Авторские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, доклад

Описание работы

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.

Содержание

Введение
1. Особенности авторской школы
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
4. Школа диалога культур
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

авторские школы.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

- формулирование определений  по установленному образцу, применение  алгоритмов;

- взаимообучение, диалогические  методики;

- комментированные  упражнения (по Лысенковой);

- оптимальность темпа  с позиции полного усвоения.

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

- опоры различного  типа (от плаката-примера на конкретное  правило до опорного конспекта  и обобщающей таблицы);

- алгоритмы решения  задачи или выполнения задания  (от аналогичного примера до  логической схемы);

- указание типа  задачи, закона, правила;

- подсказка (намек,  ассоциация) идеи, направления мысли;

- предупреждение о  возможных ошибках;

- разделение сложного  задания на составляющие.

3. Школа-парк (М.А. Балабан)

Балабан Милослав Александрович - доцент МГУ, пропагандист и координатор  международной программы EPOS.

Прообразом организации  процесса в Школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие  беседы-диалоги со студентами, которых  интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества  в продуктивное среде (семье, мастерской, ферме). Сегодняшние частные прототипы - парк-школы Саммерхилл в Англии и Садбери Вэлли в США.

Эта технология интегрирует  идеи и принципы ряда образовательных  технологий, среди которых в первую очередь следует назвать Белл-ланкасторскую  систему, систему С. Френе, Йена-план, коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), воспитательную методику И.П. Иванова.

В 95-й школе Екатеринбурга (типичная массовая школа на окраине  города, 1200 учащихся, двухсменный режим  работы) парковую технологию внедряют с 1993 года.

Целевые ориентации

Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу.

Концептуальные  положения

- Образование рассматривается  как органический процесс развития - полная реализация личных потенций  каждого индивида.

- Интеллектуальное  развитие происходит не как  усвоение чужого знания, а как  естественная модернизация своего  собственного опыта.

- Школьный класс  - замкнутая группа принудительного  членства становится открытой  студией свободного доступа.

- Учебники и программы  из казенных орудий внешней  сортировки учащихся по способностям  становятся полезными справочниками.

- Пересматривается  система учебных ценностей - многие  истины быстро становятся частными  мнениями.

- Отношения учителя  с учеником строятся в режиме  частного общения с избранным  тобой человеком.

Особенности содержания.

Каждая парк-студия предполагает ученикам возможности  умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельное организации  мира.

В парк-школе действует  открытый набор всяких других, менее  академических, но не менее актуальных для развития студий, для того чтобы  профессионально выполнять те образовательные  функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.

Особенности методик.

Школа-парк основана на разновозрастных объединениях детей - открытых студиях.

Открытая студия отличается от класса тем, что это не группа учеников, пришедших на урок, и это  не группа учеников, формально принадлежащих  к одному уровню подготовки. В отличие  от номинальной структуры класса, где иерархия способностей как бы несущественна для главного ритуала  урока и где каждый предстает  голым одиночкой перед учителем-драйвером, в открытой студии действует иерархичная  структура старших и младших  во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и  материальная структура, типичная для  мастерской, где каждый мастер и  подмастерье знает свое место.

По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока, где  учитель выполняет административную функцию драйвера-погонялы. В открытой студии-мастерской учитель - старший  мастер, здесь он действует как  лиедр-эксперт, к которому обращаются в случае надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает  негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов (кроме чисто физических, связанных  с техникой безопасности, младенческой и старческой немощью и т.п.) здесь  не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших  учеников (как рядовых мастеров в  своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют  функции подмастерьев, или тех  же младших - с постоянными клиентами  и посетителями, где они выполняют  функции старших - гидов типа чечероне.

Основной метод  обучения - диалог, речевое общение  партнеров.

Речевая практика допускает  любое число партнеров, каждая из которых делает свой ход (реплику, которая  может быть и вполне нулевой) по своим  личным, но динамично согласуемым  с партнером правилам. И когда  учителю удается вести урок в  таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос - объяснение - закрепление - опрос» учебного материала), ученик получает возможность  развивать свое, сугубо личное знание в объектной сфере данного  учебного предмета. Игры можно проводить  на материале практически любого учебника для школы и вуза без  слишком драматичного нарушения  норм классно-урочного ритуала.

Оценивание результатов. В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста  на самом действенном (в обучении) уровне - уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных  классах. Этого вполне достаточно, чтобы  выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.

4. Школа диалога  культур

Реализована в 106 школе  г. Красноярска на ряде других экспериментальных  площадок. В основу этой модели положены идеи философа М.М. Бахтина о «культуре  как диалоге», «внутренней речи»  Л.С. Выготоского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера, т.е. идеи о диалогичности любой культуры, о ее способности быть диалогичной  с самой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними.

Все культуры: античная, средневековая, нововременная, культура ХХ в., западная и восточная - выступают  как важные и значимые собеседники. Меняется идея образования: не «человек образованный», а «человек культурный». Он формируется в сопряжении и  диалоге разных культур, а в психологическом  смысле - на основе исходных вопросов, «удивлений» детского разума.

Логика школы - это  не «логика ответов», а логика вопросов к культуре. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении  к миру, на постоянной проблематизации  любых научных, нравственных, житейских  ситуаций.

Уже в 1-2 классах завязываются «узелки понимания» и своего рода «точки непонимания», чтобы сформировать «точки удивления», увидеть мир не как нечто понятное, известное, а  как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, Я-сознания). В точках удивления завязываются вопросы и проблемы, развивается  установка «маленького почемучки».

3-4 классы посвящены  истории антично культуры в  постоянном диалоге с культурой  Средневековья и Нового времени.  В 5-6 классах основой диалога  становится культура Средневековья,  а в 7-8 классах - культура Нового  времени, начиная с культуры  Возрождения. Культура современности  в центе внимания старшеклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как  инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более  эффективными, использование новых  идей и технологий.

В российском образовании  сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений  выбирать и конструировать педагогических процесс по любой модели, включая  авторский. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной  дидактики в повышении эффективности  образовательных структур; научная  разработка и практическое обоснование  новых идей и технологий.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком  спектре современных инновационных  технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже  известного.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусарова Е.Н.  Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 176 с.

2. Загвязинский В.И.  Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

3. Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии : учебное  пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 

4. Сластенин В.А., Исаев  И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика : учеб пособие / Под ред. В.А.  Сластенина : В 2 ч. - М. : Гуманит. Изд.  Центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2. - 256 с. 

Информация о работе Авторские школы