Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Беспризорность как социальная патологии...................................................4-6
Классификация категорий беспризорных детей............................................7-10
Социально-педагогическая работа с беспризорниками...............................11-13
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками14-17
Заключение.......................................................................................................18-19
Список использованной литературы...................................................................20

Работа содержит 1 файл

Беспризорность детей как социально.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

беспризорников.Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект.   Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.           Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.          Наиболее простая схема — делить причины ухода детей из дома на две категории: "побег от" и "побег к". Такое деление показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, какие — из-за притеснений. Причины побегов разнообразны. Всех подростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:          1) нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;                                                                                                 2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей, неустроенностью при лишении родительских прав;                                                                                              3) "трудные подростки", для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою жизнь по-новому.                                                                                                                        4) дети и подростки с отклонениями от нормы в психическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь       Достаточно большое число подростков убегает от родителей алкоголиков. Причем эта причина никогда в нашем обследовании не отмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями ребенка с родителями, учителями.     Следует отметить и такую причину бездомности, как жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь несовершенством законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем                                             9

себя и своих детей, ведя при этом асоциальный образ  жизни. Таким образом, дети лишаются жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них.   Большинство бездомных детей — жители городов .Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.    По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

-беспризорники по образу  жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство  и являются предметом, чьей  — то заботы, однако в силу  психического заболевания, привыкания  к психоактивным веществам, а  реже - в силу необузданной страсти  к необузданной свободе, любым  путем хотят уйти от посторонней  опеки;

-беспризорники по неволе, которые действительно убежали  от насилия, голода, притеснений  и прочих социальных бед, перед  которыми ребенок оказывается  беззащитным; такие дети готовы  принять помочь нашу помощь  и ищут возможности устроить  свою жизнь;

-беспризорники, оказавшиеся  на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу  жизни и не представляющие, что  каким-то образом можно жить  иначе;

-беспризорники, которые  преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой  тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам (кстати  в лучшие времена подобное  расстройство поведения в детстве  оборачивалось в зрелом возрасте  попаданием в историю в качестве  крупнейших путешественников и  географов).

 

 

 

 

 

10

 

Социально-педагогическая работа с беспризорниками

Предметом особой заботы любого цивилизованного общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего  поколения, борьба с такими негативными  социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В систему  профилактики правонарушений, беспризорность среди несовершеннолетних входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.

В борьбе с беспризорностью предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена инспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность.Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по

                                                  

        11

вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди  несовершеннолетних.

Но, в настоящее время  в органах внутренних дел, которые  организуют и проводят систематическую  и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.        Так, в настоящее время органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются с объемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.            Работу с детьми-беспризорниками ведут практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с детской беспризорностью. При этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств.        Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.

Профилактика и предупреждение детской беспризорности - это система  правовых, педагогических, медицинских  и иных мер, направленных на предупреждение беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение.      В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера.                                                                                                                                                                                      12                    Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).         Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.     Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        13

Формы и методы социально-педагогической работы с  беспризорниками

Социальная помощь детям  в настоящее время – это  социальное обслуживание и поддержка  членов семьи, попавших в трудную  жизненную ситуацию, оказании им комплекса  социальных услуг и осуществление  их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания детей  – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих  проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.       Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов ребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.  Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим детей на воспитание.      Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.         Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.В приёмные семьи детей передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.                                   14

Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема