Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:15, реферат

Описание работы

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).

Работа содержит 1 файл

игры для умст отст.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

        Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам, У кого  

                    веселый мяч, Тот исполнит песню нам.

   Методические  указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

                     «Длинные ноги, короткие ноги»

   Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.

Варианты

  1. Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
  2. Можно выполнять задание на фитболе.

   Методические  указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

                         «Запрещенное движение»

   Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тот, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

   Вариант: игра может выполняться  в исходном положении  сидя или стоя, в  зависимости от двигательных возможностей ребенка.

   Методические указания. Выбывшие из игры дети сидят на гимнастической скамейке с правильной осанкой.

«Охотник  и утки»

   Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:

    Ну-ка утки, кто быстрей  Доплывет до камышей, Самой ловкой за победу Сладкое дадут к обеду.

   Побеждает та «утка», которая быстрее доберется  от «озера» до «камышей».

    Методические  указания. Ведущий награждает победителя.

«Ладушки»

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

   Методические  указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

«Дракон кусает хвост»

   Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.

    Количество игроков  — 5—6.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.

   Методические  указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».

«Хоп, стоп»

   Цель: развитие концентрации внимания, координации движений, навыка ходьбы.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.

   Вариант: игра моэ/сет выполняться  как по часовой  стрелке, так и против часовой стрелки.

   Методические  указания. Ведущий должен следить за осанкой детей. 
 

                «Эстафета с фитболами»

   Цель: развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, дифференцировки  усилий.

    Инвентарь: фитболы, стойка.

   Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фит-бол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты

  1. Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обрат-пом пути левой.
  2. В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
  3. Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно спиной вперед.

   Методические  указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.

      Игры, формирующие умение запоминать порядок  и количество предметов

   Эта группа игр не только формирует двигательные навыки, но и способствует развитию логического мышления и воображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситуациям. Такие игры основаны на использовании круговой тренировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающих упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с большим трудом. Такие игры можно придумать и самим в зависимости от площади помещения и наличия инвентаря. Обычное занятие с детьми всегда можно превратить в сказку.

«Путешествие»

   Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.

   Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.

  • Гимнастическая стенка — «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.
  • Обручи — «Острова». Если острова близко друг от друга — ребенок делает прыжок, если расстояние большое — прыжок на остров с ноги на ногу.
  • Баскетбольное кольцо — «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.
  • Канат — «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками.
  • Мишени для метания на стенках — «Хищные звери». Нужно теннисным мячом попасть в мишень, при промашке попытка повторяется.
  • Наклонная скамейка, поставленная на гимнастическую стенку (третья рейка снизу), — «Мостики на корабль». Нужно, подтянувшись, забраться на корабль.
  • Три скамейки вместе — «Переправа через реку». Ребенок должен проползти на четвереньках спиной вперед.
  • Ворота между двумя гимнастическими скамейками — «Провести разведку». Нужно проползти, стараясь не задеть ворота.

   Играющие  начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справится с препятствиями.

    Методические  указания

  • По окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит к незаметному, безболезненному освоению двигательных умений.
  • Можно использовать не только станции двигательных действий, но и станции загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКАХ

   Прогулки  в лес или в парк особенно полезны. Во время прогулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и развлечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.

   Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно организовать игры, которые не требуют особого оборудования, специальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисные мячи, можно провести множество разнообразных игр и эстафет.

«Пятнашки мячом»

Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: мяч.

  Инструкция. Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Играют 6—8 минут.

Методические  указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.

                                                   «Круговая лапта»

   Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений.

    Количество игроков  — 6—15.

    Инвентарь: мяч.

   Инструкция. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10—12 метров, все остальные — в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры.

   Методические  указания. Играют 3—4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.

«Змейка»

   Цель: развитие координации коллективных действий, умения ориентироваться в пространстве.

    Количество игроков  — 6—7.

   Инструкция. 5—6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну — «змейку». Водящий становится перед «змейкой» и старается запятнать последнего. Стоящий в «шейке» первым — капитан — преграждает путь водящему: 

широко расставляет  руки, ставит заслоны, выполняет различные  движения туловищем. «Змейка» следует  за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок  — водящим.

   Методические  указания. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами на отдых. 

«Ногой  по мячу»

   Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля. Количество игроков может быть любым.

    Инвентарь: волейбольный мяч.

   Инструкция. В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, после поворота на 360°, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее количество раз попал по мячу.

   Методические  указания. Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника или пней.

                          «Шишки, желуди, орехи»

   Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

    Количество игроков — более шести.

   Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках — «шишки», вторые — «желуди», третьи — «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает  тот, кто ни разу не был водящим.

   Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз. 

Информация о работе Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с нарушением интеллекта