Авторский интегрированный курс «Стиль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является написание курса интегрированного обучения, направленного на художественно-эстетическое воспитание девочек подростков и раскрытие их индивидуальности.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1.Изучить подростковый возраст, чтобы определится с направлением курса. Тематика должна учитывать возрастные особенности интересы и предпочтения учениц;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Теоретические обоснования предлагаемого курса………………………....4
I.1.Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в педагогике искусства…………………………………………………………......4
I.2. Пример структуры и технологии интегрированного занятия ……………9
I.3. Возрастные и психологические особенности учащихся, на которых рассчитан данный курс……………………………………………………….…11
I.4.Психологические условия становления и развития личности растущего человека……………………………………………………………………….…14
II. Содержание предлагаемого курса………………………………………….16
II.1.Тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания……………………………………………..16
II.2. Содержание курса, цели и задачи……………………………………….18
II.3. Творческая самостоятельная практическая деятельность учащихся 22
Заключение………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………25
Приложение. Список литературы в помощь ученикам

Работа содержит 1 файл

Курсовая Авторский курс Microsoft Office Word.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

II.           СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

 

II.1. Тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания

Для реализации идеи создать авторский курс интегрированного обучения, я ориентировалась на свой опыт владения различными ремеслами и на опыт педагогов в сфере дополнительного образования, специализирующихся на чем-то одном. В основе любого творчества лежат знания композиции, гармоничной упорядоченности деталей по отношению к целому. Очень хотелось преподнести основы композиции так, чтобы учащиеся впитали, как губка воду, данный материал и легко применяли в своем творчестве. Очень грамотно и интересно поставлены уроки стилизации у О.П. Супруновой, педагога художественного лицея№5, г. Железноводска. О своем педагогическом опыте она рассказывает в статье «Развитие творческого воображения учащихся на занятиях стилизацией»

Создание и воспитание творческой личности есть, прежде всего, создание нового, никогда ранее не бывшего, создание такой ценности, которая совершенно уникальна, поскольку человек, способный к творчеству, самобытен и неповторим и к тому же является первоосновой всех остальных ценностей. Творчество служит основанием развития, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность, как форму участия в нем человека. Таким образом, творческая деятельность является результатом и одновременно важным условием дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Личностный рост мы связываем с осознанием личностью своей индивидуальности. «Индивидуальность» - неповторимое своеобразие явления, отдельного существа, человека. Становление индивидуальности в процессе художественной деятельности может послужить ключевым моментом в формировании творческой личности.

Декоративное искусство рассматривается как область творчества, связанная с изготовлением утилитарных предметов из традиционных и нетрадиционных материалов, ручным ремеслом и выражением художественной концепции через материал, обладающая собственной спецификой отражения действительности в условных обобщенных образах.

В декоративном искусстве условность является основой образа. Это связанно с традициями народного искусства, художественными и физическими свойствами материала, технологическим процессом воспроизведения изображения, с необходимостью согласовывать узор с декорируемой поверхностью. Внешний вид декоративных изделий чаще всего уподобляется природным формам, что имеет глубокие корни в процессе образного освоения мира человечеством по законам этнических традиций (быта, ритуалов, обрядов и т. д.). Реальные растения и животные трансформируются, художественно обобщаются до технологически выполнимых мотивов, сохраняющих образные, конструктивные и цветовые особенности природных аналогов. В процессе формирования декоративного образа условной переработке подвергаются практически все характеристики объекта: форма, цвет, пропорции, масштаб, количественные и качественные показатели элементов, объемные отношения, максимально используются художественные и физические свойства материала. В результате условные формы в декоративном искусстве могут представать в виде символов, орнаментальных мотивов разной степени обобщенности. Именно наличие значительной условности определяет особенности решения художественных образов в декоративном искусстве. В целом декоративные мотивы ассоциируются с понятиями – обобщенность, лаконичность, плоскостность, знаковость, отражающими все характеристики изобразительного языка декоративно- прикладного искусства.

Декоративная трансформация является ведущим средством развития творческих способностей, формирования образного мышления, воображения и эстетической культуры. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы (стилизация) способствует:

- повышению мотивации к творческой деятельности;

- формированию у учащихся комплекса художественно-композиционных знаний, умений и навыков;

- умению творчески варьировать и импровизировать в рамках технологических возможностей материала;

- рост уровня художественно- графической подготовки;

- развитию индивидуальности; формированию творческой личности.

Система творческих заданий, базирующаяся на сформированных технологических знаниях, умениях и навыках художественной обработки материалов и включающая художественно- композиционную деятельность по декоративной трансформации реальной природной формы в технологически выполнимый орнамент с последующим выполнением в материале, несомненно способствует формированию творческих способностей и играет важную роль в развитии общеличностных качеств учащихся. Творчество в области прикладного искусства невозможно без знаний законов и правил композиции, составной частью которой является стилизация природных форм, переработка их в орнаментальные мотивы.

Стилизация – переработка природных форм с помощью определенных приемов. Можно упростить или усложнить форму, а также отказаться от передачи объема.

Усваивая первые сведения о стилизации, знакомясь с начальными принципами обобщения, учащиеся должны научится иными глазами смотреть на натуру. Необходимо развивать умение упрощать форму, выбрать наиболее характерное, отбрасывать случайное, иными словами, видеть боле цельно то, что они изображают. В процессе работы развивается умение более остро ощущать характер предмета.

На первом этапе важно не пойти слепо по пути копирования натуры, что является основной ошибкой при выполнении заданий по стилизации природных форм. В начале изучения этого раздела композиции учащимся предлагается выполнить стилизацию какого-либо определенного растения (чаще всего с натуры). Как правило, учащиеся, идут по пути упрощения формы при выполнении этого задания.

В дальнейшем можно предложить учащимся усложнить форму, используя элементы декоративного рисования (обратить внимание на какие-то характерные особенности формы, интересную фактуру растения или предмета и предложить перенести акцент на них при выполнении стилизации). В качестве одного из заданий предлагается выполнить силуэтные изображения растений, которые так же могут быть как приближены к натуре, так и выполнены очень условно, лаконично, почти знаково.

В качестве одного из заданий предлагается выполнить силуэтные изображения растений, которые так же могут быть как приближены к натуре, так и выполнены очень условно, лаконично, почти знаково.

На более сложном этапе, когда учащиеся начнут хорошо различать натурную зарисовку, стилизацию, приближенную к реальности, и стилизацию условную, знаковую, можно предложить учащимся следующее задание: выполнить поэтапную стилизацию от натурной зарисовки до знака-символа. При выполнении этого задания, на одном листе нужно показать процесс трансформации природной формы от реалистичного изображение через стилизацию к знаку- символу. На следующем этапе учащиеся выполняют орнаментальные композиции (орнамент в полосе, в круге, в сетке), далее монокомпозицию в заданном формате, декоративный стилизованный натюрморт и пейзаж.

Главное при работе над любой композицией – сохранить впечатление, передать силу и цельность замысла. По этой причине сначала в процессе декоративно-композиционной деятельности упор делается на овладение языком декоративного искусства с той целью, чтобы далее учащиеся умели пользоваться этим языком, творчески самовыражаться. Включение этого раздела в рабочие программы способствует не только развитию специальных способностей, знаний умений и навыков, но является основой формирования творческой личности [7 – С.173-175].

Учитывая все рекомендации, данные О. П. Супруновой, мною был включен данный раздел в программу.  Важно, чтобы дети смогли использовать данные знания в жизни, в своем творчестве. Поэтому, как пример применения данных знаний, стилизованный растительный орнамент, силуэт или образ, ученицы будут переносить на одежду акриловыми красками по ткани.

II.2. Содержание курса, цели и задачи

Приобщение учащихся к возможно большему количеству искусств только обогатит их душу и наполнит ее положительными эмоциями. Так как только с помощью искусства эмоционально-чувственная сфера человека растущего развивается полноценно. Разве можно, например, предложить что-то лучшее, чем музыка для развития слуха. А для развития зрения, цветоразличение незаменимо изобразительное искусство. Искусство театра научает общаться друг с другом и с взрослыми, дает возможность понять другого, выражая его мысли, действия, поступки героя, которого он играет на сцене. Танец развивает грацию, красивую фигуру. Проза и поэзия обогащают речь и развивают литературный язык. Поэтому если какое-то искусство в образовательном учреждении не представлено, значит учащиеся недополучают необходимого материала для формирования их эмоционально-чувственной сферы, которая является главной в развитии творческого воображения – стержневой основы любого творчества [9 – С. 49].

Разработанный мною курс интегрированного обучения для девочек подростков позволит компенсировать отсутствие уроков изобразительного искусства в старших классах.

Занятия планируется проводить в группе из 10-12 учениц, возраста 13-17 лет. Программа рассчитана на 5 месяцев, 40 занятий по 3 часа 2 раза в неделю.

Содержание курса

 

1.      ТЕМА «Мой индивидуальный стиль или Образ моей мечты» .

(1 занятие). Беседа «Детали решают все». Ученицы определяют для себя над чем они будут работать в течение всего курса, исходя из личных предпочтений, индивидуальной подготовки и возможностей. Изучаем учебные пособия по бисероплетению, вязанию, моделированию одежды, , моде, рисуем эскизы. Создаем коллаж с помощью различных материалов и инструментов: ножниц, клея, фантиков от конфет, бисера, глянцевых журналов , пряжи, ниток и др.

2.      ТЕМА «Законы и правила композиции» (1 занятие).

Урок-беседа «Типичные ошибки при создании индивидуального образа»

3.      ТЕМА «Стилизация растений» (3 занятия).

Создание декоративного образа. Формирование навыков и умений по декоративной трансформации реальной природной формы в технологически выполнимый орнамент с последующим выполнением в материале. На одном листе нужно показать процесс трансформации природной формы от реалистичного изображение через стилизацию к знаку- символу.

4.             ТЕМА «Роспись акриловыми красками по ткани» (1 занятие).

Переносим полученный декоративный образ на футболку.

5.             ТЕМА «Ожерелье для принцессы» (1 занятие).

Ученицы выбирают в предложенных учебных пособиях по бисероплетению праздничное парадное ожерелье или комплект, который хотели бы изготовить, вносят свои изменения, если требуется.  В сложных изделиях, как правило, используются несколько способов плетения, несколько технологий. Поэтому прежде чем приступать к изготовлению сложного изделия, девушки опробуют техники плетения, имеющиеся в их будущем изделии в форме фенечек. Здесь же они увидят особенности материала, узнают о гармонии родственных и контрастных цветов .

6.             ТЕМА «Фенечки для девочек». Беседа по цветоведению (4 занятия).

7.             ТЕМА «Создание праздничного украшения» (5 занятий).

8.             ТЕМА «Создаем изделие из полимерной глины». (2 занятия).

Беседа «Возникновение бисера, декора в жизни человека». Изучим приемы работы с полимерной глиной (пластикой), создадим бусины разной величины и разной формы. Изготовим бусы простой цепочкой, низанной в одну иглу. «Все гениальное - просто», важно, чтобы ученицы увидели, что менее трудоемкая работа может быть оригинальной и добавить изюминку к простым повседневным вещам.

9.             ТЕМА «Клатч – сумочка для модницы» (6 занятий).

Придумываем, моделируем и шьем сумочку. Определяем чем она будет декорирована, декорируем (вышивка бисером, крупные цветы и др.).

10.        ТЕМА «Учимся вязать» (10 занятий)..

Беседа «Виды, способы и особенности вязания». Изучаем журналы по вязанию, придумываем комплект зимний или осенний. Комплект может состоять из шапки, шарфа, платка, перчаток, варежек, гольф, на выбор 2-3 изделия.

11.        ТЕМА «Сумочка для сотового телефона» (2 занятия).

Беседа о возможных вариантах изготовления и использования различных материалов и инструментов. Ученицы сами придумывают, разрабатывают и воплощают в жизнь сумочку для сотового телефона.

12.        ТЕМА «Подведем итоги» (3 занятий).

Организация школьного мероприятия «Подиум».

Проводим занятия по актерскому и модельному мастерству.  С ученицами решаем, как будет проходить показ моды, готовимся и проводим его. Проведение выпускного вечера с чаепитием и вручением дипломов.

 

Целью курса является выражение индивидуальности каждой ученицы через сугубо личные  неповторимые созданные ими  вещи и украшения.

 

Задачи курса

1. Воспитание эстетического вкуса, формирование художественно-познавательных способностей, средствами изучения и овладения синтезом различных видов искусств;

2.  Развитие творческого мышления и фантазии, развитие образного мышления и творческой активности учащихся, развитие стремления к углублению знаний.

3.Обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимым для создания изделий и творческого самовыражения.

 

 

II.3. Творческая самостоятельная практическая деятельность учащихся и индивидуальный подход к учащимся

В рамках дидактической классификации методов по соотношению деятельности педагога и учащегося, методы освоения искусства различаются на: пассивные (когда дети получают готовые знания от педагога) и активные (в рамках которых воспитанник изучает какую-то проблему преимущественно самостоятельно). Самостоятельная деятельность является условием эффективности усвоения нового учебного материала, активизации и творческой интерпретации раннее полученного объема знаний, умений и навыков. (Смирнова Л. А. зам. директора по УВР МОУ ДОД ЦЭВД «Детская картинная галерея» г. Магнитогорск «Индивидуальная работа учителя с каждым учеником»).

Сфера дополнительного образования позволяет не только углубленно изучать те или иные виды искусства, но и изменить подход к обучению детей с группового на индивидуальный. Что активно практикуется в ЦЭВД ДКГ г. Магнитогорска . Благодаря этому, пишет Смирнова Л. А., мы помогаем юному таланту полностью раскрыться и проявить себя. Работы наших детей отображают их богатый внутренний мир интересов, творческую потребность рассказать о прекрасном, уровень владения выразительными средствами изобразительного, декоративно-прикладного искусств, дизайна.[7 – С. 50].

Информация о работе Авторский интегрированный курс «Стиль»