Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Беспризорность как социальная патологии...................................................4-6
Классификация категорий беспризорных детей............................................7-10
Социально-педагогическая работа с беспризорниками...............................11-13
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками14-17
Заключение.......................................................................................................18-19
Список использованной литературы...................................................................20

Работа содержит 1 файл

Беспризорность детей как социально.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую  и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.        Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:                           1)педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;

2)групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

3)коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

4)содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для  несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения  и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных  образовательных учреждениях, функционируют  специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как  правило, поступают дети из приёмников-распределителей  и больниц.Их значение в том, что они оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятной среды, готовят к проживанию в приёмной семье или интернатном учреждении . В этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).    Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для детей и подростков.В приёмном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарное медицинское учреждение.        Самое сложное направление деятельности центра - работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социального патронажа.          Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени социальной запущенности, отстают в психосоматическом развитии, имеют посттравматические синдромы, например: "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью; большинство уже приобщилось к

                                                                                                                                 15

курению, употребляют алкоголь; подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации; почти у всех имеются различные хронические заболевания; многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме; у многих детей отмечается задержка психического развития.      Диагностика начинается с установления личности ребёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика. Её задача - выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодоление последствий его психической депривации.           Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр их отношений с миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости.         Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения - детские дома и школы-интернаты.        Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.        Проблема беспризорности имеет не только социальный, но и педагогический аспект. Разрушена корневая система воспитания ребенка в семье и в школе. Одно образование делает человека финансистом, другое — военным, третье — математиком, и только воспитание делает человека человеком. Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданием воспитательной роли семьи и школы. Но родители

                                                                                     16

только тогда будут  заниматься воспитанием своих детей, когда будет решена    государственная проблема безработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности. Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство в сферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будет всегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители все больше погружаются в пучину своих бед и "пристрастий". А если говорить о потребности в средствах организаций образования, то она обеспечивается из бюджетных источников менее чем на четверть. Следствием этого стало снижение доступности образования для населения, особенно в системах дошкольного воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования.Обострение проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.       Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамках педагогического подхода является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает подвиг духа. Помочь ему в этом - главная задача педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        17

Заключение

Беспризорность в последнее  десятилетия стали заметными  явлениями.Всех беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. Начальную фазу беспризорности составляет безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения. Причин беспризорности много, к ним относятся миграция, насилие родителей, опекунов, социальные беды, социальной сиротство и т.д. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб. Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мы все-таки полагаем, что магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел. Поэтому необходимо, на наш взгляд:

1) разработать и принять  закон об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

2) осуществлять финансирование  профилактической работы по предупреждению  детской беспризорности не по  остаточному принципу;

3) вывести практику деятельности  по предупреждению беспризорности  из исключительного ведения органов  внутренних дел;

4) создать специальные  органы (например, социальную инспекцию  по борьбе с детской беспризорностью), способные действовать квалифицированно  при обнаружении ребенка с  последующим восстановлением его  личности;

 

        18

5) усилить работу школы  с неблагополучными семьями;

6) создать в каждом  регионе инфраструктуру, обеспечивающую  полноценную социализацию всех  категорий детей, попавших в  трудную жизненную ситуацию;

7) ввести общегосударственную  систему учета (банк данных) беспризорных  и безнадзорных детей, в том  числе — не работающих и  не учащихся детей, а также  банк данных пропавших детей,  которых разыскивают родители, опекуны,  интернатные учреждения;

8) обеспечить учет реальных  расходов семей на содержание  и воспитание детей в государственной  политике в области оплаты  труда, налоговой политике, а также  при реформировании образования,  здравоохранения, культуры, физической  культуры и спорта, жилищно-коммунального  хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        19

Список использованной литературы

 

Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – 368с.

Дармодехин С.В. Беспризорность детей// Педагогика, 2001. №5,с.3

Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. М., 2000.

Иващенко Г.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении М.:Социум, 1996.

Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М. , 1959.

А.И. Войтенко. М., 1999.

Мельникова Э.Б. Профилактика беспризорности детей и подростков// Правозащитник, 1999, №2, с.21

Нуркенов К. Беспризорность как проблема воспитания// Голос Экибастуза, №17, от 26.04.2002

Орехова Г.А. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми и социальными  сиротами// Коррекционная педагогика, №3 (5), 2004

Прихожан А. М., Толстых  Н. Н. Дети без семьи. М., 1993.

Психология и педагогика детства. Тезисы докладов и сообщений III международной конференции "Ребенок  в современном мире". СПб., 1996. С. 28.

Рябинина Н. В. Детская  беспризорность и преступность в 1920-годы. Ярославль, 1999. – 124 с.

 

 

 

 

 

 

       20


Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема