Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:39, шпаргалка

Описание работы

1.Философия:предмет,метод,функции.
2. Структура философии
3. Мифомышление — бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
4. Религиозный тип мышления

Работа содержит 1 файл

Шпора по философии.docx

— 61.86 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Проблема отношения веры и разума в средневековой философии. Учения Аверроэса и Фомы Аквинского. Средневековье находилось в начале пути, ведущего к осмыслению взаимоотношения и взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Оно предложило свою модель их взаимоотношения, точнее, ряд моделей, основанных на общих предпосылках, но приводящих к разным выводам. Главная предпосылка касалась понимания смысла и цели человеческого существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места в жизни человека, не должна поглощать все его внимание. Быть человеком — значит жить не только в "горизонтальной" плоскости (среди вещей и людей), но прежде всего в "вертикальном" измерении, постоянно устремляясь к Богу, памятуя о нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие. Для христианина Бог — это жизнь; он — источник жизни, жизнеподатель; отпадение от Бога, по христианским воззрениям, делает душу мертвой и бесчувственной. Но если душа духовно мертва, человек теряет связь с Бытием, живое ощущение бытия, его жизнь становится безрадостной, и бессмысленной. Поэтому цель человека — богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам богопознания, спасения души. Таков исходный тезис христианской философии, разделяемый всеми мыслителями западноевропейского средневековья. Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах Аверроиса, а также в учении Фомы Аквинского. У Аверроэса истина философии имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию. Таким образом у Аверроэса концепция двойственной истины превращаетеся в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии. Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету.

Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Док-во через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя. Док-во через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Док-во от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Док-во через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины  который лёг в основу методологии современных естественных наук.

Философское мышление этого периода можно  охарактеризовать как антропоцентрическое. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. 

 

14. Причины и направление изменений философии в Новое время. 17-ый век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Разложение феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии, она теперь опирается на науку. И прежде всего на экспериментально-математическое естествознание. Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается, хотя и в новой форме, полемика между номинализмом, опирающимся на опыт и рационализмом, с опорой на разум. Эти направления предстают как эмпиризм и рационализм. Родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон считает задачей философии создание Нового метода научного познания. Цель науки - принесение пользы человеку. Наука служит жизни и практике. Общая задача наук - увеличение власти человека над природой.

 

15. Эмпиризм Бэкона— направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.

Суть  основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить  познавательная деятельность. Это:«путь паука»;«путь муравья»;«путь пчелы». «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. «Путь муравья» - такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм «Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

 

 

16. Рационализм Декарта — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

С целью научиться правильно применять разум он и разработал свой метод состоящий из четырех правил.  
Первое правило - правило очевидности. т. е. тщательно избегать поспешности и включать в свои суждения только то, что не сможет дать повод к сомнению.

Второе правило - это правило  анализа: Делить каждую из рассматриваемых  трудностей на столько частей, сколько  потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы "располагать  свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и до познания наиболее сложных.

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота  анализа и корректность синтеза. 

 

17. Сенсуализм Локка — учение в теории познания, согласно которому ощущения — источник знания.

Проблему  происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения  идей. Там, где нет идей, нет и  знаний. Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение вполне согласуется у него с положением: "Все знания приобретаются из опыта". Локк обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Локк критикует учение Декарта о врожденных идеях. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Идеализм и агностицизм в философии Дж.Беркли, Д.Юм. Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего.Агностицизм — учение, согласно которому мир в своей сущности непознаваем.В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии". То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно. Беркли был не только священником и философом, но и психологом. Он доказывал, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как они воздействуют на наши органы чувств. Но мы не схватываем сути самой вещи. Чувственные впечатления - это феномены психики. При этом Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта. Давид Юм является одним из наиболее значительных философов, потому что он развил эмпирическую философию Беркли до ее логического конца и, придав ей внутреннюю последовательность, сделал ее неправдоподобной. Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма. В отличие от Беркли Юм ставит и материальную и духовную субстанцию под сомнения. "Есть ощущения, но не понятен источник” появление категории причинности. С одной стороны, Юм отрицал объективную связь между явлениями. С другой стороны, он верил в предустановленную гармонию . Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов нашей деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в силу предустановленной гармонии. Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждении можно доказать все, что угодно.

 

19. Французский материализм 18-го века. Основные черты, значение и ограниченность материализма нового времени. Материалистические идеи XVIII в., продолжавшие прогрессивную традицию философов XVII в., получают свое дальнейшее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась во Франции в XVIII в. накануне французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыслителей явился идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против феодализма и религиозной идеологии. Естественнонаучной основой, на которую опирался материализм XVIII в., явились прежде всего достижения классической механики. К основным недостаткам французского материализма относится, во-первых, то, что он был механистическим, так как опирался в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми объяснялись не только природные, но и общественные процессы. Во-вторых, он был метафизический, т. е. антидиалектическим, в объяснении действительности и нашего познания. В-третьих, он склонялся к идеализму в понимании общества и человека. Наконец, он страдал созерцательностью.

 

 

 

20.Философия Канта. Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический»

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами: разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба»,1755 год); наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения; выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап — занимается вопросами  гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими,  то есть общефилософскими, проблемами  бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

 

21. В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя.

Три закона диалектики.

1. Закон перехода количественных  отношений в качественные (при  изменении количественных отношений  после определенной стадии происходит  изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание  отрицания). Голое отрицание - нечто  идущее после данного объекта,  полностью его уничтожающее. Диалектическое  отрицание: сохраняется нечто  от первого объекта - воспроизведение  этого объекта, но в другом  качестве. Вода - лед. Смолотить зерно  - голое отрицание, посадить зерно  - диалектическое отрицание. Развитие  происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и  содержанием, возможностью и реальностью.  Причина развития - единство и  борьба противоположностей. Это  присуще духу. Противоположности  взаимодействуют, то есть борются.

 

22. Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха, однако указанные  материалистические философские школы  были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между  материалистическими идеями и существованием Бога.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"