Виды контроля знаний и умений учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, а также технологии, которые применяются в обучении и естественно, что разные их стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных целей. Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса определяется возрастными особенностями студентов, уровнем их подготовки, возможностями и личными убеждениями преподавателя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся 4
1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся 5
1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся 6
1.4 Место контроля знаний и умений, учащихся в процессе обучения физике 12
1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах 13
2 АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 14
2.1 Выравнивающая - развивающая технология обучения 14
2.2 Виртуальный эксперимент 18
3.3 Компьютерное моделирование на уроках физики как средство развития экспериментально – практических навыков учащихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СОДЕРЖАНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсач!!!.doc

— 754.50 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ  КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся 4
1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся 5
1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся 6
1.4 Место контроля знаний и умений, учащихся в процессе  обучения физике 12
1.5 Отметки и оценки на контрольных этапах 13
2 АКТУАЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ 14
2.1 Выравнивающая - развивающая технология обучения    14
2.2 Виртуальный эксперимент  18
3.3 Компьютерное моделирование на уроках физики как средство развития экспериментально – практических навыков учащихся 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  25

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Контроль  знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, а также технологии, которые применяются в обучении и естественно, что разные их стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.

     Технология  обучения – это способ реализации содержания обучения, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных целей. Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса определяется возрастными особенностями студентов, уровнем их подготовки, возможностями и личными убеждениями преподавателя.

       Технологизация  образования и учебно-воспитательного процесса все более активно проявляет себя в школьной практике. При этом с освоением и применением инновационных технологий формируется такая образовательная среда, в которой имеются условия для творческой самореализации и учащихся и учителей.

       На  уроке педагог стремится обеспечить восприятие учебного материала, его  осмысление, запоминание и применение. При этом из–за недостатка времени, учащимся часто предлагается научиться применению знаний в домашних условиях, самостоятельно.

      Темы  размышления были найдены различные, а следовательно, результаты и эффективность контроля и технологий также получились разными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Какие технологии обучения используют учителя в своей практике? 

      Ответ на эти вопросы составляют цель моей работы.

      Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и  умений учащихся; 2)выяснить, какие формы  контроля сложились в практике учителей физики и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые; 3)выяснить, каково место контроля при изучении физики; 4)выяснить, какие технологии обучения применяются в практике.

      Актуальность  темы данной курсовой работы состоит  в том, что применение современных технологий в процессе обучения позволит учащимся развиваться более эффективно, а педагогам заинтересовывать своих учеников. 
 
 
 
 
 
 

1 ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 

1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся 

      Контроль  знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

      -диагностирование  и корректирование знаний и  умений учащихся;

      -учет  результативности отдельного этапа процесса обучения;

      -определение  итоговых результатов обучения на разном уровне.  

      Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных  мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

      Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

      С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы.  Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.[1]

      Согласно  замечаниям, приведенным выше, я  предлагаю сформулировать следующие  цели контроля знаний и умений учащихся: 

      -подготовить  учащихся, убедившихся в том, что  усвоенные ими новые физические  знания и умения отвечают предъявляемым  требованиям;

      -получить  информацию о том, усвоены или  нет каждым учащимся физические  знания, указанные в образовательной  цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам  деятельности, указанным в цели  по развитию изучения темы (цикла  знаний). 

      При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения  и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками. 

1.2 Функции контроля знаний и умений учащихся.

 

      Знание  и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей  затратой времени и сил планировать  и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

      Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.[1,2]

      Контролирующая  функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит  в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных  программой, на данном этапе обучения.

      Сущность  обучающей, или развивающей, функции  проверки ученые видят в том, что  при выполнении контрольных заданий  учащиеся совершенствуют и систематизируют  полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

      Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам  их труда, снабжении учителя информацией  о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

      Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит  в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

      Воспитывающая функция проверки реализуется в  воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.[10]

      Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать сформулированным задачам  контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение  изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

      Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования  знаний как одной из целей контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.[7,10]

      Подводя итог всему сказанному, я предлагаю  выделить контролирующую, ориентировочную  и воспитывающую функции как  функции контроля знаний и умений учащихся. 

1.3 Формы контроля знаний и умений учащихся. 

      Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные  виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель  вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.  Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования….  Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).[8,9]

Информация о работе Виды контроля знаний и умений учащихся