Брак и семья: возникновение и развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:21, доклад

Описание работы

Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, бытует представление, что брак между индивидами и семья, т.е. группа, состоящая из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловлено биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Все это совершенно неверно.

Работа содержит 1 файл

история семьи и брака.docx

— 49.44 Кб (Скачать)

      На смену собственно первобытному  обществу, прошедшему в своем  развитии две стадии - раннюю и  позднюю, пришло переходное от  него к классовому обществу, которое  принято называть предклассовым обществом. В эпоху предклассового общества шел процесс становления частной собственности, классов и государства. Он завершился возникновение классового или цивилизованного общества. Переход к классовому обществу привел к существенной трансформации семейно-брачных отношений.

      У нас нет возможности рассматривать  процесс становления классового  общества в целом. Отметим лишь, что он с необходимостью предполагал  возникновение таких хозяйственных  единиц, которые были бы одновременно  и ячейками частной собственности.  Их нередко называют домохозяйствами.  Домохозяйства возникали на базе  существовавших ранее иждивенческих  ячеек. В большинстве обществ  такими ячейками были семьи.Но были общества, где наряду с семьями продолжали существовать и даже играть ведущую роль родьи. В этих обществах существовала возможность возникновения домохозяйств не на базе семьи, а на базе родьи. И в ряде их такая возможность превратилась в действительность.

      Возникновения на основе иждивенческой  ячейки частнособственнической  ячейки требовало и предполагало, во-первых, исчезновение границ собственности  между людьми, их составлявшими,  во-вторых, разрыв связей совместной  собственности, а также иждивенческих  отношений между людьми, их составлявшими,  с одной стороны, и всеми  остальными, с другой. Этот двуединый  процесс происходил по разному в зависимости от того, какая именно из иждивенческих ячеек - семья или родья была исходным пунктом.

      В случае с родьей необходимым был разрыв экономических связей между мужеи и женой, между мужем и детьми жены и соответственно полное исчезновение семьи как иждивенческой ячейки и вообще особого социального образования. На этнографическом материала можно проследить все стадии этого процесса. Самая ранняя представлена ирокезами того времени, когда они только вступили в контакт с европейцами, следующая - микронезийцами о-вов Трук. Еще дальше в этом отношении продвинулись яо Центральной Африки, ашанти Западной Африки, минангкабау Суматры, наси Южного Китая и часть кхаси Ассама. Примером общества, в котором этот процесс полностью завершился, могут послужить наяры Малабарского берега (Индостан).

      Общество наяров было уже классовым. Хозяйственной ячейкой был у них таравад - группа, состоявшая из братьев, сестер, детей сестер и детей дочерей сестер. Жили все члены таравада в одном общем доме. Женщины в общей кухне совместно готовили пищу. Взрослые члены наярской родьи совместно владели всем имуществом. Каждая взрослая женщин имела нескольких мужей, которые всегда принадлежали к иному материнскому роду и тараваду. Каждый взрослый мужчина имел несколько жен из числа членов других родов и таравадов. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены.Он приходил поздно вечером и покидал жилище жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты,что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Мужчина не нес никаких обязанностей по отношению к детям жены и не имел ни на них никаких прав.

      Он не жил с ними, не кормил  их, не передавал и не имел  права передавать им никакого  имущества. Весь свой труд он  полностью отдавал родье. Кормил он и воспитывал только детей сестер и детей дочерей сестер. Таким образом, у наяров совсем не существовало семьи. Такие порядки были зафиксированы у них еще в ХУIII и первой половине ХIХ вв.

      Но по рассмотренному выше  пути пошло развитие сравнительно [небольшое количество обществ]. У большинства ячейка частной  собственности возникла на базе  семьи. В принципе элементарная  семья, т.е. состоящая мужа, жены  и детей, вполне могла стать  отдельным домохозяйством. И в  поздних докапиталистических классовых  обществах такая односемейная  хозяйственная ячейка была часто  встречающейся, если не преобладающей  формой. Однако в условиях перехода  от первобытного общества к  классовому хозяйственная ячейка, состоящая из членов одной элементарной семьи, не могла быть достаточно устойчивой. Отсюда тенденция к образованию многосемейных домохозяйств. Такого рода домохозяйства существовали не только в предклассовом, но и в докапиталистических классовых обществах. Один из наиболее распространенных путей, которые вели к образованию многосемейных домохозяйств, состоял в том, что взрослые сыновья после вступления в брак не отделялись, а продолжали вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. Такого рода объединение обычно называют большой, неразделенной, а также патриархальной семьей.

      В одних случаях такое многосемейное  домохозяйство после смерти его  главы - отца - распадалось на односемейные  хозяйственные ячейки, каждая из  которых в дальнейшем превращалось  в многосемейное домохозяйство,  а потом подвергалось той же  самой участи. В других случаях  после смерти отца многосемейное  хозяйство сохранялось, но претерпевало  определеннее изменения. Главой его становился один из сыновей умершего, обычно старший из братьев. Такого рода объединение тоже обычно называют большой семьей. Другие названия - братская семья и семейная община. Особым случаем было домохозяйство, состоящее из мужчины, нескольких его жен с детьми.Были и другие виды хозяйственных ячеек.

      Все домохозяйства независимо  от типа являлись ячейками  частной собственности. Именно  отношения данного вида собственности  связывали воедино членов каждого  из данных образований. Эту  собственность в литературе обычно  называют семейной и нередко  понимают как собственность всех  членов семьи вместе взятых. Однако  в действительности она таковой  не была.

      Особенно наглядно это можно  видеть на примере многосемейного  хозяйства. Брак был патрилокальным. Когда женщина вступала в него, она входила в состав задолго  до этого существовавшей совершенно  чужой для нее ячейки собственности.  И как она не имел никаких  прав на имущество этой ячейки  до брака, так она не приобретала  их и в результате брака.  Не менял положения женщины  и распад многосемейного хозяйства  на односемейные. Единственным собственником семейного имущества становился в таком случае муж.

      Однако элементарная семья и  сразу могла возникнуть как  вполне самостоятельная хозяйственная  ячейка. Основная часть имущества,  которым располагала новая семья,  поступала, как правило, из  той ячейки частной собственности,  к которой до вступления в  брак принадлежал муж. Определенную  часть имущества могла принести  в семью жена. Но все оно,  исключая лишь некоторых предметов  личного пользования, переходило  либо в собственность, либо  в единоличное распоряжение мужа.

      Войдя в состав домохозяйства,  жена принимала участие в труде.  Она не только вела домашнее  хозяйство, но и, как правило,  участвовала в создании общественного  продукта. В условиях, когда существовало  распределение по труду, это несомненно дало бы ей бесспорное право на часть созданного продукта. Однако становление ячеек частной собственности означало коренное изменения принципа распределения.

      На смену как коммунистическому,  так и трудовому принципам  распределения пришел новый - принцип распределения по собственности.

      Сущность его заключалась в  том,что собственником созданного продукта становился собственник использованных при его создании средств производства.

      Частная собственность - это прежде  всего собственность на средства  производства, причем такая , которая делает их владельца собственником созданного продукта. С появлением частной собственности труд сам по себе взятый перестал давать право на созданный продукт. И так как в односемейной домохозяйстве собственником средств производства был муж, то продукт, созданный трудом жены, всецело становился собственностью первого.

      Семья, основанная на частной  собственности, была типична для  всех докапиталистических классовых  обществ. Все ее черты особенно  наглядно проявлялись, когда она  была совершенно самостоятельной  хозяйственной ячейкой.

      Экономически самостоятельную элементарную  семью чаще всего именуют малой  семьей. Чем дальше шло развитие  докапиталистического классового  общества, то тем в большей  степени именно малая семья,  основанная на частной собственности,  становилась господствующей, преобладающей  формой. Именно поэтому, говоря  о семье в докапиталистическом  классовом обществе, мы будем  иметь ввиду прежде всего данную форму семьи.

      Эта семья, как и ранее протоэгалитарная, была иждивенческой ячейкой. С переходом к классовому обществу необходимость в иждивенческих ячейках не только не исчезла,но, наоборот, стала абсолютно настоятельной. Только таким образом можно было обеспечить содержание детей, а тем самым и воспроизводство населения общества.

      Но с переходом к классовому  обществу иждивенческие отношения  существенно изменились. Прежде  всего обязанность содержать детей теперь целиком легла не семью. Это, во-первых. Во-вторых, во всех классовых докапиталистических обществах в роли иждивителей выступали только мужчины. Это связано с тем, что лишь они были собственниками средств производства. Только мужчины в этих обществах были непосредственно включены в систему социально-экономических отношений: отношений собственности на средства производства и отношений распределения продукта в масштабах общества. Только они получали долю общественного продукта непосредственно от общества.

      Женщины в докапиталистических классовых общества в отличие от первобытного непосредственно в систему социально-экономических отношений не входили. Они не являлись собственниками средств производства и поэтому не имели прав на созданный в какой-либо из хозяйственных ячеек продукт. Они не могли получит долю общественного продукта непосредственно от общества. Поэтому они не только не могли выступать в роли кормильцев, но, наоборот, сами должны были иметь кормильцев. Свою долю общественного продукта они могли получить только из доли мужчин: до замужества - отца, после вступления в брак - мужа. Выступая в роли единственного иждивителя, мужчина тем самым неизбежно выступал в качестве кормильца не только детей, но и жены. Иждивенческие отношения в докапиталистическом классовом обществе не только были замкнуты в рамках семьи, но и существовали как отношения мужа и отца ко всем ее членам.

      Таким образом в докапиталистических классовых обществах женщины экономически зависели от мужчин. Мужчины, будучи собственниками средств производства господствовали и в семье и в обществе.Экономическое неравенство мужчины и женщины, как правило, находило свое закрепление в праве. Вплоть до самого последнего времени женщины в классовом обществе были не равны с мужчинами и перед законом. Они были лишены многих гражданских прав и отстранены от участия в политической жизни общества.

      Господство мужчины накладывало  отпечаток на все стороны брачной  и семейной жизни, определяло  характер брака и семьи в  целом. Иной характер приобрели  в классовом обществе отношения  мужчины к детям. Возникновение  частной собственности на средства  производства превратило его  в единственного их кормильца.  Но как собственник средств производства он выступал перед ними не только косвенно, но и прямо. Воспроизводство частной собственности на средства производства немыслимо без воспроизводства частных собственников. И семья в классовом обществе представляет собой ячейку не просто по производству людей, но по воспроизводству частных собственников. Такое воспроизводство осуществляется через наследование, т.е. передачу собственности на средства производства от одного поколения к другому, от отца к сыновьям.

      Если по отношению ко всем  своим детям глава семьи выступал  в качестве иждивителя, то по отношению к сыновьям - и в качестве наследодателя. Это обеспечивало ему господства над последними и после того, как они становились взрослыми. Чтобы получить право на долю общественного продукта в классовом обществе совершенно недостаточно стать трудоспособным. Необходимо обладать средствами производства. А они находились в руках отца. И пока отец не передавал их сыновьям, все они независимо от возраста и степени участия в труде были в положении иждивенцев, находились в экономической зависимости от него. Это позволяло отцу распоряжаться их судьбой и, в частности, нередко решать вопрос об их вступлении в брак.

Информация о работе Брак и семья: возникновение и развитие