Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики нетрадиционными методами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать проблему по литературным источникам и показать её реализацию на материалах из собственного опыта.
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1.Раскрыть краткую теорию основ работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
2. Попытаться найти ответы на вопросы: Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к знаниям, между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения, между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний, между необходимостью все время увеличивать объемы информации и возможностями организма в ее усвоении.
3.Акцентировать внимание на нетрадиционных методах развития познавательного интереса.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у учащихся в современной системе образования
I. 1. Актуальность проблемы формирования познавательного интереса
I. 2. Этапы формирования познавательного интереса
I. 3. Активизация познавательной деятельности учащихся
Глава II. Развитие познавательного интереса на уроках физики (из опыта работы)
II. 1. Проблемное обучение как метод развития познавательного интереса
II. 2. Роль задач в развитии познавательного интереса
II. 3. Использование занимательного материала
II. 4. Игра как средство развития познавательного интереса учащихся.
II. 5. Урок пресс-конференция
II. 6. Использование компьютера на уроках физики
Заключение
Литература
Приложение
Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Электростатика»

Работа содержит 1 файл

Выпускная работа (курсы повышения).doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Задание: Назовите фамилию  изобретателя метода обработки металлов анодным растворением. (Ответ: Гусев)

5.На электротехнической  выставке в Париже в 1881 г.  был показан только что изобретенный  прибор. В этом приборе выявилось  одно из очень важных преимуществ электричества – возможность легко и удобно управлять током.

Задание: Назовите этот прибор. (Ответ: выключатель)

6.Всем вам, ребята, хорошо известен знаменитый закон  Ома. Работу Ома встретили в  Германии очень хорошо. В 1833 г. Ученый был уже профессором политехнической школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы один французский физик на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но ему было указано, что установленный им закон еще в 1827 г. Был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под другим именем.

Задание: Под чьим именем изучают закон Ома во Франции? (Пулье)

 

II. 5. Урок пресс-конференция

Одной из интереснейших  форм проведения нетрадиционных уроков являются уроки пресс-конференции. На этих уроках можно обобщить, систематизировать  и расширить знания по выбранной  теме. На таких уроках можно показать учащимся практическую значимость изученного материала, позволяющую широко познакомить их с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей.

Обычно уроки пресс-конференции  проводятся в старших классах  и являются итогами изучения старшеклассниками  большой темы. Планы пресс-конференций составляются так, чтобы в нем нашлось место для выступления любителей не только физики (теоретиков и экспериментаторов), но и тех, кто увлекается историей, биологией, медициной, музыкой и т. д.

На таких уроках следует  учитывать вопрос активизации всех учащихся класса. Конечно, на уроке непосредственно участвует большое количество школьников-докладчиков, оппонентов, экспериментаторов. И все-таки в классе остаются еще несколько учащихся, которые являются слушателями. С целью повышения внимания, активизации восприятия доклада следует всем учащимся заполнить таблицу. Это заставляет их внимательно слушать докладчиков, активно мыслить на протяжении всего урока. Завершением урока пресс-конференции является выпуск стенной газеты, где освещаются ключевые вопросы темы, затронутые на уроке.

Уроки пресс-конференции  учат самостоятельности мышления, вырабатывают умение выступать перед большой  аудиторией, позволяют за сравнительно короткий промежуток времени повторить  большой по объему материал.

Приведу пример пресс-конференции  на тему «Рентгеновское излучение» в 11 классе.

Цели урока – расширение представлений учащихся о физической картине мира на примере рентгеновского излучения. Формирование диалектико-материалистического  мировоззрения, доказательство познаваемости мира. Развитие  умений сравнивать и обобщать изучаемые факты и явления.

План урока:

Вступительное слово  учителя о необходимости дальнейшего  изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения.

История открытия рентгеновских лучей (доклад «историков»).

Источники рентгеновских  лучей (доклад «инженеров»).

Природа рентгеновских  лучей (доклад «физиков-теоретиков»).

Свойства рентгеновских  лучей (доклад физиков-экспериментаторов).

Применение рентгеновских  лучей (доклады «медиков», «археологов», «металлургов»).

На пресс-конференции  представители прессы задают вопросы:

Открытие рентгеновских  лучей это случайность или  закономерность?

Когда и где впервые  в России были использованы рентгеновские  трубки для исследования огнестрельного ранения?

Каков спектр рентгеновского излучения?

Применение рентгеновского спектра различного диапазона длин волн в различных отраслях науки  и техники.

 

II. 6. Использование компьютера на уроках физики

Я работаю учителем физики 32 года. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, и они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Компьютеры могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют урок, формируют положительное отношение к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворение результатами обучения. Применение компьютера формируют у учащихся умения получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами, умения использовать пакет MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) для моделирования, исследования физических процессов и оформления результатов работы. Когда же следует использовать компьютерные программы на уроках физики? Прежде всего, необходимо осознавать, что применение компьютерных технологий в образовании оправдано только в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является преподавание физики с использованием компьютерных моделей.

Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные  запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести  их тонкие детали, которые могут  ускользать при наблюдении реальных экспериментов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран одновременно с отображением эксперимента графики временной зависимости величин, что облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов.

При использовании моделей  компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению. Кроме того, не секрет, что возможности организации массового выполнения разнообразных лабораторных работ, причем на современном уровне, в средней школе весьма ограничены по причине слабой  оснащенности кабинетов физики. В этом случае работа учащихся с компьютерными моделями также чрезвычайно полезна, так как компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений.

 Для многих учащихся старших классов изучение физики становится тяжелой ношей. Поэтому в моей работе я стала использовать метод проектов. К участию в проектной работе привлекаются учащиеся разных классов. Различными проектами занимаются как отдельные учащиеся, так и группы учеников. Очень важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают физику. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти  самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, способствует учету интересов, склонностей и способностей. Развивает логическое мышление, умение анализировать ситуацию, делать выводы.

Продуктом творчества моих учеников являются компьютерные презентации  по различным темам физики и астрономии. Например, ученики 11 класса создали презентации по темам: «Необычные оптические явления», «Звук и животный мир», «Источники света», «Луна – спутник Земли», «Время и календарь». Десятиклассники подготовили ряд презентаций связанных с применением  тепловых машин и экологией, ученики 9 класса пытаются рассказать в своих работах о знаниях раздела механики.

 

 

 

Заключение

Учителям знаком установленный  в педагогической психологии факт: перенос знаний на решение аналогичных задач происходит успешнее в том случае, если эти знания сформированы на обобщенном уровне. Именно поэтому, обучая, например, решению задач по той или иной теме, стремятся раскрыть общий подход, дать алгоритмы решения, а не учат решать каждую задачу отдельно и независимо от других.

Подобный подход надо осуществлять и при обобщении  педагогического опыта, так как  это позволит учителю применять  приемы активизации учащихся не только на одном уроке, а во всех аналогичных  случаях, применять обоснованно, исходя из конкретных условий работы в своем классе.

 Ребенок не может  с одинаковым интересом относиться  ко всем изучаемым в школе  предметам в течение всего  времени обучения. Вместе с тем  не дает эффекта и построение  процесса обучения только на  организации учебных занятий  и требовательности.

Значение познавательного  интереса действительно велико: с  одной стороны, отсутствие интереса к изучаемому – показатель серьезных  недостатков в организации обучения, а с другой – именно благодаря  интересу знания и процесс их получения  могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

В своей работе я, проанализировав  основные пути и средства активизации  познавательной деятельности учащихся, убедилась, что в процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса детей. А для этого необходимо оживлять уроки элементами занимательности, использовать всестороннее воздействие средств искусства, побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам, использовать дополнительную литературу для подготовки различного рода сообщений, использовать современные технологии.

 Меня заинтересовал  вопрос, почему при огромном усердии  и добросовестном отношении к  работе учитель не всегда может  добиться желаемого результата. Почему после доступного объяснения нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории? И пришла к такому выводу: в традиционной деятельности педагога основная цель – увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от учителя к ученику. Ученик должен выучить то, что ему хорошо объяснили. В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель – развитие способностей учеников и учителей, систематизация знаний. Учеников нужно учить способу приобретения знаний, эта задача хорошо решается на примерах проведения нетрадиционных уроков. На таких уроках ученики сами создают знания, как будто бы до них никто этого не делал. Нестандартные и оригинальные приемы активизируют всех учеников, повышают интерес к знаниям и обеспечивают быстроту усвоения материала с учетом возраста и способностей учащихся.

Таким образом, в этой работе проделано следующее: изучены  теоретические основы развития познавательного  интереса учащихся, представлены различные нестандартные методы для проведения уроков и внеклассных мероприятий. В приложении помещена методическая разработка моего открытого урока в 10 классе.

Материал данной работы был использован мной при выступлении  на заседании  городского методического объединения учителей физики.

 

 

 

Литература

 

  1. Бодненко Т. Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках физики нетрадиционными методами //Физика и астрономия в школе. – 2004. - №2
  2. Горев Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
  3. Зверева Н. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Просвещение, 1980.
  4. Иванова Л. А. Активизация  познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.
  5. Ланина И. Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977.
  6. Ланина И. Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Нетрадиционные урока по физике /Составители: Хольвинская Л., Филоненко С. – К.: Школьный мир, 2007.
  8. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Методическая разработка урока в 10 классе 

 

 

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Электростатика»

 

Цели:

  • повторить и обобщить знания об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух родов электрических зарядов;
  • содействовать формированию представлений об общей физической картине мира, показать объективный характер законов природы;
  • развитие познавательного интереса учащихся, проверка уровня самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях, формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Устный журнал: Электростатика в окружающей жизни.
  3. Повторение темы (просмотр презентации к уроку).
  4. Тестирование
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики нетрадиционными методами