Манипулятивный стиль общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.

Содержание

Введение 3
1. Стили общения 4
2. Особенности манипулятивного общения 8
3. Способы (приемы) манипулятивного воздействия. 10
4. Причины манипулятивного поведения 13
5. Типы манипуляторов. 16
5.1. Типы взрослых манипуляторов 16
5.2. Типы детей-манипуляторов 18
5.3. Родитель-манипулятор 20
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Манипулятивный стиль общения.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Если  ребенок ощущает себя в кругу  семьи защищенным, полноценным и  значимым, у родителей вряд ли возникнут  какие-то проблемы с его дисциплиной. Отмечая и принимая любые чувства  ребенка, родители удовлетворяют его потребность в понимании.

    Добиться  этого можно с помощью актуализационных методов дисциплины, ориентированных  на воспитание чувств и самоконтроль, а не на контроль действий ребенка  и подавление его чувств. Ребенок  здесь рассматривается не как  автомат, в который можно зарядить любую программу, а как живое существо со своими собственными чувствами, правилами и правами, которые надлежит уважать.

    Ориентированный на чувства подход к дисциплине предполагает способность различать и не смешивать  личность ребенка и его действия. Мать или отец могут быть недовольны тем, что сделал ребенок, но это недовольство не должно отражаться на их чувствах к нему как к личности.

    Существует  семь принципов, которые могут помочь дисциплинировать своего ребенка без  риска потерять с ним контакт и испортить отношения.

    1. Разделяйте чувства и действия. Не судите самого ребенка, даже  если нужно осудить его проступок.  Отделение ребенка от его действий  позволяет родителю при любых  обстоятельствах принимать его,  не меняя своего дружеского отношения. В этом случае ребенок понимает, что его любят, но действия его с точки зрения родителей неприемлемы. Любые действия являются результатом чувств. Чтобы изменить поступки, прежде всего нужно понять чувства и научиться с ними обращаться.

    2. Обследуйте ребенка на наличие невроза. Проступок невротизированного ребенка может представлять собой симптом более глубоких эмоциональных затруднений, вызванных критикой, неприятием, обвинением или наказанием. В этом случае наказание может усугубить его и без того нелегкое состояние.

    3. Положительно отнеситесь к факту  проявления чувств ребенком и  ответьте на них. Помогите ему  выговориться, “выпустить пар”  или дать выход враждебным  чувствам, если он пытается их  подавить.

    4. Если необходимо наказание, пусть  ребенок сам выберет то, которое считает в данном случае справедливым. Опыт показывает, что дети нередко выбирают более строгое наказание, чем собирались предложить родители. Но, что очень важно, они не считают его жестоким и несправедливым.

    5. Если ребенок несет наказание, убедитесь, что он понимает, за что. Помогите ему понять, что для регуляции поведения в социуме существуют определенные правила, и что им нужно подчиняться так же неукоснительно, как правилам спортивного состязания или дорожного движения.

    6. Сделайте так, чтобы вопросы дисциплины были не вашими, взрослыми проблемами, а общими у вас с детьми. Постарайтесь отделить проблему и от себя, и от ребенка, чтобы у вас появилась возможность совместно посмотреть на нее со стороны, изучить ее и сообща над ней поработать. Когда ребенок усвоит, что к проблеме можно относиться отстраненно, он не станет воспринимать дисциплинарную ситуацию как межличностный конфликт.

    7. На опасные и разрушительные  проступки следует наложить ограничения.  Дайте ребенку выразить свои  чувства, а затем помогите ему перенаправить свои действия в более приемлемое русло. Это и есть основная формула динамического подхода к дисциплине. (5)

 

Заключение

    Манипуляция является самым распространенным видом  общения. Манипуляции так прочно укоренились в нашей повседневной жизни, что неподготовленный наблюдатель обращает внимание только на самые очевидные или самые оскорбительные из них. Они подобны воробьям, – большинство из нас сознает мельком существование воробьев, но многих ли из них мы замечаем?

    Манипулирование – эта чума современности, – универсальный, общечеловеческий феномен. (5)

    Основные  причины возникновения у детей  манипулятивного стиля общения: во-первых, такой тон общения задают сами родители, в свою очередь являясь  искусными манипуляторами (здесь уместна поговорка: «от осины не родятся апельсины»); во-вторых, такой стиль общения приветствуется в воспитательных и образовательных учреждениях, где дети познают и усваивают законы межличностного общения. Основной и страшный вред, который наносит личности манипулятивный стиль общения – это «замораживание» чувств, рост неискренности, отсутствие любви к себе и к окружающему миру, отсутствие человечности.

    Исходя  из причин, возможно предотвращение развития такого стиля общения у ребенка  – используя рекомендации (семь принципов) Э. Шосторма.

    Эрих  Фромм говорит, что вещи можно  расчленять и манипулировать ими, не причиняя вреда их природе. Но человек  – не вещь. Его нельзя расчленить, не разрушив его; им нельзя манипулировать, не причиняя ему вреда. Между тем главная задача рыночного механизма в том и состоит, чтобы выработать в людях такое “вещное” отношение друг к другу. Человек здесь больше не человек, а потребитель. Для торговца он – возможный покупатель, для портного – костюм, для коммивояжера – банковский счет. Рыночные отношения обезличивают нас, лишают индивидуальности. И это вызывает у нас протест.

 

Литература

  1. М. Битянова. Ситуации общения. //Вопросы психологии, 2001 №18
  2. Добрович А.Р. Общение: наука и искусство. – М.: Знание, 1990.
  3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – М.: Лига-пресс, 2006
  5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений – М.: АРТ, 2008
  6. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
  7. Социальная психология / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2001
  8. Станкин М.И. Психология общения. – М.: Инст-т практической психологии, 1996.
  9. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Минск: Харвест, 1990.
  10. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. – М.: Проспект, 2005

Информация о работе Манипулятивный стиль общения