Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:15, реферат

Описание работы

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М. Лебедев).

Работа содержит 1 файл

игры для умст отст.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Варианты

  1. Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.
  2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.

    Методические  указания

  • Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.
  • В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен ее найти.

«Кот  и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков — 6—15. Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Количество игроков  — 10—15.

   Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.

   Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты

  1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу.
  2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, располоэ/сепных очень близко к спящему «коту».

    Методические  указания

  • Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».
  • Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Невод»

   Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

    Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

   Во  время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные  плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

    Методические указания

  • Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
  • «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

    Подвижные игры для умственно  отсталых детей старшего        возраста.

  «Горячий камень»

   Цель: развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий, взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.

    В игре принимают  участие не менее трех игроков.

    Инвентарь: судейский свисток, мячи разного диаметра.

   Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:

  • игрок роняет мяч;
  • у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;
  • игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать.

   Участник, допустивший ошибку, забирает с собой  один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает тот, кто допускает  ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько  играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3—4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой — пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.

Варианты

  1. Игроки могут находиться в положении сидя.
  2. Могут быть использованы набивные мячи.
  3. Можно использовать комбинации мячей, различных по весу и диаметру.
 

    Методические  указания

    1. При разучивании игры:

    • рекомендуется использовать одинаковые мячи;

    • в начале игры мяч должен находиться у каждого второго 
    участника.

    2. В момент игры:

  • ведущему следует обращать внимание участников на необходимость точного паса соседу;
  • необходимо рекомендовать участникам внимательно наблюдать за действиями того соседа, который должен отдавать им мяч, передавать же его не глядя;
  • в ожидании паса следует держать руки перед грудью.

                                                 «Кегельбан»

   Цель: развитие глазомера, точности, дифференциации мышечных усилий, формирование навыков коллективного взаимодействия, воспитание чувства ответственности за результат общей деятельности, настойчивости в достижении цели.

    Количество игроков  — 10—12.

   Инвентарь: судейский свисток, кегли, баскетбольные мячи, мел.

   Инструкция. На площадке с твердой, ровной поверхностью проводятся две параллельные линии на расстоянии 6 метров одна от другой. Все участники делятся на команды, по 5—6 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному на первой линии, лицом ко второй линии. Расстояние между командами 3—4 метра. Участник команды, стоящий первым, берет мяч. Игрок, занимающий эту позицию, называется «бросающий». На второй линии напротив каждой команды устанавливается кегля. Один член команды встает за второй линией напротив кегли лицом к своей команде. Игрок, занимающий эту позицию, называется «подающий». По сигналу судьи «бросающий» направляет мяч в сторону кегли, стараясь сбить ее. В случае если бросающий промахивается, «подающий» ловит мяч и кидает его «бросающему». «Подающий» в момент паса должен находиться за линией, на которой стоит кегля. «Бросающий» повторяет попытки сбить кеглю до тех пор, пока она не будет сбита. До этого момента он не имеет права заступать за линию, на которой стоит.

   В случае если кегля сбита, «подающий» ловит мяч, устанавливает его на линии кегли, бежит к своей команде и становится в колонну последним. «Бросающий» бежит к сбитой кегле, устанавливает ее, берет мяч, бросает его первому стоящему в колонне и становится «подающим».

   Игра  останавливается, когда в одной  из команд последний участник (первый «подающий») собьет кеглю, устано-

вит ее на место, передаст мяч первому «бросающему» и вернется в колонну. Последний  «подающий» должен также занять свое место в колонне. Как только все члены команды займут свое место в колонне, игрок, стоящий первым, поднимает мяч вверх.

   Методические  указания. Необходимо следить за соблюдением строя в командах. Целесообразно рекомендовать участникам не бросать, а катить мяч по площадке, бросок же выполнять двумя руками.

«Круговое вышибало»

   Цель: развитие точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

    Количество игроков  не ограничено.

    Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

   Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них — «мишень», другой — «защитник». Задача играющих — передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» — защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» — прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

   Вариант: при большом количестве участников в игре могут выть использованы два мяча и два  «защитника», три  мяча и три «защитника»  и т. д.

   Методические  указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

«Пятнашки-повторяшки»

   Цель: развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты принятия решения.

    Количество игроков  не ограничено.

    Инвентарь: судейский свисток.

   Инструкция. Все участники равномерно распределяются по площадке, ограниченной линиями. Из их числа выбирается водящий. По сигналу ведущего «водящий» старается запятнать одного из участников игры. Убегая от «водящего», игрок может выполнять любые движения (стойки, прыжки, вращения и т.д.). Прежде чем запятнать участника, «водящий» обязан повторить все его действия. Если убегающий не успевает выполнить новое движение, то его можно запятнать. Этот участник становится «водящим», но он не может запятнать предыдущего «водящего».

   Методические  указания. На всем протяжении игры играющие не имеют права покидать пределы игровой площадки. 

                     Подвижные игры с фитболом

   Фитбол — это большой упругий мяч, выдерживающий вес до 300 килограммов. Игры с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

                                               «Горячий мяч»

   Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

    Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

  1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
  2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

   Методические  указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

«Два  барана»

   Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.

   Методические  указания. Ведущий стоит рядом  с играющими, страхуя их от падения  с фитбола.

«Веселый  мяч»

   Цель: формирование вертикальной позы в положении  сидя, навыка правильной осанки, пространственного  ориентирования, речи.

    Инвентарь: фитбол.

   Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении  сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Информация о работе Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с нарушением интеллекта