Манипулятивный стиль общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии. Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.

Содержание

Введение 3
1. Стили общения 4
2. Особенности манипулятивного общения 8
3. Способы (приемы) манипулятивного воздействия. 10
4. Причины манипулятивного поведения 13
5. Типы манипуляторов. 16
5.1. Типы взрослых манипуляторов 16
5.2. Типы детей-манипуляторов 18
5.3. Родитель-манипулятор 20
Заключение 24
Литература 25

Работа содержит 1 файл

Манипулятивный стиль общения.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Содержание

 

Введение

    Проблема  манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в ХХ веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.

    Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также  в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.

    В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций  личностью, человеком, его сознанием  и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне.

    Манипулирование личностью является достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической  конкуренции и политической борьбе и представляет основную угрозу информационно-психологической  безопасности личности в современных условиях развития общества. Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.

    Тайное  принуждение личности как специфический  способ управления используется на всех уровнях социального взаимодействия людей – от межличностного общения, до массовой коммуникации и присуще  различным культурам и историческим условиям1.

    Информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера, осуществляемое в интересах человека или групп людей по отношению к другим, является специфической формой управления. Такая форма управления носит опасный характер в случаях, когда оно осуществляется тайно, приносит односторонние выгоды его организаторам.

    Латинская пословица гласит "предупрежден - значит вооружен". Знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека - это первый шаг к формированию психологической защиты личности и собственной информационно-психологической безопасности.

 

1. Стили общения

    В социальной психологии выделяют три  типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

    Императивное  общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования. К сферам деятельности, в которых используется этот стиль общения, относятся: военные уставные отношения, отношения начальник-подчиненный в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

    Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

    1. Наличие психологического настроя  на актуальное состояние: собеседника  и собственное актуальное психологическое  состояние (следование принципу  “здесь и теперь”).

    2. Использование безоценочного восприятия  личности партнера, априорная установка  на доверие к его намерениям.

    3. Восприятие партнера как равного,  имеющего право на собственные  мнения и решения.

    4. Содержания общения должны включать  проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

    5. Следует персонифицировать общение,  т.е. вести разговор от своего  имени (без ссылки на мнения  авторитетов), представлять свои  истинные чувства и желания.

    Диалогическое (или другими словами – гуманистическое общение), позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

    Манипулятивное  общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие  на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой разрешенной манипуляции является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды2.

    Другие  источники выделяют также:

    1) Ритуальный стиль. Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

    2) Гуманистический стиль. К этому  стилю относятся все разновидности  диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания3.

    Н.И. Козлов выделяет следующие стили  межличностного общения: конвенциальный, примитивный, манипулятивный, актуализированный, духовный.

    Конвенциальный (деловой) стиль общения предполагает довольно большую дистанцию между  людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных  функций.

    Манипулятивный стиль предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль предполагает управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера. Например: ученики демонстрируют преувеличенный интерес к какому-либо вопросу на уроке, чтобы заставить учителя подольше его объяснять и сократить время на опрос домашнего задания. Вы можете продемонстрировать этот сюжет либо придумать свой.

    Примитивный стиль общения. Для него характерны реакции амбиции и знаки превосходства, акценты на внешних признаках  человека. Например, обращение в  общественном транспорте: <Эй, ты рыжая…>, <Подвинься-ка, очкарик…> Примитивные формы общения связаны, как правило, с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком попытки унизить быстро меняются на противоположное — льстивое обращение.

    При актуализированном стиле общения человек рассматривает себя и других в качестве личностей или субъектов, наделенных уникальными возможностями, и способный проявлять свое действительное “я”.

    Духовный  стиль (гуманистический) предполагает взаимное принятие, самопознание и  развитие личностей.

    Манипуляция — наиболее распространенный вид  человеческого общения. Оксфордский  словарь определяет манипуляцию  как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным  подтекстом.

    Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

    При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это  сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

      Манипуляция — это скрытое  управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.

    Манипулятор использует психологически уязвимые особенности  человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера. В нравственной плоскости у манипулятора формируется отношение к людям как к орудию достижения своих личных целей.

    Человек-манипулятор  привыкает распоряжаться партнером, всегда стремится получать одностороннее  преимущество. В когнитивном плане  возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.

    Как отмечает Э. Шостром, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Это неизбежно! Ведь манипулятор не может позволить себе быть искренним и естественным, это резко снижает его шансы добиться скрытого преимущества. Удел манипулятора — «технологичное общение», что неизбежно превращает его самого из личности в технолога. Отличительная его черта – отношение к партнеру как к средству достижения своих (не относящихся к партнеру) целей. Для манипулятора партнер важен лишь в той степени, в какой он служит достижению целей, и совершенно не интересует манипулятора как человек. Его интересует чисто психологический выигрыш, желание поставить партнера в невыгодное положение4. Психоаналитик Э. Берн описал не много не мало 120 таких извращенных способов людской коммуникации. Названия, данные доктором Берном этим играм говорят сами за себя: “Все из-за тебя”, “Подерись с ним” и т.д.

    Сферами «разрешенной манипуляции», несомненно, являются бизнес и деловые отношения  вообще, политика, идеология. Символом манипулятивного типа отношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в области пропаганды.

    Сильнее всего «страдают» от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.

    Педагоги  используют оценки, угрозу оповестить родителей, манипулируют хорошим отношением к ребенку, сердечными приступами и мигренями, заявлениями об уходе. Очень часто за так называемыми «педагогическими мерами» стоят какие-то особо изящные приемы манипулирования сознанием и поведением провинившегося ученика. 

 

2. Особенности манипулятивного общения

    Особым  видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой  пользуются прежде всего профессионалы  влияния (или, как их называет: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

    Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику.

    При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Информация о работе Манипулятивный стиль общения