Авторские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, доклад

Описание работы

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.
Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется некоторыми обстоятельствами.

Содержание

Введение
1. Особенности авторской школы
2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)
3. Школа-парк (М.А. Балабан)
4. Школа диалога культур
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

авторские школы.docx

— 25.34 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

1. Особенности авторской  школы

2. Школа адаптирующей  педагогики (Е.А. Ямбург, Е.А. Бройде)

3. Школа-парк (М.А. Балабан)

4. Школа диалога  культур

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Нововведения, или  инновации, характерны для любой  профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации  не возникают сами по себе. Он являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педагогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

Инновационная деятельность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс  создания, освоения и использования  педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в  школе определенной инновационной  среды. Необходимость в инновационной  направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования  определяется некоторыми обстоятельствами.

Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и  применении, отсутствуют навыки и  умения в его отборе и анализе. Учителя часто не задумываются о  необходимости и целесообразности собственного педагогического опыта  и опыта своих коллег.

Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский  педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического  к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического  опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волков. Т.И. Гончарова. И.Т. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Хазанкин, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и др., стали  достоянием всех учителей страны.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую - внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов  психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными школьным работникам из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В. Е. Гурмана, В. В. Краевского, П. И. Карташова, М. Н. Скаткина и др. показано, что внедрение  результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными  данными, обоснованием целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных  результатов в своей практике.

Цель данной работы - дать характеристику нескольким авторским  школам как результат инновационной  деятельности.

1. Особенности авторской  школы

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена  на оригинальных (авторских) идеях и  технологиях и представляет собой  новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).

Авторские школы представляют собой новую образовательную  систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную  практику. Созидателем, автором-организатором  такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший  оригинальные философские и педагогические идеи и ведущий вместе с коллективом  поиски путей их воплощения. В отдельных  случаях авторство может принадлежать и груме лиц. Для авторских  школ характерно создание собственных  концепций развития, в основу которых  положены идеи и замыслы автора. Идея в педагогике, да и в социальном развитии вообще понимается как мысль  о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего  состояния в необходимое, желаемое (потребное будущее), а замысел  трактуется как мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств. (2; 15).

Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной  деятельности, включающей различные  формы коммуникации и общения  детей и взрослых. Современные  авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных  массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической  основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие  отличительные качества (критерии) авторских школ.

- Инновационность:  наличие оригинальных авторских  идей и гипотез относительно  перестройки педагогического процесса.

- Альтернативность: отличие  каких-либо из основных компонентов  учебно-воспитательного процесса  целей, содержания, методов, средств  и др.) от традиционных, принятых  в массовой школе.

- Концептуальность  учебно-воспитательного процесса: сознание  и использование в авторской  модели философских, психологических,  социально-педагогических или других  научных оснований.

- Системность и  комплексность учебно-воспитательного  процесса.

- Социально педагогическая  целесообразность: соответствие целей  школы социальному заказу.

- Наличие признаков  или результатов, определяющих  реальность и эффективность авторской  школы.

2. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)

Адаптивная школа (школа адаптирующей педагогики) - это  школа, где должно быть место каждому  ребенку вне зависимости от его  индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.

Прообразом такой  школы служит Маннгеймская система. Получившая свое название от имени  города Мангейм, где она впервые  была применена. Она характеризуется  тем, что при сохранении классно-урочной  системы организации обучения учащиеся, в зависимости от их способностей. Уровня интеллектуального развития и степени подготовки, распределялись по классам на слабых, средних и  сильных.

Методологические  позиции.

- Гуманистическая ориентация программы развития школы; демократизм, социальное равенство в получении образования; исключение социальной селекции детей;

- Адаптирующая педагогика, сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.

- Педагогический плюрализм, многопарадигматическая кооперация, ориентированные на потребности ученика и общества, гармонизация различных подходов.

- Принцип оптимизации обучения Ю. К. Бабанского.

- Принцип дифференциации  образования: разделение на основную  и дополнительную: коррекционно-развивающую  и углубленную траектории.

- Учет психологических  закономерностей личностного развития, диагностическое обеспечение дифференциации.

- Разнообразие методических  средств, максимальная гибкость  модели.

- Социальная направленность, педагогизация окружающей среды.

Особенности содержания:

Ориентировочной основой, на которой строятся разнообразные  программы преподавания, критериальной  базой уровня требований к ЗУН  учащихся являются государственные, образовательные  стандарты.

Основную структуру  комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных  потоков-траекторий, поостренных по вертикали от первого класса начальной  до последнего класса средней школы:

1) траектория базового  стандарта;

2) траектория продвинутого (гимназическо-лицейского) образования;

3) траектория компенсирующего  обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов.

В адаптивном комплексе  Е.А. Ямбурга детский сад существует в аффективно-эмоцианально-волевой  парадигме, что, разумеется, предполагает и когнитивное развитие детей, но он не является доминирующим, самоценным. Учет личностных качеств ребенка  ведется индивидуально.

Основной задачей  обучения в классах базового стандарта  является усвоение знаний, умений и  навыков в рамках базисного учебного плана и образовательных стандартов по предметам.

Дополнительной задачей  организации педагогического процесса на траектории базового стандарта является вариация содержания и методов обучения с целью их адаптации к конкретному  контингенту детей.

Главными целями траектории повышенного уровня являются: воспитание интеллектуальной элиты; развитие творческих способностей детей; возрождение русской  духовной культуры; обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся.

Под компенсирующим обучением  в широком смысле слова подразумевается  система диагностических, коррекционных, методических, организационных мер, которые предпринимает школа  для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную  самореализацию личности.

Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются  нарушения работоспособности и  произвольной регуляции деятельности. охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Особенности методики:

Педагогика комплекса  вариативного образования носит  адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также  совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения. Опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.

Адаптация выпускника к жизни, к практике рыночных отношений осуществляется через систему профессиональной и социально-бытовой ориентации, социального закаливания.

Система дифференциации в учебно-воспитательном процессе предполагает:

- добровольность и свободный выбор ребенком вариантов образования;

- помощь ребенку в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;

- возможность исправления ошибок в выборе ребенка, миграции его с одного варианта (траектории) обучения на другой.

Основной  особенностью методик, применяемых в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методик и всего лучшего, что есть в современных методах обучения. Эффективны традиционные объяснительно-иллюстративные методы и приемы, добротное репродуктивное закрепление и повторение, принцип наглядности, практические работы, дидактические игры.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащихся). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку (забота. Гуманное отношение, человеческое тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

- обучение без принуждения  (основанное на интересе, на успехе, на доверии);

- урок как система  реабилитации, в результате которой  каждый ученик начинает чувствовать  и сознавать себя способным  действовать разумно, ставить  перед собой цели и достигать  их;

- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей  и многообразия учебного материала;

- одновременное подключение  слуха, зрения, моторики, памяти и  логического мышления в процессе  восприятия материала;

- использование опорных  сигналов (ориентировочной основы  действий);

Информация о работе Авторские школы