Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:39, шпаргалка

Описание работы

1.Философия:предмет,метод,функции.
2. Структура философии
3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
4. Религиозный тип мышления

Работа содержит 1 файл

Шпора по философии.docx

— 61.86 Кб (Скачать)

Философия Фейербаха стала водоразделом между  немецкой классической философией и  немецким материализмом XIX в. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития, материалистическая философия  стала официальной и общеобязательной.

 

 

 

 

 

 

 

23. Неклассическая философия 19в. Иррационализм. Позитивизм. Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 в. вне пределов немецкой классической философии.К середине 19 века в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистические концепции. Иррационализм — учение, согласно которому основа действительности недоступное разуму и чуждое закономерности начало. Его возникновение было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно, вечно движется. Артур Шопенгауэр - немецкий философ-идеалист. Считал себя последователем Канта. При интерпретации его философских взглядов основной акцент делал на учении об априорных формах чувственности в ущерб учению о категориальной структуре мышления. Выделял два аспекта понимания субъекта: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и тот, который является субъектом сам по себе. Мир как представление всецело обусловлен субъектом и является сферой видимости. Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Фридрих Ницше - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Его взгляды претерпели определенную эволюцию от романтической эстезации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику "европейского нигилизма" к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.Основными положениями зрелой философии Ницше являются:все существующее есть воля к власти, могуществу;сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти - перспективизм.

Позитивизм — направление в философии, предметом которого является непосредственный опыт.

Основателем позитивизма считается Огюст  Конт . Основные идеи первой формы позитизизма:1.отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений; 2.из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов; 3.идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации;4.отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии. Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

 

24. Диалектический материализм – философия марксизма, основанная на принципах первичности материи и всеобщности развития. В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, существенным образом переработав эти философские учения. 
Маркс и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения, указанные и логически проанализированные Гегелем, присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества, в повседневной практической действительности. Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и обществен¬ной практики. В марксистской философии материализм и диалектика приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.

 

25. Философские идеи в трудах Фрейда. Основы психоанализа. Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Основой психоанализа является предложенная Фрейдом топографическая модель психики. Фрейд утверждал, что психика человека включает 3 слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное содержит в себе все то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано без особых усилий. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психики, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, выход которого на уровень сознания сильно затруднен и связан с чувством тревоги, угрозы, беспокойства. Тем не менее, бессознательное оказывает огромное влияние на всю нашу жизнь (если не определяет ее). Согласно Фрейду, неосознаваемый материал проявляет себя в символической или замаскированной форме – в виде сновидений, в оговорках, ошибочных действиях и шутках. Фрейд считал, что символы являются заместителями вытесненных предметов и влечений. Структура личности, по Фрейду, включает 3 компонента – Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я). Ид полностью находится в предсознательном и содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке напряжения, связанного с их неудовлетворенностью и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). Ид – это самая глубокая и масштабная часть человеческой психики. Фактически, эта область является энергетической основой личности.

 

26. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм — направление неклассической философии, полагающее чувственное существование человека первичной реальностью. Экзистенциальная философия – это не столько единая философская школа со своей дисциплиной, набором приёмов и методик, сколько выражение духа времени в специфической тональности. А время это – Европа после первой мировой войны. Экзистенциальная философия – «философия кризиса» в той мере, в какой её вызвал именно кризис европейского человечества. Катастрофа первой мировой войны обнажила недостаточность европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека. Экзистенциальная философия стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании. Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.

 

 

 

 

 

 

27. Персонализм — направление философии, предметом которого является личность как духовный первоэлемент бытия. В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей персонализма в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно Персонализму, существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я".

 

28. Особенности формирования философии на руси.

Русь  всегда была многонациональным и  поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию  особой единой культурной основы своей  общей Родины. Находясь на протяжении значительного периода своей  истории в положении отстающей  и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать  передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные: с господством власти  и диктатом идеологии, с архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной  машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

Зарождение философской мысли  на Руси. Период зарождения философской мысли на Руси соответствует средневековой философии и делится на два этапа: Древнерусская философия Киевской Руси и Средневековая русская философия Московского государства. Особенности исторического периода первого этапа следующие: Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом; Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом; Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования; Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

 

29. Материализм в русской философии 18 века. Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая  теория строения вещества, согласно которой  все вокруг предметы и материя  в целом состоят из мельчайших частиц– материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев. Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 

 

 

30.Основные направления и представители русской философии первой половины 19 в. XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта.

Русская философия первой половины XIX века предстает  перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский  лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния. Это был “болезненный процесс  национально- исторического самонахождения и раздумья”, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи 1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

 

31. СОФИОЛОГИЯ - совокупность учений о Софии - Премудрости Божией. Софиология восходит к библейским текстам, прежде всего, к Книге Премудрости Соломона. Первым исследователем софиологии в России был философ Владимир Соловьев. В своих работах он опирается на библейские и гностические тексты, на мистический опыт многих визионеров, на богослужебную и художественную практику православия и на свои собственные софийные видения и поэтические интуиции. В частности, он считал именно софийный аспект религиозного чувства русского народа наиболее самобытным в христианстве наших средневековых предков.Основы софиологии были изложены Соловьевым в работе "Начала вселенской религии".

Социальный  идеал Соловьева - свободная теократия  или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм  и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза  веры и знания, науки и религии, Соловьев выступил против тезиса Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

 

32. Русская религиозно-идеалистическая философия 20 в. Основы русской религиозной философии заложил B.C. Соловьев, крупнейший русский философ. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслу Соловьева, должно стать христианство. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Русская религиозно-идеалистическая философия большое внимание уделяет соборности, понимаемой как объединение «множества лиц в их личной отдельности», как единство во множестве, Земным воплощением соборности признавалась церковь как союз христиан-единомышленников, совместно познающих божественную истину, принадлежащую всем и приобретенную свободно.

 

 

 

 

33. Русский космизм. Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала XX века является космическая философия, или, как ее чаще именуют, русский космизм. Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие: а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития. б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного. в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве, а также значительно продвинуться в биофизике и биокосмике. Николай Федорович Федоров считается отцом русского космизма. Космизм Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых - естествоиспытателей, как Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"