Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:39, шпаргалка

Описание работы

1.Философия:предмет,метод,функции.
2. Структура философии
3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
4. Религиозный тип мышления

Работа содержит 1 файл

Шпора по философии.docx

— 61.86 Кб (Скачать)

 1.Философия:предмет,метод,функции. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)  6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, гереневтика, рефлексия. Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей. Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности. Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека. Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление собственных форм.*

Одновременно и направлениями в философии,  и философскими методами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм. Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального. Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего. Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания. Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности) 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях;

Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке• В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия). •Одного языка, понятного всем философам, нет.

Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

Основной  вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм — примат материи над сознанием,идеализм — примат идеи над материей.

 

3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое  мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

 

4. Религиозный тип мышления .Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Р. - специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий).

 

5. Научный тип мышления. Понятие научной истины. Научная составляющая мировоззрения – совокупность моделей, отображающих объекты, существование и характеристики которых установлены и доказаны научным методом.

Особенности: доказуемость; объективность, независимость  от человека; проверяемость; не может объяснить все; логическая понятность. В разделах науки категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

 

 

6. Возникновение философии. Школы античного материализма.

Философия как особая форма культуры и духовного  освоения мира возникла примерно в  середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трех регионах- в Индии, Китае и Греции. Одновременность ее появления говорит нам не о случайности этого процесса. Этот период в истории человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями.

Автором термина «философия» стал известный  греческий математик и философ  Пифагор.

Милетская школа известна как первая философская  школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь  стоит вопрос о сущности мира. И  хотя отдельные представители милетской  школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская  школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении  материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был  сформулирован позже. Представители  этой школы интуитивно понимали мир  как материальный. Вместе со стихийным  материализмом в мышлении этих философов  проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств  которой они стремятся постичь  мир в динамике его развития и  перемен. Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

 

 

12. Средневековая герменевтика. Реализм и номинализм.Герменевтика – искусство толкования текстов. Герменевтическому анализу подвергались религиозные тексты с целью интерпретации и устранения противоречий.

Универсалии – общие понятия. В споре об универсалиях выделились 2 направления: реализм, представителями которого являются Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и номинализм (Дунс Скотт, Иоанн Росцелин). Промежуточным между этими двумя направлениями является концептуализм.Реализм – направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее. Номинализм-направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь именами вещей. Согласно концептуализму, общие понятия существуют и вне, и внутри конкретных вещей, которые проявляются в единичных вещах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Учение Платона об идеях и его теория познания. Социально-политические взгляды Платона. Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма, поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона.

  Высшая идея — это идея абсолютного  добра и красоты. Она не только  превосходит все реально существующее  добро и красоту тем, что  совершенна, вечна и неизменна  (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи  является вершиной действительного  познания и свидетельством полноценности  жизни. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума. Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве – неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Через исследование реальных человеческих потребностей и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства.

 

8. Аристотель как систематизатор античной философии. Аристотель — автор самой обширной философской и научной системы античности. Опираясь на огромный эмпирический, собранный им и его учениками, Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, определил предмет и методы наук. Аристотель собрал и систематизировал практически все научные знания и рассмотрел все главные философские проблемы своего времени. Он впервые составил каталоги сведений по биологии, физике, астрономии, метеорологии, психологии, теории литературы, был пионером в зоологии и изобрел/разработал формальную логику. Известный в Средневековье как просто «Философ», Аристотель является возможно самым большим мыслителем в Западной истории, оказав чуть ли не наибольшее влияние на Западное интеллектуальное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

9. Основные направления философии древнего Рима. С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.  Римские походы, устремленные во все стороны известного тогда мира, образуют широкие рамки для формирования римского мышления. Успешно развивались естественные и технические науки, небывалого размаха достигают политические и юридические, этому является то, что римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Определенным импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ.Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции, — стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу. Представители: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Представителем был Тит Лукреций. Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины. Представитель Энесидем .

 

10. Философия Средних веков. Социальные и духовные предпосылки. Геоцентрическое понимание сущности мира и человека.Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности и спор о приоритете единичного или общего. Еще в 5 в было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству. При этом одни христиане Идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философов Идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика. Уильям Оккам. Отделил знание от веры, вера тем сильнее, чем сильнее рациональная недоказуемость догматов Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел. В самих вещах нет ни общего ни единичного.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"