвека, представляет собой довольно-таки сложный социально-политический феномен, возникновение которого напрямую сопряжено с рядом внутренних особенностей и закономерностей развития западноевропейской «великой» культуры.

Став первой и  единственной в истории секулярной «великой» культурой, западноевропейская «великая» культура сменяет вектор иерархии ценностей «великих» культур на прямо противоположный. Поднятый ею на штыки идеал «американского образа жизни», с необыкновенной напористостью продвигаемый и навязываемый ныне во все иные культурные центры человечества, способствует разрушению традиционного образа их жизни. Стремление к стандартизации и унификации фактически всех сфер человеческой жизнедеятельности, характерное для стадии старения («вторичного упрощения» — по К. Н. Леонтьеву) любой «великой» культуры, выходит за рамки внутренней стороны жизни Запада, распространяясь и на иные культурные пространства.

Результатом всех этих процессов явилось рождение на рубеже XIX—XXвеков «нового» типа человеческого общества, а именно «массового общества». Рождение его сопровождалось (получившей условное название «восстание масс») ломкой традиционной, устоявшейся структуры общества и появлением целого ряда либерально-демократических и тоталитарных “химер”. Реакцией-противодействием этим разрушительным процессам, в свою очередь, и явилось возникновение фашизма как социально-политического феномена XXвека.

Фашизм как реакция-противодействие  на «восстание масс» представляет собой  народное военизированное политическое движение («союз», «объединение» различных  политических сил) ставящее себе целью  воссоздание традиционного (авторитарного) строя посредством широкомасштабных социально-экономических и политических реформ, возрождения утраченных корпоративных  связей в обществе.

Этот союз, объединяющий в своих рядах, как умеренных националистов (консерваторов), так и крайних представителей националистической идеи, т. е. нацистов, носит, что характерно для фашистских движений, временный характер — до момента победы над химерами. После победы одна из этих сил, как правило, консерваторы берёт верх над другой, проводя в жизнь свои политические программы.

Нацизм, представляя  собой идеологию и практику расового неравенства народов, получает своё полное выражение в создании очередной  псевдорелигии и химеры правого варианта тоталитаризма. Ни о каком реформировании традиционного (авторитарного) строя и возрождении корпораций, чего хотят и добиваются консерваторы, речи попросту нет. А потому отождествлять и путать эти понятия, как у нас принято делать, отнюдь не следует.

К изучению исторического  опыта, символики классических образцов фашистских движений (западноевропейские варианты фашизма), а также низвержению  ряда мифов о нём, мы и обратимся.  

 

 

 

Корпоративизм и диктатура 

 

На начальных  этапах своего развития западноевропейский фашизм, как социально-политический феномен, ничем особенным не выделялся, являясь продолжением традиций европейского национального консерватизма.              

Программы фашистских движений, а нам представляется, что более точно следует говорить именно о программах, а не об «идеологии»  фашизма (в силу того, что это был  кратковременный союз различных  сил и идеологических систем, которые  могли иметь только определённые точки соприкосновения в поставленных перед собой целях и задачах, реализуемых в этих программах, но не целостную идеологию), ратовали за воссоздание традиционных устоев жизнедеятельности общества, посредством «реанимационного лечения» традиционной корпоративной системы.

К типичным целям  и задачам фашистских движений относятся, например, цели и задачи, которые  лидер фашистского движения и  диктатор Португалии профессор Антониу ди Оливейра Салазар стремился достичь и решить для своей страны: «…национальное единство; понимание важности семьи как ячейки всего общества, крепкая власть и уверенные в себе лидеры, приоритет духовных ценностей, должное уважение к каждому индивидууму, право на работу для каждого, обязательное стремление к нравственному совершенству, осознание сущности религиозной веры». «Мы», — говорил он, — «против всех форм интернационализма, коммунизма, социализма, синдикализма и всего того, что может раздробить, ослабить или разбить семью»(1). «Мы…полны решимости создать корпоративное государство… и превыше всего хотим, чтобы наша система управления была национальной, чисто португальской…» (2).

Свою практическую реализацию данные программные положения  получали в создании при активной поддержке государства, корпоративной  системы, состоящей из профсоюзов, общественных объединений, а также органов  местного самоуправления. Классическими  примерами, образцами успешной реализации данных программных положений являются фашистская Италия (до попытки учреждения тоталитарного режима), а также  «франкистская» Испания. Именно в этих странах была создана эффективно работающая довольно длительное время государственная корпоративная система (её испанский аналог — «вертикальные синдикаты»), а также система молодёжного воспитания.  Успехи фашистских движений в этой области нельзя не признать.

Так, в Испании  с мая 1941 года создан и успешно  действует «Молодёжный фронт» — официальная организация, занимающаяся патриотическим воспитанием молодёжи. Фронт объединял в своих рядах детей и подростков от 7 до 17 лет. Воспитание проводилось шестью структурными подразделениями, организациями «Фронта», в зависимости от пола и возраста ребёнка. Для мальчиков: первая ступень — «стрела»; вторая — «пелалос», третья — «кадет». Для девочек: первая — «ромашка»; вторая — «стрела»; третья — «синяя стрела». Студентов ВУЗов официально объединял СЭУ (Испанский университетский профсоюз). Молодёжь, занятая на производстве, становилась членами «Вертикального синдиката».

В Италии молодёжь с  детства также была приобщена  к той или иной организации  ДЖИЛ («Итальянская молодёжь ликторы»):

1. Дети в возрасте до 8 лет — «Сын Волчицы»;

2. Дети в возрасте с 8 до 13 лет — «Балилла»;

3. С 13 до 21 года — «Авангард».

В обоих случаях  данные организации успешно функционировали, имели значимый авторитет. Следует  отметить также и тот факт, что  необходимость существования подобного  рода организаций особенно остро  ощущается в настоящее время  у нас в России в связи с  распадом во многом схожей системы  патриотического воспитания молодёжи, которую в прошлом успешно  проводили в жизнь пионерские и комсомольские организации.    

Реализация программ фашистских движений в тех странах  Европы, где он одерживал победы, напрямую способствовала стабилизации социально-экономической и политической обстановки в них. Естественно, что  всё это происходило, да и не могло  не происходить, при жёстком контроле государства над политической системой общества, не исключавшем методы силового воздействия.

Победа фашистского  движения в той или иной стране автоматически знаменовала собой  неизбежность установления аппарата личной диктатуры того или иного лица, как правило, лидера фашистского  движения. В Италии им стал Муссолини, впоследствии, как и Гитлер в Германии, переквалифицировавшийся в «тираны», в Испании — Франко, в Португалии — Салазар, в Венгрии — контр-адмирал Хорти, в Австрии — Дольфус, в Словакии — Тисо.

Личность (характер, нравственные качества) руководителя фашистских движений во многом определяла их судьбу. Бездуховность и тщеславие вели напрямую к нацизму. Яркий пример этому — Гитлер и Муссолини, хотя путь Муссолини к нацизму был долог и стал реальностью только к концу его правления, да и то при поддержке немецких штыков.

Умело используя  военную силу и карающую мощь государства, диктаторам  на некоторое время удавалось приостановить и локализовать процесс «восстания масс». Применение военной силы являлось подчас жизненно необходимым и единственно возможным действием в целях ликвидации угрозы национальной безопасности. В то же время окончательно подавить «восстание масс» в тех странах, где он даже победил, европейский фашизм так и не смог. Процесс «вторичного упрощения» (по К. Н. Леонтьеву), в который вступила западноевропейская культура, был уже в принципе необратим. Фашизм только приостановил, замедлил его ход.

Пример Португалии и Испании — последних сохранившихся после Второй мировой войны европейских государств, в которых фашизм одержал победу, является более чем достаточным доказательством этого факта.       

Несмотря на ряд  общепризнанных социально-экономических успехов правительств Салазара и Франко, оба они, в конечном счёте, были вынуждены пойти на ослабление таможенных барьеров и предоставление более свободного доступа иностранного капитала в свои страны. Всё это означало процесс включения Испании и Португалии в интегрированную Западную Европу, а, соответственно, и постепенной потери её экономической самостоятельности.

Наметившийся в  области внутренней политики курс «либерализации»  приводит к значительному росту  профсоюзного и «демократического» (в Португалии также и пацифистского) движения, усиления влияния оппозиции. Массы снова начинают выдвигаться  на политическую авансцену.

Последующий рост оппозиционных  настроений в Испании продолжался вплоть до самой смерти Франко и провозглашения королём Испании Хуана Карлоса де Бурбона. С его приходом начинается процесс легализации оппозиционных движений и проведения в жизнь либеральных реформ. В результате их проведения страна оказывается в полной кабале у иностранного капитала, теряя свою независимость. Начинается моральная и интеллектуальная деградация испанского общества, купленного посредством так долго остававшимися недоступными для масс внешними свободами и материальным благополучием, или, вернее, идеалом личного бытового комфорта. Восшествие на испанский престол Хуана Карлоса де Бурбона знаменовало собой фактическое падение авторитарного и установление в Испании «химероидного» либерально-демократического режима. 

В Португалии при  схожих обстоятельствах произошло  свержение в ходе вооружённого восстания  правительства премьер-министра Марселу Каэтану, сменившего на этом посту поражённого параличом Салазара.

Западная Европа продолжила свой путь по намеченной траектории. «Закат Европы» был неотвратим. 

 

 

 

Символика фашизма и мифы о нём  

 

Немаловажным фактором для понимания сущности фашизма  является рассмотрение символики различных  фашистских движений. Наиболее изученной  является символика европейских  фашистских движений, хотя её очень  часто путают или сознательно  отождествляют с символикой германского  национал-социализма. 

Следует сказать, что  символика европейского фашизма  и её прославление во многом способствовали тому, что именно термин «фашизм», а  не «нацизм» становится синонимом мирового зла для современных «цивилизованных  сообществ». Предметные образы и глубинный  смысл символов фашизма напрямую апеллируют к тем ценностям и  образу жизни, которые стремилась уничтожить «секулярная» западная культура.  

Наиболее выразительными, с этой точки зрения, являлись официальные  формы приветствия фашистов. Так, например, в Испании «правые» обращались друг к другу 
и заканчивали свои речи боевым кличем: «ARRIBAESPANA!» («Воспрянь, Испания!»). Этим они как бы подчёркивали своё нежелание мириться и стремление бороться с теми волнами безбожия, анархии и вседозволенности, которые нёс в себе процесс «восстания масс». «Они», — пишет П. Тулаев, — «призывали соотечественников очнуться от кошмарного сна обыденщины, поднять очи к духовному небу («ARRIBA!») и, вооружившись мечом Христовым, любой ценой вырваться из вавилонского плена интернациональной революции”(3).

Ориентация на духовное возрождение и процветание нации  присутствовала в приветствиях итальянских  фашистов. В ответ на риторический вопрос «AchiItalia?» («Кому принадлежит Италия?») следовал полный символичности ответ — «Anoi!» («Нам!»). Разница же между фашистской и нацистской символикой отчётливо заметна в той форме приветствия которая присутствовала у германских нацистов. Это уже было открытое восхваление обожествляемого вождя-«сверхчеловека» Адольфа Гитлера («HailHitler!»), а не призыв к духовному возрождению.

Одним из главных  символов европейских фашистских движений следует признать чёрную рубашку — цвет смерти и террора. «Однако смерть, которую подразумевает фашист», —пишет немецкий историк А. Мёллер, — «это, прежде всего, его смерть, а также смерть достойного в его глазах противника. Очевидно, что здесь не имеется в виду уничтожение на промышленной основе беззащитных людских масс, отобранных по абстрактным принципам… Для этого ещё необходимо «осознание» особой миссии, что наделяет её носителей судебной функцией, т. е. функцией мщения и очищения. Такое осознание миссии у нацеленного на состязание с противником фашиста отсутствует. Мало отношения фашист имеет к тем общим принципам, по которым делят на чёрное и белое. Не дуализм, а единство в многообразии для фашиста — нечто само собою разумеющееся»(4).

Информация о работе Фашизм как явление мировой истории