Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.).

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Беспризорность как социальная патологии...................................................4-6
Классификация категорий беспризорных детей............................................7-10
Социально-педагогическая работа с беспризорниками...............................11-13
Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками14-17
Заключение.......................................................................................................18-19
Список использованной литературы...................................................................20

Работа содержит 1 файл

Беспризорность детей как социально.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное бюджетное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

"Стерлитамакский филиал  Башкирского государственного университета "

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: "Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнила :студентка  2 курса гр.БХ-21,ЕНФ

                                                      Губайдуллина Л.С

                                                      Проверил: Ишмухаметов И.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2012

Содержание

 

Введение.................................................................................................................3

Беспризорность как социальная патологии...................................................4-6

Классификация категорий  беспризорных детей............................................7-10

Социально-педагогическая работа с беспризорниками...............................11-13

Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками14-17

Заключение.......................................................................................................18-19

Список использованной литературы...................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

 

                                                                                     2 

Введение

Детская беспризорность –  это полный отрыв несовершеннолетнего  от семьи, сопряжённый с утратой  постоянного места жительства и  занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения  о несовершеннолетних со стороны  родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и  безнадзорность создают угрозу правильному  формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.                                    Основной причиной возникновения и роста беспризорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Среди беспризорников распространены различные формы девиантного , правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации . К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.     Беспризорные дети и подростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

                                              3

                 Беспризорность как социальная  патология.     Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности .                                                       

Под беспризорными детьми понимается более широкий круг детей - таких детей, у которых связь  с семьей или детским учреждением, в котором они воспитывались  или числятся, оказалась полностью  либо большей части утраченной в  связи с уличным образом жизни; либо которые вместе с бездомными родителями проживают на улице, вокзале  или иных неприспособленных для  проживания местах.       Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения педагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком. Такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников.         Беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного  места жительства, жилья для проживания (бездомностью);

б) разрывом отношений с  родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно  полезным трудом (учебой, работой).

Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств  к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко  вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными  явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К  таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды  широкомасштабных социальных реформ и  т.п.

                                                                                                                                   4

Беспризорники, дети улиц, уличные  дети - это синонимы названия одной  и той же категории детей, для  которых улица стала домом  в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.  Существует также следующее определение уличных детей: Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.                          К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:

-полное прекращение всякой- связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого  жилья;

-добывание средств к  жизни способами, не признаваемыми  в обществе (попрошайничество, воровство  и пр.);

- подчинение неписаным  законам, продиктованным признаваемым  среди беспризорников авторитетом.

В конечном счете, беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения, почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные  для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают  принятые в них нормы .        Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.     На протяжении последнего десятилетия беспризорность стала заметными явлением . Попрошайничество, нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе. Основной причиной возникновения и роста беспризорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов                                 5

детского творчества, детских  санаториев, домов культуры, спортивных                   учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.    Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав. Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.  Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

                                                                                                                                

Классификация категорий  беспризорных детей

 По данным социологических  исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных  детей — мигранты и беженцы  из соседних стран.Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе беспризорных оказываются  также подростки, потерявшие семью  и родителей из-за их смерти, лишения  родительских прав.     Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. Большинство сирот — это дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс.                             7

 

Воспитание в государственном  учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Дети-сироты не имеют возможности получить высшее образование, потому, что основная часть детских домов и интернатов рассчитана на 8-9-летнее образование. По некоторым подсчетам выпускников детских домов в первый же год совершают противоправные действия (в основном, кражи), бродяжничают, спиваются, употребляют наркотики, погибают от болезней, суицида, и только не многие детдомовцев становятся нормальными членами общества.  Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.   Ряды беспризорников пополняют также подростки, сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из не благополучных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей.    К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди                                         8

Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема