Манипулятивный стиль общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.

Содержание

Введение 3
1. Стили общения 4
2. Особенности манипулятивного общения 8
3. Способы (приемы) манипулятивного воздействия. 10
4. Причины манипулятивного поведения 13
5. Типы манипуляторов. 16
5.1. Типы взрослых манипуляторов 16
5.2. Типы детей-манипуляторов 18
5.3. Родитель-манипулятор 20
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Манипулятивный стиль общения.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Человек не рождается манипулятором. Он учится, вырабатывает у себя способность  манипулировать людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем вырабатывает он эту способность  бессознательно.

    К несчастью для современного человека, средства обучения и воспитания сегодня как никогда стоят на службе манипуляции5.

    К манипулятивному поведению также  приводит стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектами сексуального вожделения (3. Фрейд) — с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов, а также и естественная по форме реализация компенсаторного стремления к власти (А. Адлер)6

    Одна  из причин, вызывающих возникновение  и развитие манипулятивного стиля общения – социализация. Оборотной стороной социализации является наложение ограничений на развитие и личностный рост ребенка. В этом — сущность процесса образования, в этом — сущность позиции педагога как наемного работника, искренне и наивно выполняющего свое предназначение. Заказчиком, как правило, выступает государство, которое «спускает» исполнителям госстандарт.

 

5. Типы манипуляторов.

5.1. Типы взрослых  манипуляторов

    1. ДИКТАТОР. Демонстрирует власть  и силу. Чтобы управлять своими  жертвами, он подавляет их, приказывает, ссылается на авторитеты и т.д. В качестве разновидностей Диктатора могут выступать Надзиратель, Деспот, Большая Шишка, Божество.

    2. ТРЯПКА. Обычно выступает в роли  жертвы Диктатора и представляет  собой его прямую противоположность.  Тряпка научается мастерски справляться с Диктатором. Он демонстрирует свою чувствительность и ранимость, забывает, не слышит, он пассивен и молчалив. Разновидности Тряпки: Растяпа, Тупой, Хамелеон, Застенчивый, Уступчивый.

    3. КАЛЬКУЛЯТОР. Стремится во что  бы то ни стало просчитать и проконтролировать все и вся. Он обманывает, запутывает, надувает, старается перехитрить и перепроверить других. Разновидности Калькулятора: Аферист, Соблазнитель, Шулер, Мошенник, Шантажист.

    4. ПРИЛИПАЛА. Полная противоположность Калькулятора. Он подчеркнуто зависим, желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него его работу. Разновидности Прилипалы: Паразит, Нытик, Вечное Дитя, Ипохондрик, Беспомощный.

    5. ХУЛИГАН. Демонстрирует агрессивность, жесткость и недоброжелательность. Он управляет окружающими с помощью угроз. Разновидности Хулигана: Матерщинник, Ненавистник, Головорез, Угрожающий. Женские варианты – Стерва, Мегера, Сварливая Баба.

    6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Демонстрирует сердечность,  заботливость, внимательность. Он просто убивает своей добротой. С ним сложнее справиться, чем с Хулиганом, – вы же не будете драться со Славным Парнем! В конфликте с Хулиганом Славный Парень почти всегда побеждает. Разновидности: Предупредительный, Пацифист, Душка, Самоотверженный.

    7. СУДЬЯ. Подчеркнуто критичен и  скептичен. Он никому не доверяет, постоянно осуждает и негодует, обидчив и злопамятен. Разновидности:  Критикан, Всезнайка, Обличитель, Собиратель  Компромата, Следователь, Устыдитель, Оценщик, Мститель.

    8. ЗАЩИТНИК. Противоположность Судьи.  Демонстрирует свою поддержку  и снисходительность к ошибкам.  Он портит окружающих, потакая  им сверх всякой меры, а также  не давая подзащитным постоять  за себя и обрести самостоятельность.  Вместо того, чтобы заняться своими делами, он предпочитает заботиться о других, принимая над ними пожизненную опеку. Разновидности: Наседка, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Альтруист.

    Как правило, манипулятор являет собой  какой-то один из этих типов, либо их комбинацию.

 

5.2. Типы детей-манипуляторов

    Первый  тип ребенка-манипулятора – МАЛЕНЬКАЯ  ТРЯПКА. Он все время плохо себя чувствует, едва волочит ноги, он даже готов пролежать целый день в  постели, страдальчески закатив  глаза, лишь бы заставить вас выполнять  за него его обязанности. Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует нами, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно рано обнаружив силу напускной слабости, он разыгрывает из себя беспомощного и несообразительного. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он достаточно умен, чтобы успешно манипулировать взрослыми и заставлять их все делать за него.

    Второй  тип ребенка-манипулятора вполне можно  назвать МАЛЕНЬКИМ ДИКТАТОРОМ. Он управляет взрослыми тем, что злится, ворчит, дуется, демонстрирует упрямство и непослушание. Топая ногами, он пытается заставить нас работать на него. Сам он постоянно “занят” и на домашнюю работу у него нет времени.

    1. ХИТРЫЙ ФРЕДДИ начал свой жизненный  путь в слезах и первые шесть месяцев только и делал, что упражнялся в плаче. Он обнаружил, что слезы оплачиваются вниманием. Он еще не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, похоже, больше любят. До школы он оттачивал свою смекалку, не встречая пока настоящего противодействия своим желаниям, а в школе начал применять ее по назначению. Он стал начинающим Калькулятором. Когда урок был слишком сложным, а учитель слишком строгим, смышленый Фредди симулировал боль в животе, которая позволяла ему уйти домой. По утрам он бывал так несчастен, что не мог одеться самостоятельно, а во время футбола нередко получал болезненные “травмы”. В результате он добился к себе повышенного внимания, поскольку все его жалели. Он понял преимущества Тряпки и Прилипалы и стал мастером по провоцированию в людях чувства жалости к себе.

    2. КРУТОЙ ТОМ, напротив, имеет соответственно  крутой нрав. Он толкает, задирает, обзывает других детей, дерется  и плюется. Он любит пистолеты  и ножи. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей легко управляемыми. Поэтому он стал начинающим Хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты, поэтому под обстрел его неприязни в первую очередь попадают учителя и родители. Его непоколебимая уверенность в себе довольно быстро превращается в самонадеянность, что позволяет ему наезжать на всех и каждого. Создается впечатление, что в голове у него встроен датчик, который отключает его слуховой аппарат именно тогда, когда учителя или родители открывают рот.

    3. КАРЛ-ПОБЕДИТЕЛЬ – это своего  рода комбинация Тома и Фредди. Обычно он младший из братьев  и с раннего возраста овладевает  наукой соревнований, отвоевывая  себе место под солнцем. Школа  – лучший полигон для его  упражнений в этой области.  Родителей, братьев, одноклассников он воспринимает как соперников. Победить и оказаться наверху для него гораздо важнее, чем просто жить в семье или учиться в школе. И постепенно развязанный им марафон соревнований становится для него губительным. Да, он получает высшие баллы, но вместе с ними – бессонницу. Да, он доказал, что способнее брата в музыкальных занятиях, но теперь он и дома не может расслабиться и перестать “побеждать” даже за тихим семейным чаем. Постоянным источником страха для него становятся все, кто хорошо справляется с учебой, спортом, танцами и т.д. и т.п.

 

5.3. Родитель-манипулятор

    Манипуляторами  не рождаются. Их старательно лепят, создают из здоровых маленьких детей, вводя их за руку в манипулятивный мир современного человека. Первый урок они получают от своих родителей, которые являют собой уже готовый продукт нашего манипулятивного общества; дети – это пока еще полуфабрикат. Манипулятивные родители полагают, что их родительский долг в том, чтобы на каждом шагу контролировать поведение своих детей. И ответственность за детей часто перерождается у них в ощущение собственного всемогущества. В отношениях с детьми они входят в роль Бога и Судьи. Главное выражение, к которому такой родитель прибегает в воспитании, – “ты должен”. Он в самом деле уверен, что манипуляция поведением необходима, и что его богоподобные тирады изменят не только поведение, но и само существо ребенка. Родительское “ты должен” имеет множество вариантов: “ты можешь”, “ты не можешь”, “ты хочешь”, “ты не хочешь” и т.д.

    Один  из основных приемов родителя, как всемогущего судьи, – управление с помощью чувства вины. Если ребенок не делает того, чего добивается от него родитель, последний старается вызвать у ребенка чувство вины. Универсальной добавкой к укоризненным замечаниям служит шантаж: “Ты своими фокусами доведешь меня до инфаркта. Вот увидишь, доведешь!” Даже если у родителей и много лет спустя сердце будет биться ровно и спокойно, дети уже не смогут избавиться от глубоко засевшего в них чувства вины и будут ждать сердечного приступа со дня на день.

    Еще один прием родителя-манипулятора состоит  в том, чтобы поощрять в ребенке  ориентацию на других. “Ты же не хочешь, чтобы люди подумали, что ты не можешь сделать это?” “Что люди подумают, когда услышат, как ты разговариваешь?”  “Да с таким мальчиком никто дружить не будет” и т.д.

    Использование любви – третий и самый болезненный  прием манипулирования. “Я просто не буду тебя любить, если ты будешь таким  глупым”, говорит родитель Хитрому  Фредди. Крутому Тому он скажет: “Ты  меня не любишь, иначе ты бы не вел себя так”. Говоря Карлу-Победителю: “Я так люблю тебя, когда ты получаешь хорошие оценки”, он подкрепляет его соревновательность. В данном случае, родитель манипулирует ребенком из позиции Славного Парня.

    Еще один прием манипулирования – использование ожиданий: “Ты же хочешь вырасти таким большим и сильным, как папа?” “Буду надеяться, ты сделаешь так, как я сказал”; “В нашей семье все хорошо учились”.

    В родительском репертуаре существует множество  подобных приемов. Но насколько они  эффективны? Действительно ли они повышают дисциплинированность ребенка? (5)

    4. Превентивные меры предотвращения  развития у ребенка манипулятивного  стиля общения

    Э. Шостром предлагает в качестве альтернативы взаимному манипулированию, к которому постоянно прибегают дети и родители, выработать какую-то новую философию дисциплины. Практику воспитания дисциплины можно разделить на две большие категории.

    1. Методы, для которых характерна  ориентация на контроль внешней  деятельности ребенка, манипуляцию  его поведением;

    2. Методы, ориентированные на привитие  ребенку неких ценностей, которые  станут для него внутренними  руководящими принципами.

    Методы  первой категории, ориентированные  на манипуляцию поведением, обязательно  предполагают награду и наказание. Даже в наше время многие родители из самых благих побуждений руководствуются девизами вроде “Пожалеешь розгу – испортишь ребенка” или “Детей нужно видеть, но не слышать”. Эти типичные для себя фразы они подкрепляют физическими или вербальными наказаниями – обидными словами, нелестными сравнениями, лишением привилегий, отказом от общения и т.п. Наказания служат тому, чтобы прекратить то или иное поведение или проявление чувств. Они вызывают развитие тревожности и провоцируют характерные для вытеснения невротические проявления. Наказания нередко провоцируют ненависть к наказывающему, встречную агрессию и чувство вины, которые в совокупности приводят к необходимости дальнейших наказаний. В конце концов наказания порождают чувства незащищенности и неполноценности. Дети, которых подвергают наказаниям, считают, что потеряли расположение родителей, и это заставляет их испытывать еще большую неуверенность в себе. Они считают себя плохими, неумехами, недостойными внимания и поневоле начинают действовать в соответствии с такими представлениями о себе. То есть родители своими “воспитательными воздействиями” добиваются обратного эффекта.

    Дисциплинарные  методы, основанные на контроле поведения, предполагают, что наказание ведет  к исправлению. Между тем исследования психологии преступников показали, что наказание не предотвращает и не останавливает асоциальное поведение, но только усиливает его причину.

    Сегодня многие родители, все ближе знакомясь  с основными психологическими принципами, уже не удовлетворяются манипулятивными  методами воспитания. Они хотят, чтобы поведение их детей было социально приемлемым, но не подрывало их физического и душевного здоровья. Однако понимая, что их требования уважительного к себе отношения и послушания нередко являются результатом их собственной неуверенности в себе, они не знают, как добиться такого здорового адекватного поведения. “Что мы ни делаем, они нас все равно не слушаются!” Родители не волне понимают, что своенравие, упрямство и враждебность, выражаемые детьми в разумных пределах, просто необходимы им для нормального эмоционального развития.

Информация о работе Манипулятивный стиль общения