АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрена проблема развития творческого мышления у студентов художественно-графического факультета, которые в силу рода своей деятельности, безгранично нуждаются в идеях, неординарных решениях. Так как корень решения многих педагогических задач, да и не только, лежит в поиске факторов определяющих развитие данного качества личности, то одна из задач, которые я перед собой ставлю, рассмотреть факторы, влияющие на развитие креативности. Определить при каких условиях, наиболее продуктивно развивается творческое мышление. Кроме того актуализировать важности его развития.

Содержание

1. Введение
2. Арт-технологии
2.1 -Что такое Арт технологии?
2.2 -Направления в арт технологиях
3. Креативность
3.1 -Что такое креативное мышление?
3.2 -Четыре стиля креативного мышления
3.3 -Важность креативного мышления сегодня
3.4 -Определение креативного потенциала
3.5 -Креативные люди
3.6 -Роль образования в развитии креативности
4. Арт-терапия как условие развития креативного
мышления студентов ХГФ
-Условия формирования творческого мышления
4.2 -Обсуждение и интерпретация работ
4.3 -Упражнения
5. Заключение
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АРТ_Терропия как условие развития креативных способностей студ. ХГФ.docx

— 86.58 Кб (Скачать)

  А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем...Нашему сложному времени свойственны быстрые и резкие изменения... Порой они бывают молниеносными... Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.

  Какие мысли у вас возникают ?... Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (Эти вопросы тренер повторяет 2 — 3 раза.). Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают ?

  А теперь вспомните, что вы сидите в  этой комнате, и здесь есть еще  другие люди. Вернитесь сюда, в наш  круг, и сделайте это в удобном  для вас темпе.

  После того как все участники группы откроют глаза, тренер может предложить им еще некоторое время оставаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.

  Рисунки участников группы желательно расположить  так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

  (После того как все закончили рисовать и рисунки были прикреплены на натянутую леску или к стене, тренер продолжает инструкцию.) Продолжим нашу работу. Сейчас мы объединимся в группы по 4 — 5 человек и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится. В ходе представления каждой группой своего перечня качеств тренер побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом тренер записывает называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана. 

Упражнение 2

  Участники группы сидят по кругу. В центре кругалежит все, что необходимо для рисования  — бумага, краски, фломастеры и т. д.

Инструкция: Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени  на рисование, мы подождем, когда все  закончат свои рисунки.

  После того как все завершат работу, каждый рассказывает о своем рисунке, о  том, как он (она) понимает, что такое  креативность. По ходу обсуждения тренер предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний. После того как все выскажутся, тренер подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся проявлений креативности, условий ее формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ (содержательных модулей), в рамках которых будет проходить дальнейшая работа. 

ЗАВТРАК-ОБЕД-УЖИН (В.Л. Кокоренко)

Мир - огромный объект нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь, а мы - сосунки, вечно ждущие, с надеждой глядящие вперед - и вечно испытывающие разочарование.

Эрих  Фромм

  Среди различных арт-технологий рисуночные (изобразительные) техники используются наиболее часто. И если стереотип «Я не умею рисовать» преодолен, то рисуночные техники работы с различными темами имеют практически неограниченные возможности применения.

  Я опишу одну из тем для рисунка, которую с удовольствием применяю в работе с самосознанием личности. Попробовав эту тему однажды, я с  удивлением и восторгом обнаружила, на какие глубинные пласты психики и личности человека можно выходить. Постепенно тема для рисунка была мною разработана в технологию и включена в обучающий процесс.

  Для этого занятия участники объединяются в группы по пять-шесть человек, которые  будут рисовать на одном большом  листе (один-два листа формата  А-1). Потребуются краски (гуашь, акварель), стаканчики с водой, кисточки.

Когда группы готовы к работе, я объявляю тему и прошу каждую группу решить, что именно они будут рисовать: завтрак, обед или ужин). И только после того, как выбор сделан, конкретизирую задание. Важно, чтобы участники при выборе не начали обсуждать и договариваться - кому что рисовать, поэтому на выбор много времени давать не рекомендуется. Чтобы минимизировать влияние участников друг на друга, прошу всех во время рисования не общаться.

  Задание: каждому участнику необходимо представить себя в виде блюда на завтраке (обеде, ужине). Время на работу - пятнадцать - двадцать минут.

Обычно  после секундной паузы участники  с воодушевлением и азартом берутся за работу. На лицах - улыбки, явно говорящие, что люди получают удовольствие от темы; глаза - разные: озорные, смешливые, сосредоточенно-отстраненные,  вспоминающе-теплые, иногда сомневающиеся.

  Лист  заполняется разнообразной едой и напитками, могут появляться столовые приборы, скатерть, салфетки и прочие необходимые (и не очень) предметы.

  Работа  закончена, и участникам не терпится поделиться переполняющими эмоциями, понять смысловую нагрузку задания.

  Мы начинаем обсуждение как всегда с эмоционального отреагирования, а затем переходим к индивидуальной работе каждого участника со своим образом. Я предлагаю каждому желающему:

  1. рассказать, какое блюдо (или несколько блюд и предметов) было нарисовано;
  2. ответить на вопрос: какие грани личности, черты характера, привычки отразились в нарисованном образе?

  Поскольку механизм персонификации здесь работает через образы, так или иначе связанные с едой, то в первые моменты многие участники затрудняются в анализе (слишком уж необычным и даже неожиданным оказывается сравнение себя с неким блюдом). Некоторые авторы с удивлением узнают, что задание было «представить себя в виде некоего блюда на завтраке, обеде или ужине», поскольку услышали задание как «нарисовать то, что вы обычно едите на завтрак, обед или ужин». Тем интереснее становится анализ, ведь здесь в одном из своих многих ликов человеку явилось Бессознательное.

  Чтобы чуть-чуть упростить задачу, я предлагаю  начать анализ с описания конкретных свойств продукта (блюда), многократно  отвечая на вопрос: какой это продукт? Какое оно — это блюдо? Было ли оно приготовлено и как долго это делалось, или это фрукт (овощ), который достаточно помыть и съесть? Как часто этот продукт появляется у нас на столе — каждый день или по большим праздникам? Это блюдо привычной для нашей культуры кухни или относится к экзотическим? Как оно оформлено на столе—в какой посуде автор «подал его к столу», в сковороде или в тарелке? Какие еще предметы (если есть) принадлежат кисти (образу) автора? Какую функцию они выполняют, и о каких индивидуально-типологических и личностных особенностях автора говорят? Чем конкретнее будет охарактеризован этот продукт, чем внимательней к деталям будет автор, тем больше материала для личностной работы он получит.

  Поскольку подобные рассуждения, авторские (или, с разрешения автора, коллективные) психологические интерпретации могут уводить далеко в фантазии (проекции), необходимо периодически возвращаться к конкретному рисунку, опираясь на конкретные детали. Задавая себе вопрос: «Что видят мои глаза?», автор удерживает себя в рамках конкретного образа. Желательно также, высказывая ту или иную мысль, отмечая черту, характеристику, указать, словесно или демонстрируя в рисунке, через какие изобразительные средства удалось отразить. 
 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Итак, мы выяснили, что в первую очередь  необходимо увлечь студента, создать  условия для пробуждения  мотивов  к  творчеству  и  развития  соответствующих способностей к тому или другому виду художественной деятельности. Необходимо постоянно находится вовлечённым в процесс создания продукта творчества. Нужно обсуждать работы с автором и группой, но так, чтобы это обсуждение не сводилось к поверхностному описанию, а было глубинным, личностным. Необходимо подчеркивать достоинства работы связывать их с чертами студента, другими словами создавать ситуацию успеха.

  Надо  расширять кругозор студентов, повышать их культурный опыт. При этом все  перечисленные выше средства должны создавать условия для формирования самосознания студентом важности развития творческого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Алан  Дж. Роу «Креативное мышление». Перевод  с англ. Островский В.А:НТ Пресс, 2007.-176с.:-(Библиотека лидера).

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего  образования. М.: Издательский центр  «Академия», 2003

Кокоренко В.Л. «Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.

«Арт-терапия  в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина.- СПб.: Изд «Речь» совместно  с изд. «Семантика-С», 2002.-224 с.

«Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003.-880 с.: - («Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии»)

«ТРЕНИНГ  РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ»  И. Ю. Хрящев 
 

Информация о работе АРТ Терропия как условие развития креативных способностей студентов художественно-графического факультета