Виды контроля знаний и умений учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, а также технологии, которые применяются в обучении и естественно, что разные их стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных целей. Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса определяется возрастными особенностями студентов, уровнем их подготовки, возможностями и личными убеждениями преподавателя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся 4
1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся 5
1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся 6
1.4 Место контроля знаний и умений, учащихся в процессе обучения физике 12
1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах 13
2 АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 14
2.1 Выравнивающая - развивающая технология обучения 14
2.2 Виртуальный эксперимент 18
3.3 Компьютерное моделирование на уроках физики как средство развития экспериментально – практических навыков учащихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СОДЕРЖАНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсач!!!.doc

— 754.50 Кб (Скачать)

      1. на зачет отводится не более 2 уроков;

      2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты;

      3. теоретических вопросов должно  быть не более 20;

      4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах.[1,4,5,9,11] 

1.4 Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике. 

      Место, в которое целесообразно поместить  проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

      Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

      Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято  называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики, принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.[4,8,9]

      Учителю необходимо установить, какая форма  контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа – формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:

                                                            Таблица 1

Виды  контроля Формы контроля
1.Текущий  контроль 1)Физический  диктант

2)Тестовые задания

3)Кратковременная  самостоятельная работа

2.Итоговый  контроль
  1. Письменная контрольная работа
  2. Контрольная лабораторная работа
  3. Тестовые задания
  4. Устный зачет по теме
 

      Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения физике и выполняет определенные задачи обучения.

1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах.

 

      Методисты различают понятия «оценка» и  «отметка». Оценка – это слова, с  помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность  его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.

      Роль  оценок и отметок огромна. Они  не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю  ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить, и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины.

      При проставлении отметки надо руководствоваться  многими факторами. Во-первых, это, конечно  требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

      Существует  множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель  может предложить свое. Однако, мне  кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.[5,7] 
 
 
 
 

      2 ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

     2.1 Выравнивающая – развивающая технология обучения

 

      Технология  обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в  себя систему форм, методов и средств  обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех  или иных целей. Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса определяется возрастными особенностями студентов, уровнем их подготовки, возможностями и личными убеждениями преподавателя.

      У ребят, поступающих в техникум, разброс  знаний по информатике  в силу всем известных причин (отсутствие техники, отсутствие преподавателей, низкий уровень жизни) огромен: от владеющих компьютером на уровне хорошего пользователя до отсутствия каких-либо знаний в этой области.  В качестве основных методических задач обучения можно выделить - выравнивание знаний по базовому курсу и подготовка студента к успешному изучению дисциплин, связанных с информатикой, изучаемых на старших курсах техникума и на младших курсах высших учебных заведений.

      Схема работы технологии: лекция - самостоятельная работа студента - практические и лабораторные занятия - проверка знаний. Последние три этапа студент варьирует сам.

      Лекция  - как правило, эвристическая, что  само по себе несет большую нагрузку для преподавателя.

      Самостоятельная работа: на лекциях формулируются вопросы, над которыми студенты должны работать с книгой или в компьютерных классах со своим «Портфелем» на CD -диске.

      Лабораторные  занятия: по самоопределению каждого  студента в рамках каждой темы, цель - формирование умений и навыков  применения новых знаний на практике, закрепление знаний.

      Проверка  знаний: самый интересный момент в  работе студента. По данной технологии студент может изменить свои результаты, достичь более высокого уровня, или  «опуститься с небес на землю». Формы проверки знаний: тестирование, практические задания, контрольные работы,  защита проекта.

      Область применения технология: группы студентов, имеющих  различный стартовый  уровень по информатике.

      Период  применения: год или один семестр, в течение которого происходит выравнивание базового уровня по информатике.

      Выравнивающая - развивающая технология основана на следующих принципах:

      - ограниченный объем материала по блокам (объем материала должен строго соответствовать обязательному уровню знаний и умений по данной теме.) В начале изучения каждого блока студенту ставятся цели, которые он должен достичь. На каждый блок отводится 1-2 лекции для изложения теоретического материала и 2-4 урока практических занятий. Расстояние "стимул - реакция" должно быть по возможности малым для того, чтобы студент держал в поле своей деятельности планируемый, ожидаемый результат;

      - каждый учебный блок разбивается на микроблоки по уровню достижений (т.е. обязательные задания, задания, требующие дополнительных знаний, проектные задания);                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

      - к каждому микроблоку разрабатывается система тестов (главная задача тестирования - не подавляющий, а развивающий контроль.) Основной критерий в составлении тестов – не оценка знаний, а обязательное включение "развивающих" вопросов, т.е. таких, о которых не рассказывалось на лекциях и  для решения которых изложенных сведений достаточно в «Портфеле» или требуются осмысление. Этот вид контроля выявляет, что студент не знает или не понимает;

      - вариативность практических заданий - студенту предоставляется возможность в рамках блока или микроблока выбрать наиболее интересное для него задание или уровень задания);

      - вспомогательный материал «Портфеля» студента расположен не в обязательном разделе, а по принципу: «найди, если не понятно»;

      - гибкость технологии (студент сам вправе выбрать порядок работы или следовать заданному алгоритму, нет жестких рамок – нет отрицательного воздействия ограничений);

      - использование терминологии, доступной уровню образования, принятой в данной дисциплине (использование продуманной терминологии необходимо повышает усвояемость материала.) При введении понятия ранее использованного другими дисциплинами необходимо использовать ассоциативную память студентов, это достигается использованием одной и той же терминологии. Если мы вводим понятие, свойственное только этой дисциплине, желательно использовать термины, употребляемые в "настоящей" науке, это повышает значимость данного курса в глазах студентов и в дальнейшем облегчит им изучение этой дисциплины. При выборе терминов в случае вариативности необходимо использовать терминологию, доступную данному возрасту и полученному образованию.;

      - использование оценки в качестве формирующего инструмента;

      - ведение электронного дневника своих достижений;

      - самоопределение и самореализация студента;

       -рефлексия.

      В качестве основных инструментов технологии выступают: «Электронный Портфель»  и «Электронный дневник".  Электронный  дневник – это одна или несколько  дискет. На одной из дискет находятся: тесты по контролю знаний, файл, в котором преподаватель проставляет оценки за практические задания, хранятся результаты тестов, файл рефлексии деятельности студента, достижений и неудач, файлы с выполненными заданиями.

      Каждому студенту на CD-диск записывается так называемый «портфель знаний». Структура электронного портфеля студента по дидактическим единицам – это презентация, в составе которой:

      - тема, значение, цель, план работы;

      - глоссарий;

      - опорные схемы и теоретический материал;

      - примеры выполнения практических заданий;

Информация о работе Виды контроля знаний и умений учащихся