Авторский интегрированный курс «Стиль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является написание курса интегрированного обучения, направленного на художественно-эстетическое воспитание девочек подростков и раскрытие их индивидуальности.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1.Изучить подростковый возраст, чтобы определится с направлением курса. Тематика должна учитывать возрастные особенности интересы и предпочтения учениц;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I. Теоретические обоснования предлагаемого курса………………………....4
I.1.Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в педагогике искусства…………………………………………………………......4
I.2. Пример структуры и технологии интегрированного занятия ……………9
I.3. Возрастные и психологические особенности учащихся, на которых рассчитан данный курс……………………………………………………….…11
I.4.Психологические условия становления и развития личности растущего человека……………………………………………………………………….…14
II. Содержание предлагаемого курса………………………………………….16
II.1.Тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания……………………………………………..16
II.2. Содержание курса, цели и задачи……………………………………….18
II.3. Творческая самостоятельная практическая деятельность учащихся 22
Заключение………………………………………………………………………24
Библиографический список……………………………………………………25
Приложение. Список литературы в помощь ученикам

Работа содержит 1 файл

Курсовая Авторский курс Microsoft Office Word.doc

— 147.00 Кб (Скачать)


1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                          ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ             ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А. И. ГЕРЦЕНА»

 

 

 

 

 

                                          Курсовая работа

по дисциплинам профильной подготовки и методикам преподавания на тему:

                Авторский интегрированный курс «Стиль»              

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка 5 курса ОЗО

                                                                                         1 группы Гринкевич А.Р.

                                                                     Проверила: Козина Е. О.

 

 

 

 

                                             Санкт-Петербург

                                                      2011

 

                                                Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

I. Теоретические обоснования предлагаемого курса………………………....4

I.1.Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в педагогике искусства…………………………………………………………......4

I.2. Пример структуры и технологии интегрированного занятия ……………9

I.3. Возрастные и психологические особенности учащихся, на которых рассчитан данный курс……………………………………………………….…11

I.4.Психологические условия становления и развития личности растущего человека……………………………………………………………………….…14

II. Содержание предлагаемого курса………………………………………….16

II.1.Тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания……………………………………………..16

II.2. Содержание курса, цели и задачи……………………………………….18

II.3. Творческая самостоятельная практическая деятельность учащихся     22

Заключение………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………25

Приложение. Список литературы в помощь ученикам…………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 


                                 ВВЕДЕНИЕ

«Личность принципиально невозможно сформировать прагматическим, нехудожественным учебным предметом. Потому что физика, математика, география или экология строятся на знании, которое по своей природе узко специфично, и самое главное, знание совершенно безразлично к мировоззрению человека, к его чести и совести» (В. Г. Ражников).[9 – С. 49].

Целью данной курсовой является написание курса интегрированного обучения, направленного на художественно-эстетическое воспитание девочек подростков и раскрытие их индивидуальности.

Для ее достижения поставлены следующие задачи:

1.Изучить подростковый возраст, чтобы определится с направлением курса. Тематика должна учитывать возрастные особенности интересы и предпочтения учениц;

2. Проанализировать преимущества интегрированного обучения;

3. Сформировать комплекс знаний, умений и навыков по направлению курса;

Также в задачи исследования входит применение проблемного обучения, ориентированного на развитие учеников, а не только на овладение определенными навыками и умениями.

Ожидаемый результат.

Пройденный курс даст возможность старшеклассницам пробовать полученные знания и проявить себя в разных сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

I.              ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА.

 

I.1. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание в педагогике искусства

Интегрированное обучение – это комплексный подход к преподаванию предметов искусства в школе – не столько обучающий, сколько развивающий детей. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду – природную, предметно-пространственную, художественную и охватывает три направления: экологическое, региональное и полихудожественное.

Экологическое.

В основе экологического направления лежит не изучаемый предмет, а ученик, индивидуальность которого формируется в процессе обучения и воспитания. Отсюда осваиваемый предмет – средство с помощью которого мы его формируем. Опираясь на возрастные интересы и предпочтение ученика, выстраивается структура занятия и его содержание. Экологический подход, это, прежде всего, развитие человека в соответствии с его возрастными особенностями, его интересами и потребностями. Во-вторых, экологическое, значит обучение в соответствии с окружающим миром природы, предметно- пространственной средой и культурно- художественным окружением. Экологическая концепция общего воспитания дает возможность решать вопросы художественного развития ученика на совершенно ином уровне, так как опирается на его художественные представления.

Региональное.

Воспитание молодежи нельзя считать полноценным, если оно не связанно с развитием представлений об особенностях региональной и художественной культуры того народа, среди которого воспитывается и живет ученик, о традициях национальной культуры ее роли и значения в общечеловеческих ценностях. Формирование знаний о связи искусства с природным и историко-культурным окружением вполне естественно, так как любое искусство, всегда опиралось на народное творчество, окружающую природу, особенности освоения народом природного ландшафта, традиционные формы ведения хозяйства и основные виды трудовой деятельности населения, проживающего в этом регионе. Только изучив природу и поняв ее ценность, взаимозависимость объектов природы друг от друга, можно понять искусство. Корни народного искусства напрямую связаны с тем ближайшим природным окружением. Все узоры, завитки подсмотрены мастером из того реального природного окружения, в котором он живет. Важность этого направления связана с художественными предпочтениями обучения.

Полихудожественные.

В основе полихудожественного направления лежит положение о том, что каждый человек воспринимает мир в художественных образах, он «изначально полихудожественнен, полимодален»- он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно, то есть он расположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства. Главная задача педагога искусства максимально развивать у обучающихся данные им природой способности равноценно.

Поли, означает много, а понятие полихудожественности связано с разными видами художественной деятельности. Это понятие вошло в педагогику искусства в середине 80-х годов ХХ века, его автор Б. П. Юсов. Термин «ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ» возникло по аналогии с политехническим образованием. Другими словами полихудожественное образование это комплексное взаимодействие искусств в процессе общего образования и воспитание детей и молодежи, которое возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов гуманитарно-художественного цикла в образовательном учреждении. Это не замена традиционных занятий искусством, а создание новых условий их организации. Задача полихудожественного обучения – развитие эмоционально-чувствительной сферы и совершенствование в комплексе природных задатков: слышать, видеть, чувствовать, двигаться, общаться др. Главным в таком обучении является развитие воображения и фантазии во всем многообразии видов художественной деятельности.

Выделенные позиции оказывают существенное влияние и на развитие «пространства воображения» обучаемого, объем воображаемых действий, образов. Это развивает способность человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к любой ситуации, находить нестандартные творческие решения проблемы в разных областях деятельности.

Осуществлять такое обучение педагогу в одиночку достаточно сложно, поэтому важное значение в этом играет среда общения с единомышленниками внутри педагогического коллектива и между учащимися и педагогами на уровне сотворчества через искусство и на языке искусства. При таком обучении обучающийся (школьник, студент) всегда находится в центре внимания. Исходя из его интересов и специфике возраста, вычленяются единые развивающие задачи, которые решаются разными педагогами на своих занятиях. При необходимости усилия педагогов объединяются, организуются и проводятся совместные мероприятия «художественные события», которые проводятся по важным на данный момент проблемам.

Искусство рассматривается как окно в мир познания и сотворение мира, как условие и возможность ПРО-СТРАН-СТВОВАТЬ по миру, по искусству, в том числе традиционному разных стран и народов. Только в этом случае в жизни молодого человека искусство приобретает особый смысл, становится активным средством познания окружающего мира.

Интегрированное освоение искусства главной своей целью ставит развитие разнообразных творческих возможностей обучаемого, формирование умения находить общее, научить обобщать, сопоставлять, осмысливать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы, предметного окружения, науки, культуры разных народов, с позиций истории и традиций.

Педагогическими условиями интегрированного обучения являются:

- выход за рамки одного искусства;

- перенос акцента с восприятия на творческое проявление обучаемого;

- связь занятий с ближайшим окружением, искусством и традициями того региона, где находится образовательное учреждение;

- опора на возрастные особенности обучаемых: их представления, предпочтения;

- предметно-пространственное освоение искусства;

- взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагогов;

- системная работа в этом направлении.

Практика показывает, что только системное внедрение интегрированного обучения позволяет изучение любого предмета превратить в развивающее обучение. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на занятии, как для ученика, так и для педагога.

Интеграция в области художественного образования связана с формированием представлений об искусстве через проекцию «Национальных образов мира» (Г. Д. Гачев) в творчестве художников, писателей, поэтов, композиторов через «художественно организованную действительность» (А.В. Бакушинский), философское осмысление жизни, создание авторской позиции собственных творческих исследовательских работах, способствующих дальнейшему самосовершенствованию.

Внедрение в практику работы образовательного учреждение интегрированного обучения связано, в первую очередь, с желанием педагогов изменить свое отношение к организации учебного процесса (урока, занятия). Во-вторых это требует нестандартных решений расписания обязательных и дополнительных занятий в течении дня таким образом, чтобы педагоги могли проводить совместные занятия и мероприятия, могли посещать занятия друг друга и тем самым взаимообучаться. В-третьих, это рассматривается дополнительным стимулом для разработки педагогами своих методов и приемов работы, авторских программ и педагогических технологий. То есть, интегрированное обучение является фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.

Следует сказать еще и о том, что важно различать два понятия:

- интегрированное обучение (о котором шла речь выше) и

- интегрированный курс.

Интегрированный курс предполагает соединение в один предмет два или три учебных предмета, взаимодополняющих друг друга. Вполне естественно, что интегрированные курсы в первую очередь направлены на интегрированное обучение со всеми вытекающими педагогическими условиями, перечисленными выше. Интегрированные курсы разрабатываются педагогами, которые являются специалистами в какой-то одной области (например, ведут музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру, литературу, историю и др.).

Вполне естественно, что в основе интегрированного курса ведущим будет предмет, которым педагог владеет профессионально. Опираясь на «свой» предмет, выстраивается основная сюжетная линия. И это правильно, так как все искусства объединяют единые категории, такие как: художественный образ, выразительность, художественная форма и др. Среди них можно вычленить три составляющие одинаково важные для любого искусства: ритм; мелодика (непрерывность линии, сюжета); структура (пространственная композиция, конструкция). Именно их освоение является главным в обучении на предмет искусства. В зависимости от возрастных особенностей обучаемых технология и методика их освоения имеет свои особенности. [9 – С. 44 - 47].

В основе интегрированного курса должны лежать не задачи формирования умений и навыков изучаемая тематика, а направления развития личности обучаемого, опираясь на которые выстраивается весь интегрированный курс. Задача педагогов, формирующих интегрированные блоки предметов – найти пути изменения (переработки) некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их в общий блок (или специальный курс). Это может быть связано, например, с процессом развития у детей исследовательских способностей, проектных форм деятельности, расширение круга познавательных интересов, обучение конкретным мыслительным операциям, приемам обобщения и анализа, развитием эмоционально-чувственной сферы. Вполне естественно, что все это требует и знания педагогами (хотя бы в общих чертах) изучаемого учебного материала на других школьных предметах, осваиваемых параллельно, и необходимости использовать эти знания на своих уроках, находить общие точки соприкосновения. Это научает школьников делать переносы знаний с одной области на другую, развивает их способности к анализу и обобщению информации. Отсюда вытекает задача интегрированного обучения – научить детей рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях, системах и направлениях, опираться на динамику и логику рассуждений. Наиболее полно интеграция предметов проявляется в том случае, когда между программами установлено смысловое соответствие, когда существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем, рассматриваемых в рамках разных предметов.

Информация о работе Авторский интегрированный курс «Стиль»